Составные части производственного процесса
Для осуществления производственного процесса необходимо наличие трех основных элементов труда:
1) предметов труда (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), из которых возможно изготовить ту или иную продукцию;
2) средств труда (инструментов, оборудования, механизмов, машин, станков, зданий, сооружений и др.), с помощью которых осуществляется изготовление продукции;
3) исполнителей труда (или сам труд), т. е. людей, осуществляющих целесообразную деятельность по превращению предметов труда в готовую продукцию.
Основные этапы формирования и развития науки управления
Развитие науки управления можно разделить на три этапа:
1. Возникновение и развитие «классической теории научного менеджмента» (начало XX века — конец 20-х годов). Классический менеджмент основывался на жестком рационализме в управлении. Наиболее полное выражение суть этого этапа была выражена в концепциях «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера и «науки администрирования» А. Файоля. Однако порожденные этими концепциями технократические иллюзии в управлении начали развеиваться уже в 30-е годы. Рационализм в управлении, при всех его достоинствах, как оказалось, далеко не единственный, а во многих случаях и не лучший путь повышения эффективности деятельности организаций и руководителей.
2. Возникновение и развитие доктрины «человеческих отношений» (30-е — вторая половина 40-х годов). Реакцией на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний явилось утверждение доктрины «человеческих отношений». Она основывалась на всемерном учете человеческого фактора и привлекала достижения психологии, социологии, культурной антропологии для углубленного понимания реальной сути управления в организациях.
На ее основе осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию «человеческих отношений», мобилизации «человеческого фактора», развитию участия членов организации в управлении, повышению эффективности лидерства.
3. Возникновение и развитие современных теорий управления (с 50-х годов по настоящее время). В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных компьютеров особенно мощный качественный скачок, способствовали активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний и появлению ряда научных подходов.
Производственное сочетание операций
Одним из средств сокращения длительности производственного цикла является одновременное выполнение всех или некоторых операций технологического процесса изготовления продукции. Это определяется видом сочетания операций и порядком передачи предмета труда от одного рабочего к другому. Операция – часть процесса производства, выполняемая на одном рабочем месте, состоящая из ряда действий над одним объектом производства (деталью, узлом, изделием) одним или несколькими рабочими. Различают следующие виды сочетания операций:
• последовательный;
• параллельный;
• параллельно-последовательный (смешанный).
11 Основные задачи дисциплины ОП.
Целью преподавания дисциплины «Организация производства» является приобретение студентами необходимых теоретических знаний и развитие практических навыков самостоятельного выполнения основных технико-экономических расчетов при решении конкретных вопросов организации и управления производством.
Предметом изучения дисциплины является широкий круг различных аспектов деятельности предприятий, включающий такие вопросы, как основы управления деятельностью предприятия, техническая и материальная подготовка производства, обеспечение ритмичного протекания производственных процессов, нормирование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, организацию рабочих мест и оплаты труда, организацию вспомогательных хозяйств и служб, разработку развернутой программы производственно-хозяйственной деятельности, технология разработки и принятия управленческих решений.