Сущность и этапы оргтехрасчета потоков типа ДОД (диспетчер-операция-диспетчер)
В настоящее время на предприятиях используются два типа транспортирующих устройств, применяемых в потоках, организованных по системе ДОД: ленточного или челночного типа. Причем, как правило, транспортирующее устройство представляет собой вертикально-замкнутый транспортер. Практика использования рассматриваемых типов конструкций транспортирующих устройств свидетельствует о том, что для успешного выполнения задания для потока по выпуску продукции и обеспечения бесперебойной работы исполнителей большое значение имеет обоснование пропускной способности потока. Это обоснование заключается в проведении некоторых расчетов, связанных с определением баланса времени работы потока.
Поток ДОД функционирует в режиме диспетчер-операция-диспетчер со свободным темпом выпуска продукции и ритмом работы исполнителей. Диспетчер осуществляет запуск контейнера с партией предметов труда на соответствующую операцию и после его возврата отправляет контейнер на последующие операции.
Рассмотрим основные этапы организационно-технического расчета.
1. Определяется время посылки (адресования) контейнера на рабочее место и обратно на диспетчерский пункт. В общем случае это время (tпос) может быть определено по формуле
tпос = tд + tв + 2 tз.р., где tд - время доставок контейнера на рабочее место;в - время возврата на пункт диспетчера; tз.р.–время однократной загрузки (разгрузки) контейнера на транспортирующее устройство. Величина tз.р. определяется хронометражными наблюдениями.
В свою очередь, время доставки (tд) определяется по формуле tд = , где Lтр – длина транспортера (погонная, м);
u - скорость транспортирующего устройства.
Время возврата (tв) определяется аналогичным образом.
Следовательно, tпос можно определить по формуле (челночный тип)
tпос =
Для ленточного транспортирующего устройства время посылки определяется по формуле
tпос =
Таким образом, продолжительность каждого адресования при применении ленточного транспортирующего устройства меньше, чем челночного, что увеличивает его пропускную способность при прочих равных условиях (рабочей является верхняя и нижняя ветвь транспортера).
Опыт использования транспортирующих устройств челночного типа свидетельствует, что даже при рациональной организации работы диспетчера время одного адресования (tпос) не менее 0,75¸1 мин. Применение ленточного транспортирующего устройства, благодаря его преимуществам, сокращает это время на 50-75%.
2. Определяется число адресования (N), которое должен осуществить диспетчер в течение смены для выполнения сменного задания: N = , где Р – сменное задание потоку;
b – величина транспортируемой партии; n – число операций в потоке (адресатов).
Данная формула верна лишь тогда, когда задание по каждой операции равно заданию потока. Если поток является многоассортиментным и изделия отличаются по числу операций, то целесообразно определить N пооперационным расчетом по формуле N = , где Pi – задание по i-й операции ( i =1,2. . . , n).
3. Определяется возможное количество адресований, которое может выполнить диспетчер за время смены с учетом неравномерности работы транспортера: Nв = , где Пф – время функционирования потока в течение смены;
Кн.р. – коэффициент неравномерности работы (Кн.р = 0,75¸0,85).
Для успешной работы потока необходимо, чтобы Nв ³ N.
Если такое условие не соблюдается ( т.е. Nв < N ), то необходимо уменьшить число адресований. Это может быть достигнуто за счет:
а) увеличения транспортируемой партии; б) дополнительного совмещения (или объединения) технологических операций; в) организации передачи контейнеров непосредственно на последующие операции, минуя диспетчера.
Величина транспортируемой партии (b) может быть определена по формуле b = .
4. Величина объема незавершенного производства НП = 2 · Кр.м. · b + Пс · Кс ,
где Кр.м. – количество рабочих мест в потоке; Пс - величина производственной серии;
Кс - количество производственных серий на запуске потока.