Можно выделить следующие типы предприятий.
Способы реорганизации фирмы
1. Слияние нескольких юридических лиц в одно новое.
2. Присоединение одного юридического лица к другому.
3. Разделение юридического лица на несколько новых организаций.
4. Выделение из состава организации юридических лиц.
5. Преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Примером реорганизации бизнеса с изменением правовой формы может послужить преобразование ЧУП в ООО
В общем виде алгоритм проведения реорганизации выглядит следующим образом:
1. принятие соответствующего решения о реорганизации;
2. уведомление государственных органов о реорганизации фирмы;
3. уведомление кредиторов о реорганизации;
4. проведение инвентаризации активов и обязательств;
5. подготовка передаточного акта, учредительных документов;
6. регистрация нового юридического лица;
7. изготовление печати, переоформление счетов в банках, учетных данных в государственных органах, кадровых документов и пр.
9) Содержание инновационных процессов
Инновационный процесс - процесс создания, распространения и использования новых идей и предложений.
Можно выделить три формы инновационного процесса(ИП):
· Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри организации.
· Простой межорганизационныйИП в нем новшество выступает как предмет купли-продажи.
· РасширенныйИП проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:
· а) создание и распространение;
Оно включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
· б) диффузия нововведения.
На данной фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.
10) Производственный процесс, его структура и принципы организации
Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и средств производства, направленных на изготовление продукции.
Основными направлениями повышения качества и эффективности
Работы транспортного хозяйства являются:
– внедрение современного подъемно-транспортного оборудования и повышение уровня механизации и автоматизации транспортных средств;
– внедрение единых транспортных систем с автоматическим адресованием грузов;
– совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;
– применение ЭММ и компьютеров в управлении и планировании внутризаводских перевозок;
– совершенствование технического обслуживания и ремонта транспорта;
Ликвидация диспропорций производственных мощностей.
При переходе от расчетов мощности отдельных групп оборудования к мощности участка, от производственной мощности участка к производственной мощности цеха и т. д. можно обнаружить, что уровень мощности отдельных звеньев производства различный, т. е., с одной стороны, могут быть «узкие места», а с другой – «широкие места».
Наличие «узких мест» ставит под угрозу выполнение производственной программы, поэтому они должны быть ликвидированы, что достигается путем перераспределения работы между рабочими местами, участками, цехами за счет совершенствования техники, технологии и организации производства; увеличения сменности работы; установления дополнительного оборудования.
В отличие от «узких мест» «широкие места» не создают угрозу срыва выполнения плана. Но наличие их также нежелательно, поскольку это ведет, во-первых, к омертвлению основных средств (а ведь за каждый рубль или надо платить, или можно как минимум получать сумму в размере процента за банковский кредит), во-вторых, к росту себестоимости продукции и соответственно уменьшению прибыли. Поэтому «широкие места» также должны быть ликвидированы. Это возможно за счет приема дополнительных заказов, реализации излишков оборудования, изменения, и прежде всего расширения, структуры выпускаемой продукции.
Можно выделить следующие типы предприятий.
По отраслевой принадлежности: промышленные, сельскохозяйственные.
По виду хозяйственной деятельности: производственные; строительные; транспортные; сельскохозяйственные; торговые и др.
По формам собственности: государственные;частные; смешанные.
По размеру предприятия: малые; средние; крупные.
По принадлежности капитала: национальные; иностранные; смешанные.
По степени ответственности: с полной ответственностью; с ограниченной ответственностью.
По организационно-правовым формам:ОАО; ЗАО, ООО;ОДО; унитарное предприятие, товарищества.
По цели деятельности: коммерческие, некоммерческие.
По структуре производства: многопрофильные; специализированные, узкоспециализированные, комбинированные.
По виду производимой продукции: предприятия по производству товаров; предприятия по оказанию услуг.
По характеру воздействия на предмет труда: добывающие, перерабатывающие.
Создание и регистрация предприятия:
При прохождении процедуры государственной регистрации юридического лица, в первую очередь, необходимо определиться с организационно-правовой формой создаваемой организации.
До подачи документов для государственной регистрации учредители должны:
1)согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой организации;
2)определить предполагаемое место размещения организации;
3)принять решение о создании предприятия и подготовить ее устав;
4)сформировать уставный фонд;
5) подготовить установленной формы заявление о государственной регистрации.
- подача документов в регистрирующий орган с целью регистрации предприятия.
- получение свидетельства о государственной регистрации и справок о постановке на учет.
- изготовление печати.
- открытие расчетного счета.
6) Имущество предприятия, его формирование и использование
Имущество предприятия– его основные фонды и внеоборотные активы, запасы, затраты, денежные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в его самостоятельном балансе.
Имущество, находящееся в распоряжении предприятия, подразделяется на
недвижимое и движимое имущество.
К недвижимому относится все, что прочно связано с землёй и не может
быть перенесено в другие места без ущерба своему назначению. В РБ к недвижимости относятся:
- здания и сооружения;
- машины и оборудование;
- нематериальные активы;
- незавершенное строительство;
- воздушные и морские суда;
- космические средства; ракеты.
Недвижимое имущество подлежит в установленном порядке государственной регистрации в едином государственном реестре.
К движимому имуществу относится имущество, не относящееся к недвижимому – транспортные средства, ценные бумаги и т.д. Регистрации прав надвижимое имущество не требуется.
Источниками образования имущества предприятия могут быть:
1. Собственный капитал предприятия.
2. Заемный капитал предприятия.
Источники формирования имущества предприятия:
- денежные и материальные взносы учредителей;
- доходы от реализации продукции и других видов деятельности;
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков;
- капитальные вложения (инвестиции);
- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий, граждан;
- иные законные источники.
Оценка стоимости государственного имущества проводится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
7) Производственная структура предприятий
Производственная структура предприятия – совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход» – готовую продукцию с параметрами, заданными в бизнес-плане.
Эффективная производственная структура предприятия должна отвечать следующим требованиям:
простота производственной структуры;
отсутствие повторяющихся производственных звеньев;
обеспечение прямоточности производственного процесса;
пропорциональность мощности цехов, участков, пропускной способности оборудования;
стабильные формы специализации и кооперирования цехов и участков;
способность к перестройке всей организации производственных процессов в соответствии с изменением рынка.
Различают два типа производственных структур:
1. Комплексная производственная структура. При ней на предприятии существуют все стадии производственного процесса: заготовительная, обрабатывающая и выпускающая.
2. Специализированная производственная структура, при которой отсутствуют одна или две стадии. Производственный процесс по недостающим стадиям обеспечивается в форме кооперированных поставок с других предприятий.
Первичным элементом производственной структуры является рабочее место— это часть производственной площади цеха, оснащенная основным оборудованием и вспомогательными устройствами, предметами труда, обслуживаемая одним или несколькими рабочими.
Совокупность рабочих мест, на которых выполняются технологически однородные операции или различные операции по изготовлению одного-двух видов продукции, составляет производственный участок.
Несколько производственных участков объединяются в цеха. Цех— административно-обособленная часть предприятия, специализирующаяся либо на изготовлении продукции или части ее, либо на выполнении определенной стадии производственного процесса.
Производственная структура характеризуетсяразмерами производственных звеньев, степенью централизации отдельных производств, уровнем специализации, характером взаимодействия между подразделениями, пространственным размещением.
Основными факторами развития производственных структур предприятия являются:
регулярное изучение достижений в области проектирования и развития производственных структур с целью мобильности и адаптации структуры к новым достижениям в этой области и к новой продукции;
оптимизация количества и размеров производственных подразделений предприятия;
обеспечение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями;
обеспечение конструкторской однородности выпускаемой продукции;
рациональная планировка подразделений и генерального плана предприятия;
повышение уровня автоматизации производства.
8) Реорганизация и ликвидация предприятия
Порядок ликвидации коммерческих организаций состоит из следующих стадий:
- принятие решения о ликвидации;
- назначение ликвидатора;
- определение порядка и сроков ликвидации;
- уведомление регистрирующего органа;
- публикация в печати;
- удовлетворение требований кредиторов;
- расчеты с участниками коммерческой организации;
- составление и утверждение ликвидационного баланса;
- представление необходимых для окончания процедуры ликвидации документов в регистрирующий орган;
- завершение процедуры ликвидации.
Реорганизация предприятия или юридического лица -это процесссущественного изменения его структуры или организационно-правовой формы.
Способы реорганизации фирмы
1. Слияние нескольких юридических лиц в одно новое.
2. Присоединение одного юридического лица к другому.
3. Разделение юридического лица на несколько новых организаций.
4. Выделение из состава организации юридических лиц.
5. Преобразование юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Примером реорганизации бизнеса с изменением правовой формы может послужить преобразование ЧУП в ООО
В общем виде алгоритм проведения реорганизации выглядит следующим образом:
1. принятие соответствующего решения о реорганизации;
2. уведомление государственных органов о реорганизации фирмы;
3. уведомление кредиторов о реорганизации;
4. проведение инвентаризации активов и обязательств;
5. подготовка передаточного акта, учредительных документов;
6. регистрация нового юридического лица;
7. изготовление печати, переоформление счетов в банках, учетных данных в государственных органах, кадровых документов и пр.
9) Содержание инновационных процессов
Инновационный процесс - процесс создания, распространения и использования новых идей и предложений.
Можно выделить три формы инновационного процесса(ИП):
· Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри организации.
· Простой межорганизационныйИП в нем новшество выступает как предмет купли-продажи.
· РасширенныйИП проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:
· а) создание и распространение;
Оно включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
· б) диффузия нововведения.
На данной фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики, как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.
10) Производственный процесс, его структура и принципы организации
Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и средств производства, направленных на изготовление продукции.