Железнодорожные тарифы являются ценами реализации транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожного транспорта и сопутствующих им услуг.
На протяжении всего периода становления в России рыночных отношений и, особенно, в периоды преодоления негативных последствий кризисных явлений конца 90-х годов, мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, на железнодорожный транспорт возлагалась роль стабилизирующего звена в экономике страны.
Предпринятые на государственном уровне жесткие ограничительные меры тарифного регулирования в отношении федерального железнодорожного транспорта фактически означали введение механизма перекрестного субсидирования отраслей экономики за счет железнодорожного транспорта.
Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в целях :
• достижения баланса интересов субъектов естественных монополии на железнодорожном транспорте потребителей их услуг;
• защиты экономических интересов;
• развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
• обеспечения устойчивого и экономически эффективного функционирования субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте;
• создание для естественной монополии экономических стимулов к снижению себестоимости перевозок и повышения качества транспортного обслуживания, а в отношении потребителей их услуг – стимулов к оптимизации транспортных связей.
На железнодорожном транспорте России железнодорожные перевозки регулируются
Федеральным законом «О естественных монополиях» (n № 147-ФЗ от 17.08.95),
Федеральным законом «О железнодорожном транспорте» ( № 17-ФЗ от 10.01.2003),
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» (№ 332 от 30.06.04),
Постановлении Правительства РФ « Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте (№ 787 от 15.12.2004) и Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте( № 917 от 23.12.02)
Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (Постановление Правительства РФ от 20.11.03 №703)
Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (от 25.11.03 № 710).
Регулирование тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам и Министерством транспорта.
Грузовые тарифы: основные принципы построения, дифференциация тарифов, тарифные классы грузов. Особенности действующего Прейскуранта 10-01.
Тарифы на перевозку грузов являются главным инструментом регулирования экономических взаимоотношений внутри отрасли. Уровень грузовых тарифов самым непосредственным образом определяет эффективность размещения производства в разных регионах страны, а также эффективность производства уже действующих предприятий. От уровня грузовых тарифов зависят объем, области сбыта и цена их продукции в пунктах потребления. Все это предъявляет повышенные требования к обоснованию величины тарифа.
Система тарифов на всех внутренних и международных линиях зафиксирована в Прейскуранте 10-01 « Тарифы за перевозку и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» утв. Постановлением ФЭК России и ФСТ РФ
В основе грузовых тарифов лежит среднесетевая себестоимость перевозок. При этом современные тарифы дифференцируются с учетом влияния ряда факторов, определяющих различия в себестоимости их перевозок. В число таких факторов входят:
• типы вагонов, используемых для перевозки грузов;
• степень использования их вместимости и грузоподъемности;
• расстояние перевозки и скорость доставки грузов;
• масса и объем партии единовременно перевозимого груза;
• собственность на используемые вагоны и локомотивы.
В Прейскуранте 10-01 (от 2003 года) сохранена трехклассная система тарифов, учитывающая платежеспособность и происхождение груза (продуктов сырьевых, промежуточного и конечного потребления)
Первый класс – грузы с транспортной составляющей 15-70%,
Второй класс – грузы с транспортной составляющей 8-15%
Третий класс – грузы с транспортной составляющей менее 8%.
Прейскурантом 10-01 произведена дифференциация тарифов в зависимости от вида отправки (маршрутная, групповая, повагонная, контейнерная и мелкая).
Тарифы на пассажирские перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении; принципы построения, основные направления развития.