Материально-техническое снабжение и сбыт на предприятиях лесного хозяйства
Под материально-техническим снабжением предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в строго установленные сроки и в объемах, необходимых для нормального и бесперебойного функционирования производства.
Сбыт - это реализация изготовленной продукции, доведение ее до потребителя. Из сказанного вытекает, что снабжение необходимыми ресурсами является начальным этапом производства, а сбыт готовой продукции - его завершением.
Для решения задач материально-технического снабжения и сбыта на предприятиях лесного хозяйства организуются специальные службы или отделы, которые обеспечивают своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами в соответствии с установленными плановыми заданиями и нормами расхода. На службу материально-технического снабжения и сбыта возлагаются следующие функции: планирование потребностей в материально-технических ресурсах в соответствии с производственной программой, заключение хозяйственных договоров на их поставку, организация завоза ресурсов, их приемка, хранение и выдача для непосредственного использования, контроль за эффективностью хранения и использованием ресурсов. При этом весь процесс материально-технического снабжения и сбыта должен осуществляться при минимальных транспортно-складских расходах и с соблюдением установленных норм и нормативов запасов и расходования.
Транзитная и складская формы снабжения и сбыта
На предприятиях лесного хозяйства, как правило, используются две формы материально-технического снабжения - транзитная и складская. При транзитной форме лесхозы приобретают необходимые им материально-технические ресурсы непосредственно на предприятиях-производителях ресурсов, т.е. без посредников. В этом случае имеют место прямые хозяйственно-договорные связи между лесхозами и предприятиями-поставщиками ресурсов. Например, лесхозы могут приобретать технику, станочное оборудование непосредственно на заводах-изготовителях. Это выгодно, так как позволяет избежать наценки сбытовых организаций и приобрести средства производства по более низкой цене. При складской форме снабжения необходимые материально-технические ресурсы приобретаются со складов и баз снабженческо-сбытовых организаций, т.е. через посредников.
Выбор формы организации материально-технического снабжения зависит от вида ресурсов, объема и характера их производственного потребления. Например, для прямых хозяйственных связей характерны постоянные и значительные по объему поставки тех или иных ресурсов, для складской формы - небольшие по объему поставки, отражающие периодичность потребления ресурсов. Например, приобретение ядохимикатов и удобрений, запасных частей для оборудования и т.п.
Инициатором хозяйственных связей по поводу снабжения и сбыта могут быть сами лесохозяйственные предприятия или предприятия-поставщики, заинтересованные в своевременной реализации произведенной ими продукции. В этом случае формируются и развиваются прямые хозяйственные связи, которые выгодны как для поставщика, так и для потребителя ресурсов. Договором о поставке рассматриваются условия и сроки поставки, ассортимент, качество и комплектность поставляемых ресурсов, формы и сроки оплаты и другие вопросы, требующие согласования на основе прямых связей.
Планирование и организация материально-технического снабжения и сбыта. Прямые хозяйственные связи
Для бесперебойного снабжения производства разнообразными ресурсами и сбыта готовой продукции на каждом предприятии создаются соответствующие службы или подразделения. В лесхозах эти функции выполняют руководители функциональных подразделений и группа маркетинга (1-2 человека).
В задачу службы входит:
-планирование потребности в материально-технических ресурсах, необходимых для успешного функционирования основного и вспомогательного производства, капитального строительства и ремонта;
- составление заявок и спецификации на материальные ресурсы и представление их в плановые и снабженческие вышестоящие организации;
- заключение договоров на получение материально-технических ресурсов;
- приемка, размещение, хранение и подготовка к отпуску материальных ресурсов подразделениям и службам предприятия в соответствии с их заявками;
- обоснование совместно с планово-экономическими, техническими и финансовыми службами лесхоза норм запасов материально технических ресурсов и доведение этих норм до работников складского хозяйства, контроль величины запасов и их регулирование;
- разработка организационно-технических мероприятий по экономии материальных ресурсов и замене более дорогих и дефицитных видов ресурсов на менее дорогие и дефицитные;
- оперативный учет и контроль поступления и расходования материально-технических ресурсов.
Основу материально-технического снабжения образуют материальные балансы, представляющие собой двухсторонние таблицы, в одной части которых отражаются ресурсы: запасы на начало планового периода, объемы поставки в течение планового срока, собственное производство, во второй - их распределение: на производство, на капитальное строительство, планируемый переходящий остаток на конец года. Левая и правая части таблицы должны быть сбалансированы между собой, т.е. взаимно увязаны.
Заключение договоров с поставщиками ресурсов осуществляется на основе стандартного бланка «Заказ на поставку».
Организация сбыта продукции
Сбытовая деятельность предприятия - это не только и не столько продажа готовой продукции, сколько ориентация лесного хозяйства на удовлетворение платежеспособного спроса народного хозяйства и населения на лесоматериалы и другие виды товарной продукции, производимой лесхозами. Речь идет о формировании спроса на лесопродукцию и его сбалансированности с учетом возможностей лесохозяйственного производства. Лесное хозяйство должно ориентироваться на древесные породы, выращивание которых позволяет получить лесоматериалы, пользующиеся спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Цену товара должны определять не затраты, а равновесная рыночная цена, формируемая с учетом спроса и предложения, ориентация на долговременный эффект, а не на сиюминутную выгоду.
Сбытовая деятельность - это процесс продвижения готовой продукции на рынок и организация товарного обмена с целью извлечения предпринимательской прибыли. Под готовой продукцией понимаются произведенью на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены как товары. Это древесина на корню и в виде заготовленных лесоматериалов и топлива, семена, посадочный материал, живица, пневый осмол, сахаристые соки, мед, грибы, ягоды и др.
С переходом от рынка продавца к рынку покупателя возрастает роль маркетинга. При этом важно решить, на какой рынок претендует конкретный лесхоз, кто будет потребителем его продукции, какая стратегия маркетинга должна быть использована.
Следует иметь в виду, что договоры и хозяйственные связи лесхозов с потребителями продукции и услуг могут быть внутриотраслевыми и межотраслевыми. Примером внутриотраслевых связей может быть взаимодействие лесозаготовительного и лесохозяйственного производств, лесозаготовительного и лесопильно-деревообрабатывающего производств лесхозов, межотраслевого - взаимосвязь лесного хозяйства с отраслями лесопромышленного комплекса и т.п.
Внутрирайонные и межрайонные связи касаются в основном специализации лесохозяйственных предприятий с учетом потребностей местного рынка и природоохранной роли лесов. Наиболее целесообразной формой хозяйственных отношений являются длительные и устойчивые хозяйственные связи. В этом случае создаются предпосылки для формирования определенной возрастной и породной структуры лесов, наиболее отвечающих интересам потребителей, в том числе рекреационного лесопользования и лесоохотничьего хозяйства.
Наиболее целесообразной формой хозяйственных отношений являются длительные и устойчивые хозяйственные связи. В этом случае создаются предпосылки для формирования определенной возрастной и породной структуры лесов, наиболее отвечающих интересам потребителей, в том числе рекреационного лесопользования и лесоохотничьегохозяйства.
70.Текущее и перспективное планирование работы лесохозяйственного предприятия
В зависимости от срока, на который составляется план, и степени его детализации принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее планирование).
Долгосрочное планирование охватывает период 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие. Долгосрочное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого решения. На макроэкономическом уровне предметом прогноза могут быть: валовой внутренний продукт (ВВП) иваловой национальный продукт (ВНП), трудовые ресурсы, производительность труда, капитальные затраты. На уровне предприятий при составлении стратегических и технико-экономических планов могут прогнозироваться: уровень цен, объем продаж и доля рынка, прибыль и рентабельность, требуемые капитальные вложения.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план с большей детализацией показателей первого года.
В текущем плане увязываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год.
71. Плановые отделы и их место в планировании .
С появлением ЭВМ и развитием кибернетики и появлением математических методов значительно расширились возможности по рационализации и повышении действенностью управленческих решений появлялись так называемые количественные теории управлении суть которых состоит в моделировании управленских ситуаций и внутрипроизводственных взаимосвязям позволяющих отбирать для управления варианты наиболее оптимальные решений.
Анализом различных вариантов на предприятии занимаются специализированные плановые отделы они производят сбор данных их анализ принятие действий по дальнейшему развитию
72.Организация перспективного планирования на предприятиях лесного хозяйства
Долгосрочное планирование охватывает период 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие. Долгосрочное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого решения. На макроэкономическом уровне предметом прогноза могут быть: валовой внутренний продукт (ВВП) иваловой национальный продукт (ВНП), трудовые ресурсы, производительность труда, капитальные затраты. На уровне предприятий при составлении стратегических и технико-экономических планов могут прогнозироваться: уровень цен, объем продаж и доля рынка, прибыль и рентабельность, требуемые капитальные вложения.
План технического развития и организации производства
Техпромфинплан промышленного производства включает следующие формы.
1. Основные показатели плана производства в натуральном выражении (объем валки леса, обрубки сучьев, подвозки древесины на верхние склады, погрузки древесины на верхних складах, вывозки древесины автомобилями и тракторами, в том числе вывозка древесины хлыстами, окорка древесины).
2.Производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном выражении - по видам производств и продукции(продукция лесозаготовок (вывозка древесины); товары народного потребления и изделия производственного назначения; продукция подсочки, лесохимии и корье; использование древесных отходов).
По всем видам продукции планируется объем в натуральном и стоимостном выражении (в действующих и в сопоставимых ценах). Итог данной формы отражает сумму товарной продукции, изменение остатков готовой продукции на начало и конец года, сумму реализуемой продукции.
3. Производство товаров народного потребления в натуральном и стоимостном выражении.
4. Лесосечный фонд - объем заготовки древесины по породам и категориям (деловая, дрова), сумма попенной платы исходя из фактического наличия лесосек, отведенных в рубку главного пользования.
5. План использования трелевочных тракторов – планируются показатели: объем работ (в м3 и в переводе на условные га), число дней работы, плановая выработка в смену, количество тракторо - дней работы, нерабочее время (ремонт) и т д.
6. План использования прочих тракторов - планируются показатели работы колесных, лесохозяйственных и прочих марок тракторов,количество тракторо-смен.
7. План использования лесовозных и других автомобилей
8. Технико-экономические показатели лесопильных рам.
9. Технико-экономические показатели по подсочке леса.
10.План производства и реализации продукции подсобного сельского хозяйства и побочного пользования лесом.
11.Труд и заработная плата - планируются среднесписочная численность работников, численность промышленно-производственного персонала, в том числе рабочих, фонд заработной платы, премии и вознаграждения из фонда потребления, объем товарной продукции в сопоставимых ценах, выработка товарной продукции на 1 работника, рост производительности труда, средняя заработная плата.
12.Штатное расписание общехозяйственного, цехового персонала и персонала непромышленных хозяйств
13.Сводный расчет снижения затрат на 1руб. продукции по факторам - планируются следующие показатели: себестоимость товарной продукции планируемого года исходя из уровня затрат базисного года; экономия от снижения себестоимости продукции в планируемом году по факторам повышения технического уровня производства, улучшения организации производства и труда, изменения структуры и объема производства, изменения природных и производственных условий; себестоимость товарной продукции в ценах и условиях планируемого года; снижение затрат к уровню базисного года.
14.План расхода сырья и материалов - планируются объемы и стоимость сырья (лесоматериалов круглых, пиломатериалов, отходов лесного хозяйства), необходимых для производства запланированных объемов продукции по видам.
15.План расхода топлива, смазочных и других материалов и запасных частей.
16.Расчет среднегодовой стоимости основных фондов.
17.Прочие расходы - планируются суммы налогов, сборов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды и т д..
18.Расшифровка затрат, не входящих в производственную себестоимость (коммерческие расходы) - планируются расходы по транспортировке готовой продукции, ее погрузке в вагоны, по фитосанитарной сертификации и декларированию грузов.
19.Расчет амортизационных отчислений.
20. Калькуляция себестоимости содержания транспорта и основных механизмов.
21. Смета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.
22. Смета цеховых расходов - планируются затраты на содержание аппарата управления цеха, содержание зданий, сооружений и инвентаря, амортизацию зданий и сооружений, износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря, на охрану труда и прочие расходы.
23.Смета общехозяйственных расходов - планируются затраты на управление, командировочные расходы, содержание пожарной и сторожевой охраны, хозяйственные расходы, на амортизацию основных средств, содержание и текущий ремонт зданий и инвентаря, охрану труда, подготовку кадров, соцбытовые расходы.
24. Калькуляция себестоимости продукции лесозаготовок, в которую входят: калькуляция себестоимости заготовки древесины, калькуляция себестоимости вывозки древесины.
25.Себестоимость основных видов товарной продукции и прочих производств.
26.Калькуляция себестоимости изделий прочих производств.
27.Калькуляция себестоимости товарной продукции промышленного производства.
28.Расчет затрат по видам производств.
29.Смета затрат на производство.
30. Себестоимость реализации продукции, прибыль и рентабельность производства.
31.Плановые размеры фондов потребления и накопления.
32.Распределение фонда потребления.
75.Организация оперативно-производственного планирования
Оперативное планирование осуществляется в тесной взаимосвязи с технико-экономическим планированием. Оба вида планирования решают одну задачу: создать условия для выполнения установленных заданий при постоянном улучшении технико-экономических показателей работы предприятия.
Оперативное планирование осуществляется на предприятиях как в общехозяйственном масштабе по цехам (межцеховое планирование), так и по участкам, бригадам, рабочим местам (внутрицеховое планирование).
Межцеховое планирование направлено на обеспечение координации и соблюдения необходимых пропорций в производственной деятельности различных подразделений предприятия. Согласование вопросов обеспечения основных цехов услугами вспомогательных подразделений, своевременных поставок сырья, полуфабрикатов одних цехов другим - главное содержание межцехового оперативно-производственного планирования. Межцеховое оперативное планирование включает разработку календарных планов-графиков, составление месячных и декадных оперативных программ для цехов, учет выполнения ими оперативных программ.
Внутрицеховое планирование начинается с распределения месячных оперативных программ цехов на месячные задания для участков и задания на более короткие промежутки времени (декаду, пятидневку, сутки, смену), а также включает учет выполнения производственными участками полученных заданий. Производственные программы для подразделений утверждает директор предприятия, для производственных участков - начальник цеха, для мастерских участков - лесничий. На основе доведенных планов мастера устанавливают задания бригадам и отдельным исполнителям.
При технологической специализации цехов и участков оперативное планирование целесообразно проводить цепным методом, причем производственные программы цехов разрабатывают в последовательности, обратной ходу технологического процесса. Вначале устанавливают производственную программу выпускающего продукцию цеха, а затем составляют производственное задание цехам, обеспечивающим его своими изделиями, услугами и т.п.
Важным этапом оперативно-календарного планирования является доведение плановых заданий до исполнителей. Для этих целей используется наряд-задание производственным (мастерским) участкам, бригадам и звеньям.
Организация оперативного планирования в лесничестве заключается в следующем. Лесничий, получив от лесхоза план на год с распределением его по кварталам, составляет календарный план-график выполнения работ по каждому разделу плана. Лесничий уточняет месторасположение объектов в натуре, маршруты движения техники и доставки рабочих, утверждает ответственных за выполнение определенных видов работ.
Оперативно-производственный план работы лесничества на квартал согласовывается с исполнителями и корректируется с учетом предложений, внесенных в ходе обсуждения. После этого лесничий утверждает план, а затем до каждого исполнителя доводятся задания на месяц, декаду, неделю, смену.
Разрабатывают оперативный план, как правило, в три этапа.
На первом этапе в соответствии с квартальным заданием объемы работ распределяются по месяцам, определяются нормообразующие факторы, уточняется технология выполнения работ, формы организации труда, система машин и механизмов.
Второй этап включает составление технико-экономических расчетов. Определяются плановые нормы выработки на каждый вид работ, рассчитывается комплексная норма выработки и численный состав бригад и звеньев.
Третий этап заключается в разработке ежедневных и подекадных оперативных графиков выполнения работ, использования рабочих имеханизмов, в соответствии с этими графиками планируются перемещения бригад и звеньев на новые участки и виды работ, привлечение на лесокультурные работы временных рабочих и т.п.
76.Краткосрочные оперативные планы
На текущий финансовый год. В текущем плане увязываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Т.е определяют краткосрочную стратегию предприятие включающая социальное научно-техническое развитие.
77.Бизнес-планирование
Одним из важнейших инструментов планирования в рыночных условиях является бизнес-план. Бизнес-план - это план развития фирмы (предприятия) на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегия, направления хозяйственной деятельности. В нем определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки и переработки товаров; факторы, влияющие на рост (снижение) доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.
Традиционно бизнес-план выступал инструментом малого и среднего бизнеса для привлечения средств (поиска инвесторов) с целью реализации проектов расширения производства, выпуска новых видов продукции. Сегодня бизнес-планы наряду с традиционным назначением разрабатываются практически всеми зарубежными фирмами и компаниями, функционирующими на постоянной основе. Они являются стержнем внутрифирменного планирования.
Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер, инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления.