Формы и виды предприятий как юридических лиц
В соответствии с приложениями первой части Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.01.95 г. в РФ могут создаваться (образовываться) юридические лица, подразделяющиеся на коммерческие и некоммерческие.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (схема 1).
Предприятия всех организационно-правовых форм могут создаваться на основе частной, коллективной, государственной и муниципальной собственности, на смешанной и совместной собственности. Поэтому различают частные, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).
В зависимости от численности работающего персонала предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. В отдельных странах для разделения предприятий по количественным параметрам применяются и другие критерии: объем оборота, сумма прибыли (дохода), объем первоначального капитала, объем активов. В РФ для отнесения предприятий к малым (независимо от организационно-правовой формы), принимается один показатель: численность персонала, находящегося в штате, работников, занятых на основе гражданско-правовых договоров.
|
|
Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, работ и оказанию услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица, т.е. организация, которая имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприятие как самостоятельно действующий субъект, должно иметь самостоятельный баланс или смету, наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Предприятие, как юридическое лицо, в соответствии с первой частью Гражданского кодекса РФ, действует на основании Устава, либо учредительного договора.
Определены 2 категории предприятий как юридических лиц:
1) коммерческие организации – основная цель деятельности извлечение прибыли;
2) некоммерческие организации – организации, не имеющие целью извлечения прибыли в качестве основной деятельности (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и др.)
В соответствии с действующим законодательством к юридическим лицам, к коммерческим организациям относятся:
· хозяйственные товарищества;
· хозяйственные общества;
· производственные кооперативы;
· государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В первой части ГК РФ отсутствует понятие "индивидуальное (семейное) частное предприятие", а ныне действующие подлежат до 01.07.99 г. преобразованию в общества или кооперативы, либо ликвидации.
Хозяйственные общества – наиболее распространенная форма в рыночной экономике. Это добровольное объединение предпринимателей (физических и юридических лиц), являющиеся едиными и единственными собственниками имущества.
Товарищества – объединения лиц.
Общества – объединение капиталов.
Виды хозяйственных обществ
Общества с ограниченной ответственностью
Они учреждаются одним или несколькими лицами, уставный капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Отличительные черты общества с ограниченной ответственностью:
· его участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных вкладов;
· участник ООО имеет право в любое время выйти из общества. независимо от согласия других его участников, что расширяет экономическую свободу участников общества (ст. 94 ГК РФ);
· в соответствии с учредительными документами и законом участнику ООО при его выходе из общества должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доли в уставном капитале общества.
Уставный капитал поделен на вклады участников, которые не несут ответственности по долгам, а лишь рискуют своими вкладами.
Общества с дополнительной ответственность (ОДО)
Участники общества солидно несут ответственность участников по обязательствам общества при недостаточности его имущества в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.
Акционерное общество (АО)
Акционерное общество – способ организации крупной предпринимательской деятельности, связанной с большими капиталовложениями.
В акционерном обществе уставный капитал разделен на определенное число акций. Акционеры, т.е. владельцы акций несут ограниченную ответственность в пределах сумм приобретенных акций.
Акционерное общество – форма централизации капитала и вместе с тем основная организационная форма современных крупных капиталистических предприятий. Капитал акционерного общества формируется учредителями путем выпуска и продажи (или, как еще говорят, размещения) акций. Впоследствии для увеличения размеров капитала общество может выпускать также и свои облигации.
Акционер несет ответственность по обязательствам предприятия лишь в размере капитала, вложенного в акции. Если предприятие обанкротилось, владелец акций теряет только сумму капитала, на которую он приобрел ценные бумаги.
Акционерная форма собственности наиболее удобна для акционеров. Именно этим объясняется тот факт, что в настоящее время акционерная собственность является господствующей в экономике развитых стран. Крупный бизнес трудно, а подчас и невозможно, вести на основе только личного капитала предпринимателя.
Акционерная собственность – это закономерный результат процесса развития и трансформации частной собственности, когда на определенном этапе развития масштабы производства, уровень технологии, система организации финансов создают предпосылки для принципиально новой формы организации производства на базе добровольного участия акционеров. Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем, даже тех, которые сами не могут в силу разных причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного капитала вместе с высокой его диверсификацией[1] позволяет вкладывать средства в весьма перспективные, но и высокорискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Есть много других положительных сторон акционерной формы собственности, делающих ее поистине универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответственности вкладчиков.
Последнее обстоятельство особенно важно в условиях нестабильной экономики, расстройства хозяйственных связей, неуверенности в завтрашнем дне, когда непредвиденная остановка производства может привести к огромным убыткам, долгам, на погашение которых может не хватить даже всего имеющегося имущества. Подобной опасности подвергаются арендные предприятия, индивидуальные предприниматели, полные товарищества. Акционерные общества позволяют более оперативно использовать материальные и людские ресурсы, оптимально сочетать личные и общественные интересы всех участников общественного производства.
Акционерные общества, являющиеся основной формой организации современных крупных предприятий во всем мире, представляют собой наиболее совершенный правовой механизм по организации экономики на основе объединения имущества частных лиц, корпораций различного вида и иных органов. Основными чертами этого вида общества являются:
· разделение акционерного капитала на равномерные, свободно обращающиеся доли-акции;
· ограничение ответственности участников по обязательствам общества только взносами в капитал общества;
· уставная основа объединения, позволяющая легко менять число участников и размеры акционерного капитала;
· отделение общего руководства от управления самим предприятием, которое сосредотачивается в руках особого органа – правления (дирекции) общества.
Таким образом, акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает лучшую форму реализации коллективной собственности, создавая заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля хозяйственной деятельности и управления ею со стороны акционеров. С другой стороны выпуск акций представляет собой сильный и неформальный способ привлечения средств для расширения и диверсификации производства.
Акционерное общество – одна из организационных и финансово-экономических форм хозяйственных образований и хозяйственной деятельности. Каковы особенности (преимущества) акционерных обществ?
Первая особенность акционерных обществ состоит в том, что они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов, выпуск акций для того, чтобы начать дело (купить землю, построить на ней предприятие, приобрести оборудование, сырье). За счет каких источников можно начать дело? Во-первых, за счет личных средств граждан, объединяющихся для создания предприятия. Во-вторых, за счет банковского кредита, который должен быть обеспечен денежными средствами или имуществом заемщика. В третьих, за счет выпуска акций. Акциями данного общества может владеть большое количество инвесторов, т.е. можно быстро собрать значительную сумму денег. В отличие от облигаций, деньги, поступившие от продажи акций, отданы акционерному обществу на длительный срок – до ликвидации общества. Это более предпочтительный, а иногда и единственно возможный источник для начала дела.
Вторая особенность акционерных обществ – распыление риска. Акционер в случае банкротства общества рискует потерять деньги, которые он затратил на приобретение акций.
Третья особенность акционерного общества – участие акционеров в управлении ими. Изменение устава и размеров уставного капитала, избрание руководящих органов, утверждение годовых результатов деятельности, реорганизация и ликвидация общества – исключительная компенсация собрания акционеров. При этом голоса акционеров "взвешиваются" по числу акций.
Четвертая особенность акционерного общества – право акционеров на получение ежегодного дохода – дивиденда.[2] При этом акционер часто не работает на том предприятии, акции которого он купил, и не обязан присутствовать на общих собраниях акционеров.
Пятая особенность акционерных обществ – дополнительные возможности стимулирования персонала. Предприятие может предоставить своим управляющим, работникам преимущественное право приобретение акций, продать им акции в рассрочку, со скидкой и т.д. Все это привлекает граждан и других инвесторов к участию в акционерном обществе.
Открытое акционерное общество (ОАО) – это общество, в котором число участников не фиксируется, производит открытую продажу акций среди неограниченного числа инвесторов. Его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО проводит свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Акции могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров, а также свободно продаваться на финансовом рынке. Формально каждый человек, купивший акции ОАО, становится его совладельцем. В действительности же мелкие держатели акций не оказывают никакого реального влияния на управленческие решения, принимаемые акционерной компанией. Такое влияние могут оказать только крупные владельцы акций, которые на общих собраниях акционерного общества обладают большим количеством голосов – пропорциональным сумме имеющихся у них акций.
Непосредственное влияние на управленческие решения оказывают те, кто имеет контрольный пакет акций. Формально контрольный пакет акций, дающий право его владельцам на управление акционерным обществом, должен составлять свыше 50% всех выпущенных акций, но на практике возможность управления акционерным обществом дает владение 15 – 30% всех акций.
Следует отметить, что в России в переходный период к рыночной экономике рынок бумаг пока не получил своего развития. Поэтому акционеры ОАО не имеют возможности реализовать основные достоинства акций – получение доходов за счет роста курса акций на бирже. Они вынуждены довольствоваться небольшими дивидендами (и то при наличии прибыли на предприятии).
Закрытое акционерное общество (ЗАО) – предполагает продажу акций только учредителям. Не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые акции.
Акции могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров.
ЗАО имеет фиксированный состав участников, не вправе публиковать данные о годовом отчете и балансе.
Уставной капитал (УК) определяет минимальный размер имущества ОАО, гарантирующий интерес его кредиторов, закон требует, чтобы минимальный УК ОАО был не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, а ЗАО – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.
УК может быть увеличен как путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций, так и путем размещения дополнительных акций. УК может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций и путемприобретения части размещенных акций.
Производственные кооперативы – совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности; личное трудовой участие членов; паевые взносы.
Государственные и муниципальные предприятия – основаны на государственной собственности и собственности города, района, входящих в них административно-территориальных образований.
Преобразуются в унитарные предприятия – это государственное или муниципальное предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за собственником (имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам). Оно основано на праве полного хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Государственный (муниципальный) орган решает вопросы создания, реорганизации, ликвидации предприятия, целей деятельности, утверждает устав, часть прибыли, но не отвечает по обязательствам предприятия.
Унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом, может создавать дочерние предприятия путем передачи ему части имущества.
Унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Правительства РФ. Оно владеет и пользуется имуществом, но распоряжается им только с согласия собственника, который утверждает устав и назначает руководителя.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом. Однако при недостаточности его субсидиарную ответственность несет Российская Федерация.
В условиях рынка основное средство регулирования гражданско-правовых отношений в среде предпринимательства – договор (договорные обязательства) – это соглашение двух или нескольких лиц.
Малые предприятия
Как отмечалось выше, в классификации предприятий по размерам, выделяются малые предприятия, которым в рыночной экономике отводится особая роль.
В России к малым предприятиям относятся: в промышленности, строительстве и на транспорте – предприятия с численностью работающих – 100 человек, в сельском хозяйстве – 60 человек, в науке, научном учреждении – 50 человек, в других отраслях – 50 человек.
В странах Европейского союза для отнесения к категории "малые" необходимо, чтобы предприятие соответствовало двум из следующих трех показателей:
1) численность работающих;
2) объем реализованной продукции;
3) размер прибыли.
Преимущества малого бизнеса:
· способность обеспечить конкурентоспособный характер производства и его демократизацию;
· создание новых рабочих мест;
· ускорение реализации научно-технических новшеств; маневренность, динамичность;
· содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населенных пунктов и др.
В России в настоящее время отсутствует действенная государственная поддержка малых предприятий, хотя был принят ряд постановлений.
В частности, ГосДума имеет Федеральные законы "О государственной поддержке малого предпринимательства (МП) в Российской Федерации". Законом предусматривается разработка ежегодной федеральной и муниципальных программ поддержки МП, создание фондов его поддержки, льготное налогообложение, льготное кредитование и страхование, ускоренная амортизация основных фондов, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий малого бизнеса. Однако здесь имеются еще серьезные проблемы, мешающие развитию этого многочисленного сектора экономики.
Холдинговые компании
Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Холдинговая компания – это компания или корпорация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний (фирм) с целью контроля и управления их деятельностью. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации. Размеры холдинга при этом могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм. Холдинговая компания – вершина пирамиды, составленная из дочерних компаний. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются "дочерними".
Контрольный пакет акций – ведущая форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.
Решения о наличии контрольного пакета акций принимаются Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Российской Федерации (ГКАП) и его территориальными органами с учетом структурных особенностей учредительных документов и капитала предприятий. В России это условие обязательно для всех холдинговых компаний, доля капитала которых находится в государственной собственности, в момент создания компании не превышает 25%. В РФ холдинговые компании создаются для содействия кооперации инвестиционной политики. Передача холдинговой компанией или дочерними предприятиями прав на сбыт третьим лицам продукции (работ и услуг) дочерних предприятий (кроме экспортных операций), а также регулирование холдинговой компанией цен на указанную продукцию (работы, услуги) не допускаются.
За рубежом целей создания холдинговых компаний намного больше. Это, в частности, консолидация различных предприятий, когда холдинговая компания перераспределяет средства с целью управления доходами дочерних компаний, покрывая убытки одних прибылями других. Кроме того, активно решаются и другие задачи: создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния предприятии под эгидой холдинговой компании; посредническая деятельность холдинговых компаний в производстве и сбыте отдельных видов товаров; ускорение процесса диверсификации; минимизация воздействия валютного контроля на прибыль транснациональных компаний; централизация участия в капитале других компаний.
Преимущества холдинговых компаний в том, что они борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией. Это важнейшая особенность холдинговых компаний является также существенным недостатком для потребителей, так как чрезмерная консолидация производства и сбыта ведет к монополизму производителя со всеми вытекающими отсюда для потребителя последствиями.
Поэтому в отечественном законодательстве, регулирующем нормы отношений холдинговых компаний с обществом, важное место занимает Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Положительные стороны обуславливаются следующими возможностями холдинговых компаний:
использование увеличения размеров производства и сбыта; достижение высокой эффективности в международном движении капитала; амортизация негативного воздействия государства на предприятие. Отрицательные стороны холдинга – стремление к монополизму (олигополизму); стремление к усилению контроля над предприятиями; искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных (очень опасное дело при наличии отечественных традиций уравниловки); невозможность четкого отслеживания перераспределения фондов между своими предприятиями; потребность в большом количестве высококвалифицированных менеджеров.
Создание предприятий
Создание пищевого предприятия базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, в зависимости от формы собственности на имущество (на праве собственности, на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления и др.). Необходимость создания пищевого предприятия обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, а также возможностью производить продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) в соответствии с потребностями рынка, заказами государства и конкретных потребителей. Этапы создания нового пищевого предприятия:
1) возникновение идеи о создании нового пищевого предприятия, необходимого для производства конкретной продукции;
2) изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;
3) изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать пищевое предприятие;
4) подбор поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования, энергетических ресурсов информации и др.;
5) подбор соучредителей пищевого предприятия;
6) определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования пищевого предприятия;
7) разработка учредительных документов и бизнес-плана;
8) проведение организационных мероприятий по созданию пищевого предприятия в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;
9) осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;
10) изготовление печатей и штампов;
11) постановка на учет в органе государственной налоговой службы и др.
Важное место в процессе создания пищевого предприятия имеет подбор руководящих работников, специалистов, определение их функций, прав, ответственности, наем на работу других сотрудников, установление форм и методов их стимулирования (мотивация), разработка правил внутреннего распорядка в соответствии с действующим законодательством, формирование условий и подсистем механизма функционирования пищевого предприятия.
Учредителями пищевого предприятия в зависимости от формы собственности могут быть:
1) государственные органы или органы местного самоуправления при создании государственного или муниципального унитарного пищевого предприятия;
2) дееспособные граждане (физические лица), индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации - при создании хозяйственных товариществ и обществ;
3) юридические лица (коммерческие организации) - при формировании сложных объединений пищевых предприятий и организаций (концернов, холдинг-компаний, консорциумов и др.);
4) хозяйственные общества, государственные и муниципальные пищевые предприятия - при создании дочерних обществ и пищевых предприятий;
5) иностранные граждане и юридические лица, российские граждане и юридические лица - при создании совместных пищевых предприятий (пищевых предприятий с иностранными инвестициями);
6) добровольные объединения граждан на основе их членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, на их личном, трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов при учреждении производственных кооперативов;
7) фонды – при создании хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности.
Предприятия могут учреждаться (создаваться) на базе государственной, муниципальной собственности, собственности граждан (физических лиц) и (или) юридических лиц, на коллективной и смешанной собственности.
Уставный капитал АО состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами.
Разработка учредительных документов является важным (определяющим) этапом как в процессе создания пищевого предприятия, так и в процессе его функционирования. Учредительные документы (особенно устав пищевого предприятия) представляют собой свод прав, обязанностей, условий функционирования пищевого предприятия, его трудового коллектива, устанавливающих статус пищевого предприятия.
Основные учредительные документы: устав и учредительный договор. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
В "Положении о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности" установлено, что устав должен в обязательном порядке содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, местонахождении пищевого предприятия, размере его уставного капитала (фонда), составе, порядке распределения прибыли и образования фондов пищевого предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации пищевого предприятия.
В ГК РФ установлено, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите организационно-правовые формы коммерческих организаций?
2. Отличие привилегированных акций от обычных.
3. Какие предприятия считаются в России малыми?
4. Дайте понятие унитарного и казенного предприятий.
ТЕСТЫ
Выберите правильные ответы на следующие вопросы: