Тема 10. Налогообложение предприятия

1. Налоговая политика Республики Казахстан

2. Налоговая система РК

3. Виды налогов и объекты налогообложения

4. Налоги, применимые к недропользователям

1. В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Налоговые отношения всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут быть использованы для формирования и других самостоятельных денежных фондов, существующих и вне бюджета. Вопрос о том, чьим доходом являются те или иные доходы зависит от строения финансовой системы государства. Но в любом случае налоги не формируют самостоятельного денежного фонда, а выступают в качестве одного из видов доходов тех или иных фондов. В Казахстане в настоящее время налоги выступают доходным источником бюджета в двух его разновидностях: республиканского и местного. Значение налогов как основного источника финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или же на государственной собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при всей его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла бы быть выражена в деньгах; в силу этого во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне, и проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов. Функции налогов не есть нечто заданное - они видоизменяются вместе с государством и той ролью, которую оно стремиться играть в экономике.

На данный момент структура налоговой системы представляет собой наибольший интерес в области налоговой политики государства. В связи с этим тема работы является актуальной. За годы суверенитета в республике апробировалось несколько механизмов налогообложения и до сих пор происходит совершенствование налоговой системы, адекватной требованиям рыночной экономики.

Налоги - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов.

Право взыскать налоги всегда является одним из суверенных прав государства, такие же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее.

Как определяют современные экономисты, налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В экономических словарях данное определение обобщено следующим образом: "Налоговая политика - стратегические направления и тактические действия участников налоговых отношений при выполнении своих прав и обязанностей, определенных Конституцией того или иного государства, своде налоговых законов и других законодательных актов, имеющих прямое или косвенное отношение к налогообложению".

Но самое краткое определение, было замечено в справочнике "Налоговые системы развитых стран", которое характеризует налоговую политику как "систему мероприятий, проводимых государством в области налогов".

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

- обеспечению государства необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения своих функций и задач;

- созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

- сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения (при развитии политики прямого налогообложения).

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

Налоговая система в РК представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Налоговым Комитетом Министерства государственных доходов и налоговыми управлениями в областях, крупных городах, налоговыми отделами в районах и городах.

Налоговая служба осуществляет общегосударственный контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах.

В настоящее время в республике налоговая система подвергается жесткой , но обоснованной критике. И сегодня совершенствование налоговой системы направлено на устранение недостатков, препятствующих обеспечению полноты поступления в бюджет финансовых ресурсов, упрощению структуры налогов и сборов.

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе налоговой системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в Казахстанской экономике. Разработчики экономических реформ по программе МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в Казахстанскую рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель.

Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма.

Для казахстанских условий начала 90-х годов была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране (налог на имущество, на использование минеральных ресурсов и т.д.).

С момента введения ныне действующей налоговой системы прошло более пяти лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить , что процесс перехода экономики Казахстана к рынку происходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них - больший акцент на разрушении старого вместо созидания нового, и как следствие - налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.

Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.

2. Республике Казахстан обязанность платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи. К "другим обязательным платежам", которые упоминаются в статье 35 Конституции Республики Казахстан, относятся в первую очередь: отчисления, взносы, плата и пошлина.

Согласно Конституции Республики Казахстан государственные налоги и сборы может устанавливать только Парламент или в предусмотренных Конституцией случаях - Президент Республики. Плату же - в силу неурегулированности этого вопроса в законодательном порядке - может устанавливать любой местный орган.

1. В Республике Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета Республики Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

2. Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

3. Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

4. Освобождение от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".

Построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.

3. Налоги классифицируются по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество. Последние правильней было бы назвать вещными налогами, поскольку, с точки зрения гражданского законодательства Республики Казахстан, деньги, которые являются объектом обложения подоходным налогом, являются разновидностью имущества. Налоговое же законодательство под имуществом понимает то, что гражданское именует вещами, т. е. имущество в материально-вещественной форме.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог – налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС и акцизов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку суммы данных налогов включаются в его цену. Поэтому эти налоги иногда называют налогами на потребление, в то время как прямые налоги – налогами на потребление.

В налоговой практике встречаются названия индивидуальный налог, субъектом которого являются физические лица и корпоративный налог, субъектом которого выступают физические лица. Последнее название является примером неразборчивого заимствования зарубежной терминологии, так как гражданское законодательство Казахстана подобного термина не знает.

Как правильно, на наш взгляд, отмечается в юридической литературе "выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение в характеристике правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определений перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов".

В зависимости от их территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные.

К общегосударственным налогам относятся:

1) подоходный налог с юридических и физических лиц;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) налог на операции с ценными бумагами;

5) специальные платежи и налоги недропользователей.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество юридических и физических лиц;

3) налог на транспортные средства;

4) сбор за операции с ценными бумагами;

5) сборы за право занятия отдельными видами деятельности;

6) сбор с аукционных продаж.

Деление налогов на общегосударственные и местные обычно определяются двумя факторами: кем установлен налог (центральным и местным органом) и доходным источником, какого бюджета он является (центрального или местного).

В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечения равенства его доходной и расходной статей.

Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего в нижестоящий в целях сбалансирования последнего.

Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов, так и из регулирующих доходов.

Определение налога, в качестве регулирующего производится при утверждении соответствующего бюджета. Для регулирования местных бюджетов обычно используется подоходный налог с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.

Характеризуя целевые налоги и отмечая их положительные качества, С.Г. Пепеляев указывает, что во-первых с психологической точки зрения, налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог; во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу, в-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением доходов.

Налоговая система Казахстана формально не знает специальных налогов. Однако, если рассмотреть такие платежи в Дорожный фонд, как отчисления пользователей автомобильных дорог и сбор за реализацию бензина и дизельного топлива, реализуемого в розничной торговле, то мы увидим в них типичные налоги со всеми их признаками, атрибутами и элементами (сбор, например, за реализацию – самый обычный налог с продаж).

Кстати, стремления замаскировать налоги под всякого рода "отчисления", "сборы", "плату" и т.п. – это типичное явление для всякой финансовой системы, построенной по ведомственному признаку.

Наши рекомендации