Направленность методов управления. Мотивация социального поведения работников в трудовом коллективе.

Управление направлено на конкретного человека, поэтому характеристика базируется на теории мотивов, зависящих от факторов, материального положения, постоянный статус, системы приоритетов человека.

Задачей управления является подбор таких методов воздействия, которые мотивировали к совершению действия.

Схема факторов, формирующих поведение личности.

Внешняя среда – потребность личности = интерес – мотив поведения (мотивация) – решение – установка – действие. Среда порождает потребность, их осознание, интересы (т.е. желание). Интересы вызывают мотивацию, она решение, затем установка и её реализация.

Деятельность человека - изменение среды, следовательно, изменяется и сама личность.

Внутренняя организационная структура методов управления.

Под структурой понимают выделение в системе методов групп, обладающих определёнными признаками, т.е. их классификация.

Существует два подхода к классификации:

1) по организационной форме.

- по выработке воздействия (единоличный, коллектив).

- по типу воздействия (прямое, путём постановки задач).

- по характеру воздействия (прямой, косвенный).

- по временной характеристике (оперативный, статический).

- по источнику воздействия (централизованный, децентрализованный).

- по организационным особенностям воздействия.

- по пространственной характеристике (непосредственные, опосредованные).

- по масштабу (общие, частные).

- по уровню применения (нисходящем, отраслевом, конкретных предприятий).

2) по мотивационным характеристикам.

Различают три вида методов:

1- организацизационно-распорядительные

(административные).

2- экономические.

3- социально-психологические методы.

Экономический метод управления.

- это совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления. В основе лежит материальная заинтересованность коллектива и отдельных работников в результате своего труда.

Особенность: является альтернативным воздействием на экономические интересы, опосредован в денежных единицах, носит косвенный характер, имеет элементы самоуправления.

Осуществляется с помощью материального поощрения или принуждается.

(+) идейны, материально воздействуют на людей, реально побуждают трудовой коллектив достичь намеченной цели.

Организационно-распорядительные методы управления.

- это группа методов, определяющие прямое воздействие субъекта на объект управления. Методы основываются на организации отношения между людьми в процессе управления.

Особенности:

1) имеют характер прямого воздействия.

2) отношение власти к подчинённым.

3) методы носят альтернативный характер.

4) обязателен характер выполнения.

Методы делятся:

- организационно стабилизирующие: регламентированные, нормированные, инструктированные («-») - нет возможности оперативного управления.

- методы распорядительного воздействия, опираться на руководителя и включают: приказы, распоряжения, указы.

Социально-психологические методы управления.

- это группа методов направленных на социальные интересы объекта управления и психологические особенности личности.

Особенности:

1) повышенная сложность и однородность.

2) характер данной группы во многом зависит от статуса самого коллектива.

3) продолжительность применения определяется статусом коллектива.

4) единоличное действие руководителя может многократно быть усилено.

Социальные методы управления и определяющие их факторы.

В основе лежат факторы:

1) социально-экономические факторы (продолжительность рабочего времени, интенсивность труда, условия и оплата).

2) социальные факторы (обеспечение жильём, предприятия бытового обслуживания).

3) социально-политические факторы (реализация принципа социальной справедливости, внедрение подрядных принципов работ).

4) социально-личностные факторы (повышение квалификации, внутреннее образование в коллективе).

5) социально-демографические факторы (вопросы семьи, миграция населения, текучесть кадров).

6) социально-культурные (развитие эстетическое).

7) национальные.

8) исторические факторы (история предприятия).

Виды стилей управления.

Стиль – это психологическая особенность воздействия руководителя подчинённым.

Стиль относится как ко всему аппарату управления (общий стиль), так и к отдельным работникам. Классификация:

1) по степени единоначалия и коллективности:

- авторитарный, характерен чрезмерным подчёркиванием руководителя своей роли. Стиль приказов, указаний, не предполагает возражений или соображений со стороны подчинённых. Инициатива не поощряется. Руководитель автократ, концентрирует у себя всю информацию и сам определяет кому, что, когда и как делать. Оказывается эффективной лишь в экстренных случаях (напряжённые ситуации).

- демократический, противоположный авторитарному. Отличает руководителя склонного советоваться с подчинёнными, поощрять инициативу, руководитель не боится гласности, хорошо информирует подчинённых; он не командует, а направляет. Это основной стиль.

- либеральный, ориентация подчинённых на самостоятельную работу без вмешательства руководителя, пока сами они его не попросят; такой стиль может быть оправдан, когда подчинённые обладают высоким уровнем квалификации, а руководитель не слишком активен в работе и легко поддаётся групповому мнению).

2) по цели управленческой деятельности.

- деловой – в основе деятельности руководителя лежат интересы дела – конечные цели. Руководитель: способность ориентироваться на цель, стремление найти и использовать кратчайший путь цели, самостоятельность, инициативность, способность предвидения новых проблем, ориентация на доверие, способность к оправданному риску, умение отстаивать свою точку зрения. Бюрократический – руководитель осуществляет правильные действия в рамках инструкции критерий важности: мнение вышестоящего начальника. Бюрократ не проявляет инициативы, никогда не рискует, не отстаивает точку зрения, перекладывает ответственность на других людей, Превышение власти.

Наши рекомендации