Модуль 1. Организация как объект управления
УДК
ББК
ISBN (комплекса) Ó Сибирский федеральный
ISBN (пособия) университет, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Общие сведения.. 5
2.СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 6
3.Содержание практических занятий.. 8
Модуль 1. Организация как объект управления.. 8
Практическое занятие №1. Формулирование миссии и целей организации, законы организации. 8
Задания для выполнения практических занятий. 12
Задание 1.1. 12
Задание 1.2. 15
Задание 1.3. 16
Задание 1.6. 16
Задание 1.7. 17
Задание 1.8. 17
Задание 1.9. 17
Задание 1.10. 17
Задание 1.11. 17
Задание 1.12. 18
Задание 1.13. 18
Задание 1.14. 19
Задание 1.15. 19
Задание 1.16. 19
Практическое занятие №2. Формирование уставного капитала по организационно-правовым формам собственности. 20
Задания для выполнения практических занятий. 24
Задание 2.1. 24
Здание 2.2. 25
Модуль 2 Организационное управление производственным процессом.. 26
Практическое занятие №3 Формирование производственной структуры на АТП 26
Задания для выполнения практических занятий. 30
Задание 3.1. 30
Задание 3.2. 31
Задание 3.3. 31
Задание 3.4. 32
Модуль 3. Предприятие, как производственная система.. 32
Практическое занятие №4. Организация производственного процесса. 32
Задания для выполнения практических занятий. 37
Задание 4.1. 37
Задание 4.2. 41
Задание 4.3. 41
Задание 4.4. 41
Практическое занятие №5. Определение потребности запасов в материальных ресурсах АТП.. 45
Задания для выполнения практических занятий. 47
Задание 5.1. 47
Задание 5.2. 49
Задание 5.3. 55
Практическое занятие №6. Расчет производительности труда работников АТП 58
Задания для выполнения практических занятий. 62
Задание 6.1. 62
Задание 6.2. 70
Задание 6.3. 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 72
Приложение 1 ГРАФИК учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли» образовательной программы 080500.62 «Менеджмент» (экономика и управление на предприятиях по отраслям) факультета управления и бизнес технологий курса 3 на 6 семестр 74
Приложение 2 Перечень практических занятий. 75
Приложение 3 Тематический план занятий и их объем дисциплины «Организация производства на предприятиях отрасли» образовательной программы 080500.62 «Менеджмент» (экономика и управление на предприятиях по отраслям) факультета управления и бизнес технологий курса 3 на 6 семестр. 76
Общие сведения
Настоящие методические указания по практическим занятиям содержат сведения, необходимые студенту для организации учебного процесса по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли», реализуемой в рамках направления подготовки 080500.62 «Менеджмент». В учебном пособии по практическим занятиям содержится следующая основная информация о дисциплине:
· основы компетентностного подхода;
· структура дисциплины;
· ее связь с другими дисциплинами;
· методические аспекты кредито-рейтинговой системы, а также промежуточной и итоговой аттестации;
· литература и информационные источники.
Практические занятиянаправлены на закрепление теоретического материала по темам: «Организация, как объект управления», «Характеристика производственной системы», «Производственная структура предприятия», «Производственный процесс в системе автомобильного транспорта», «Организация и нормирование труда работников автотранспортных предприятий». Студентам выдаются исходные данные к каждому практическому занятию в соответствии с графиком учебного процесса (Приложение 1). Первое практическое занятие проводится по теме «Организация как объект управления», второе занятие основано на закрепление вопроса «Классификация организаций и их организационно-правовые формы», третье практическое занятие связано с закреплением знаний по системному подходу к управлению и формированием производственной структуры, четвертое практическое занятие по «Организации технологического процесса основного и вспомогательного производства», пятое практическое занятие проводится по «Организации материально-технического снабжения на автотранспортном предприятии» и шестое практическое занятие выполняется по «Расчету производительности труда». Темы практических занятий распределены по модулям и согласованны с темами и модулями, а также с источниками рекомендуемой литературы (Приложение 2).
Общий объем практических занятий в соответствии с тематическим планом занятий (Приложение 3) 17 часов.
Выдача заданий производится преподавателем по дисциплине на 2-й неделе обучения в 6-м семестре и далее по расписанию занятий. Сдача выполненных практических занятий производится преподавателю по графику занятий.
Решенные задачи представляются в виде рукописного текста, оформленного в тетрадях для практических занятий.
2.СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Перечень практических занятий определен тематикой лекционного курса с учетом количества часов, отведенных учебным планом.
Последовательность практических занятий определена логикой построения изучаемой дисциплины.
Первое практическое занятие отражает теоретические вопросы формирования организации, как объекта социально-экономической системы. В предлагаемых упражнениях студенты должны научиться формулировать миссию и цели организации, должны научиться определять влияния законов организации в практической деятельности предприятия и выработать умения по определению влияния элементов внешней среды организации на изменения состояния внутренней среды. По результатам практического занятия у студентов вырабатываются следующие компетенции: СЛК-1; ИК-1; ИК-2; ОНК-1; ОНК-2.
Второе практическое занятие включает закрепление теоретического материала по изучению форм собственности предприятия, организационно–правовых форм, признаков определяющих отношение предприятия к той или иной организационно-правовой форме собственности, в соответствии с гражданским кодексом РФ. По результатам практического занятия у студентов вырабатываются следующие компетенции: СЛК-1; ИК-1; ИК-2; ОНК-1; ОНК-2.
Третье практическое занятие помогает сформировать четкое представление о видах выполняемых работ на различных предприятиях автотранспортной отрасли и их отнесение к видам производств (основное, вспомогательное, обслуживающее). По результатам практического занятия у студентов вырабатываются следующие компетенции: СЛК-1; СЛК-2; П-НИД-2; ИК-1; ИК-2.
Четвертое практическое занятие позволяет выработать практические навыки в расчете баланса провозных способностей и возможностей парка. Провозные возможности обусловлены наличием поданных заявок на выполнение перевозочного процесса и выявление соответствий заявленного груза имеющимся типам подвижного состава на предприятии, для чего используются знания технологического процесса перевозок. Провозные способности парка рассчитываются в зависимости от режима работы подвижного состава и степени его использования. По результатам практического занятия студент должен уметь делать вывод о результатах соответствия возможностей и способностей парка. У студентов вырабатываются следующие компетенции: СЛК-1; ИК-2; ПРД-3; П-НИД-2.
Пятое практическое занятие построено на основании изучения теоретического курса по организации технологического процесса складского хозяйства и материально технического снабжения. Закрепление теоретического материала связано с формированием складского запаса товарно-материальных ценностей. У студента вырабатываются навыки расчета текущего запаса материальных ценностей, определение коэффициента запаса по размеру гарантированного запаса материальных ценностей и формирование максимального и среднего запаса. На практических занятиях закрепляются знания по расчету материальных ресурсов (горюче-смазочных материалов, шин и других ресурсов). На основании этих данных формируется представление об отвлечении финансовых средств из оборота предприятия. По результатам практического занятия у студентов вырабатываются следующие компетенции: СЛК-1; ИК-1; ИК-2; ОНК-3; ПРД-3.
Шестое практическое занятие позволяет студентам сориентироваться в расчете производительности труда различных категорий работающих. Оценить степень влияния экстенсивных и интенсивных факторов на формирование производительности труда. По результатам практического занятия у студентов вырабатываются следующие компетенции: СЛК-1; ИК-1; ИК-2; ОНК-3; ПРД-1; ПРД-2; П-НИД-2.
Содержание практических занятий
Задания для выполнения практических занятий.
Задание 1.1
Проанализировать предложенную ниже ситуацию с точки зрения законов организации и ответить на поставленные вопросы.
Пример анализа действия законов организации рассмотрим на основе становления и развития компании «Сони». На протяжении всего организационного развития компании «Сони» от мелкого производителя до крупной монополии действует всеобщий закон организации—закон синергии.
Несколько одержимых человек (Масару Ибука — технический гений, основатель компании, Акио Морита — коммерческий директор и др.) объединились в организацию с твердым намерением совместно трудиться и использовать свои технические способности для осуществления сокровенных желаний (оригинальными способами производить новейшие техноемкие товары), чтобы приносить пользу обществу. Совместный труд коллектива маленькой неизвестной компании, работающей в примитивных условиях (1946 г), позволил изготовить им техноемкий продукт (микшер) высокого качества. В дальнейшем компания-новатор под руководством Акио Мориты развивает уже известные технические идеи и создает новые перспективные товары, отличающиеся высоким уровнем качества (синергический эффект компании положителен, достигает максимальных значений, что дает ей возможность добиться определенных высот в бизнесе и процветать). Постановка главной и понятной всем (вплоть до рядового рабочего) цели позволила сплотить персонал фирмы в коллектив единомышленников. В фирме складывалась атмосфера всеобщей настроенности на решение центральной задачи, на достижение главной цели, которой было подчинено все (здесь проявляется закон композиции, когда цели организации направлены на поддержание основной цели более общего характера). Без имитации структур мелкой фирмы в рамках гигантской компании крупные проекты «Сони» было бы сложно осуществить. Путем прямого выделения подразделений, обладающих широкой самостоятельностью, «Сони» получала шанс с большой степенью гибкости реагировать на изменения, адаптироваться к ситуации и оставлять конкурентов далеко позади. Примером такого рода может служить выделение десяти параллельных исследовательских групп, независимо работавших над проектом видеомагнитофона (соблюдение закона пропорциональности позволяет компании поддерживать организованность системы, синергический эффект сохраняет свое значение). В середине 1960-х годов, когда на американском рынке еще никто не слышал о торговой марке «Сони» и компания делала первые шаги в организации продаж своей новой продукции в США, А. Морита получил выгодное предложение от американского торговца на большую партию транзисторных радиоприемников для его сети магазинов. В предложении просили указать цену на партии в 5000, 10 000, 30 000, 50 000 и 100 000 приемников. В то время компания не могла производить 100 000 транзисторных радиоприемников в год. Если бы она получила заказ на 100 тысяч приемников, ей пришлось бы нанять и обучить новых рабочих и расширить производственные площади. Это требовало больших капиталовложений, значительного расширения производства и увеличения риска. Риск заключался в том, что если второй такой заказ не поступит на следующий год, то компания может обанкротиться, потому что она не сможет дать работу дополнительно нанятым рабочим и платить за новые неиспользованные производственные мощности. В Японии действует система долгосрочного найма.Акио Морита дал свое предложение о цене, согласно которому, чем больше был размер партии, тем дороже стоил приемник. Это было нелогично с точки зрения агента. Акио Морита таким предложением ограничил заказ до 10 000 приемников по соответствующей цене, что устраивало торгового агента и компанию «Сони» (в данном случае проявляет себя закон информированности —упорядоченности, согласно которому рост информационной неопределенности ведет к дезорганизации, хаосу и синергический эффект снижается вплоть до отрицательных значений. Информация же ограничивает число степеней свободы, накладывает ограничения и способствует организации). Деятельность фирмы, прошедшей путь от мелкого предприятия, страдавшего от нехватки финансовых ресурсов, не имевшего привлекательных товаров и постоянно опасавшегося вытеснения с рынка более мощными конкурентами, до гигантской компании, действующей практически во всех странах мира и управляемой интернациональным коллективом менеджеров, подтверждает действие закона онтогенеза (закон отражает этапы саморазвития системы). Тенденциям к бюрократизации, взаимному непониманию и отчужденности различных подразделений и уровней управления компанией менеджеры противопоставляют целую серию приемов антибюрократического управления и организационных изменений (закон онтогенеза отражает изменения, происходящие в организации, синергическии эффект снижается). Независимо от желания руководства в отдаленной перспективе «Сони», видимо, ожидает судьба монополистического «слона». «Сони», практически не диверсифицированная,действовавшаяв малоперспективной отрасли (каковой считается бытовая электроника), занятая выпуском массовой стандартной продукции в условиях острой конкуренции и обусловленного ею снижения цен, долго не осуществлявшая захватов других фирм, резко выделялась на фоне прочих компаний. Она действовала успешно, хотя и нарушала чуть ли не вес модные рецепты процветания согласно теории маркетинга (эффективная сбытовая сеть. действенная реклама, положительный образ, сложившийся у публики). Взамен «Сони» противопоставила козыри, связанные с самим товаром (новизна—качество—низкая себестоимость). Этот путь во многом был вынужденным для компании. Могли А. Морита по всем правилам рассчитать объем рынка дли товара, которого еще не существовало в природе? Могла ли «Сони корпорейшн» в 1960-х годах состязаться со старыми электротехническими гигантами Америки и Западной Европы в осуществлении захватов? Этот этап остался для «Сони» в прошлом. В конце 1980-х годов могущественная корпорация могла позволить себе масштабные захваты. Но и эти приобретения она делала ради повышения привлекательности производимых ею товаров (захват «Си-би-эс рекорд» и «Коламбии пикчерз» способствовал выпуску кинопродукции в соответствии с техническими требованиями «Сони»). Опыт «Сони» свидетельствует о действии закона самосохранен как целого, требующего сосредоточения всех ресурсов на достижении превосходства над конкурентами в 1 сфере основного производства фирмы. Структурные преобразования в «Сони» проходили путем имитации структур мелкой фирмы в рамках гигантской компании и создания филиалов, совместных предприятий в других странах (закон анализа и синтеза}. Вместе с тем компания стремилась к обеспечению структурной устойчивости через укрепление наиболее слабо организованного звена! Недостаточно изготовить качественный товар, столь же необходимо профессионально управлять продвижением товара на рынок (закон наименьших). Такова логика действия законов организации, направленная на обеспечение организованности и устойчивости системы. Знали ли А. Морита и управляющие компании «Сони» механизм действия законов организации в том понимании, в которомони изложены в нашей ситуации? Были ли их действия и решения продиктованы в соответствии с учетом действия этих законов? Нам трудно ответить наэти вопросы. Но несомненен тот факт, что Акио Морита — талантливый руководитель. Знание рынка и технической стороны своего товара, бескомпромиссное следование миссии компании, соблюдение принципов организации и управления людьми, интуиция и опыт явились составляющими успешного руководства Акио Мориты. Бесспорно и то, что законы организации являются объективными законами. Независимо от знания и желания руководства компании учитывать действие этих законов всвоих решениях, законы организации работают и направлены на обеспечение организованности и упорядоченности окружающего нас мира.
Прокомментируйте изученную ситуацию:
1. На основе анализа жизнедеятельности организации, в которой вы знакомились во время практики, проследите действие законов организации.
2. Как проявляются законы организации?
3. Учитывают ли специалисты организации действиезаконов организации в своей практическойдеятельности?
Задание 1.2
Дайте ответы на следующие вопросы:
1.Каковы основные цели пассажирского АТП?
2.Какие основные требования предъявляются к постановке и формированию целей?
3.Какие сильные и слабые стороны организации: пассажирские АТП; грузовые АТП; СТО?
Задание 1.3
Дайте ответы на следующие вопросы:
1.Проведите анализ взаимодействия пассажирского АТП с различными организациями инфраструктуры.
2.Проведите анализ конкурентов и, используя следующие вопросы, предложите мероприятия по улучшению вашего конкурентного состояния.
3.Каковы сильные стороны главных конкурентов?
4.Каковы слабые стороны главных конкурентов?
5.Каковы цели, задачи и политика главных конкурентов?
Задание 1.4
Дайте ответы на следующие вопросы:
1.Каковы наиболее вероятные действия главных конкурентов в сложившихся экономических, социальных, культурных, демографических, географических, политических, технологических и конкурентных условиях в промышленности?
2.Насколько уязвимы главные конкуренты и в чем?
3.Насколько уязвимо АТП для главных конкурентов?
4.Как услуги ПАТП соотносятся с услугами главных конкурентов?
5.Каковы ключевые факторы, определяющие конкурентные позиции ПАТП в отрасли?
6.Как менялись объемы реализации и прибыли у главных конкурентов за последние несколько лет и почему?
Задание 1.5
Дайте ответы на следующие вопросы:
1.В чем суть взаимодействия организации с внешней средой?
2.Какие барьеры существуют на пути взаимодействия?
3.В чем состоит особенность взаимодействия организации с поставщиками, потребителями, конкурентами, государственными и муниципальными органами, инфраструктурой?
4.Какие есть методы преодоления ресурсной зависимости организации от внешней среды?
Задание 1.6
Дайте ответы на следующие вопросы:
1.Почему считается, что борьба между конкурирующими фирмами является стратегическим процессом?
2.Какие факторы влияют на силу поставщиков?
3.Какие факторы влияют на конкурентную борьбу? Приведите примеры, когда организация предпочтет уйти с рынка вместо продолжения дальнейшей конкурентной борьбы?
Задание 1.7
Дайте ответы на следующие вопросы:
1.Является ли число соперничающих на рынке организаций наиболее важным фактором силы конкурентной борьбы?
2.Какие факторы влияют на силу потребителей?
Задание 1.8
Сформулируйте факторы взаимодействия внутренней и внешней среды и проранжируйте их по степени значимости для организации, предложите меры по ослаблению этих факторов, сведите их в таблицу 1.2:
Таблица 1.2
Факторы взаимодействия внутренне и внешней среды
Факторы, негативно влияющие на взаимодействие | Степень значимости факторов (высокая, средняя, низкая) | Меры по ослаблению влияния |
1. 2. . . . |
Задание 1.9
Проведите анализ взаимодействия АТП с поставщиками материальных ресурсов.
Задание 1.10
Ответьте на вопрос:
Как вы измените цель организации в условиях экономического кризиса.
Задание 1.11
Опишите:
- элементы внутренней среды пассажирского АТП;
- основные цели грузового АТП;
- требования предъявляемые к постановке и формированию целей.
Задание 1.12
Рассмотрите основные ресурсы организации и их взаимосвязь с внешней средой и влияние каждого вида ресурса на результат деятельности организации.
Задание 1.13
Используя таблицу 1.3 распределить виды выполняемых работ по видам производства для автотранспортных предприятий (АТП) и станций технического обслуживания (СТО).
Таблица 1.3
Исходные данные для выполнения задания 1.13
Виды выполняемых работ | Тип производства | |||||
Основное производство | Вспомогательное производство | Обслуживающее производство | ||||
АТП | СТО | АТП | СТО | АТП | СТО | |
1. Выполнение грузовых перевозок по заявкам | ||||||
2. Доставка работников служебным автобусом до места работы | ||||||
3. Доставка запасных частей, оборотных агрегатов, материалов транспортом АТП | ||||||
4. Перевозка детей служебным автобусом в лагерь | ||||||
5. Доставка продуктов в столовую | ||||||
6. Ремонт автомобилей | ||||||
7. Ремонт оборудования | ||||||
8. Ремонт зданий | ||||||
9. Ремонт зданий оздоровительного детского лагеря | ||||||
10. Работа котельной на территории | ||||||
11. Электроподстанция | ||||||
12. Кузовной участок СТО | ||||||
13. Ремонтные участки | ||||||
14. Доставка автомобилей на ремонт транспортом СТО | ||||||
15. Автостоянка на территории АТП | ||||||
16. Гостиница АТП |
Задание 1.14
Ответьте на следующие вопросы:
1.Свяжите особенности динамики себестоимости единицы продукции и размеры предприятий, формирующих отрасль.
2.От структуры отрасли, построенной на основании размеров предприятий, перейдите к характеристике особенностей внутриотраслевой конкуренции.
3.Сделайте прогноз развития отрасли, выделив частный сектор и государственный.
4.Какие организационно-правовые формы преобладают
5.Что произойдет, если отрасль будет развиваться самостоятельно без регулирующих воздействий государства и отраслевых органов
Задание 1.15
Ответьте на следующие вопросы:
1.Для того, чтобы организация работала эффективно какие элементы внутренней среды необходимо реализовать в первую очередь
2.Каким образом влияют сотрудники организации, конкуренты, потребители на формулирование миссии.
3.Дать определение понятия «организация»
4.Учитывается ли при формулировании мисси финансовое состояние организации
5.Насколько важно при формулировании миссии учитывать роль общества.
Задание 1.16
Ответьте на следующие вопросы:
1.На основе анализа жизнедеятельности организации, в которой вы были на практике, проследите действие законов организации.
2.Как проявляются законы организации?
3.Учитывают ли менеджеры вашей организации действие законов организации в своей практической деятельности?
Практическое занятие №2.
Формирование уставного капитала по организационно-правовым формам собственности
Цель практического занятия.
Цель практического занятия №2 - закрепить теоретические знания в области действия законов ГК РФ о формах собственности и об организационно-правовых формах.
Задачи практического занятия.
К задачампрактического занятия №2 относятся:
- умение различать форму собственности предприятия.
- умение определять отношения между участниками организационно правовых форм.
Рекомендуемая литература для выполнения практического занятия
1.Организация производства и управление предприятием: Учебник / Туровец О. Г., Бухалков М. И., Родинов В. Б. и др.; Под ред О. Г. Туровца. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 544 с. – (Высшее образование). Количество экз. в библ. – 32. (стр. 34-48).
2.Гражданский кодекс Российской Федерации
Краткие теоретические сведения.
В гражданском кодексе Российской Федерации приведена характеристика организационно-правовых форм предприятий, порядок открытия и закрытия предприятия, формирования уставного капитала и другие моменты, связанные с функционированием предприятия.
Студенты должны изучить основные организационно-правовые формы предприятий, научиться оперировать терминами гражданского кодекса и ориентироваться на рынке производства продукции, работ и услуг транспортного комплекса.
Под предприятием понимается самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие после государственной регистрации (в установленном порядке) приобретает статус юридического лица, под которым понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права, несущая обязанности и выступающая истцом и ответчиком в суде. Следовательно, предприятие как юридическое лицо приобретает все права и несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством, другими федеральными законами и постановлениями правительства. Предприятие как самостоятельно действующий субъект должно иметь самостоятельный баланс или смету, свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Предприятие как юридическое лицо в соответствии с первой частью Гражданского кодекса РФ (ст. 52, п.1) действует на основании устава и учредительного договора (в зависимости от организационно-правовой формы либо устава или учредительного договора).
Если в соответствии с утвержденными и зарегистрированными в установленном порядке учредительными документами предприятие преследует извлечение прибыли в качестве основной цели, то оно является коммерческой организацией. Предприятие как юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющее полученную прибыль между его участниками, является некоммерческой организацией.
Предприятие должно обладать определенными присущими ему признаками, без которых оно не может не только быть признано юридическим лицом, но и участвовать в законном хозяйственном обороте.
Во-первых, предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность.
Во-вторых, важнейшим констатирующим признаком предприятия как юридического лица является его способность отвечать своим имуществом по обязательствам, которые возникают у предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при неисполнении обязательств перед бюджетом.
В-третьих, предприятие как юридическое лицо способно выступать в хозяйственном обороте от своего имени, то есть в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями работ, услуг, поставщиками всех факторов производства (материалов, топлива, запасных частей, шин, энергии и т. д.), с гражданскими и другими юридическими и физическими лицами.
В-четвертых, предприятие имеет право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами.
В-пятых, предприятие как юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету, правильно вести учет затрат на производство и реализацию работ, услуг, своевременно предоставлять установленную государственными органами отчетность. Предоставлять балансы и другую бухгалтерскую и финансовую отчетность для независимой аудиторской проверки. В соответствии с законодательством отдельные организационно-правовые формы юридических лиц обязаны публиковать годовые балансы в открытой печати.
В-шестых, в соответствии с ГК РФ любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Потребности общества многообразны, и удовлетворить их могут предприятия. Современные запросы общества служат толчком для создания предприятий с новыми технологиями, с более подготовленными кадрами.
Кодексом установлена система организационно-правовых форм юридических лиц, систематизированы права, обязанности и ответственность граждан и юридических лиц.
Понятия физических и юридических лиц даны в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Граждане и юридические лица
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. | Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах и юридическими лицами. |
Граждане и юридические лица осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. | Правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием: - иностранных граждан и юридических лиц - лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законом. |
Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента госрегистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими лицами.
К предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц.
Юридическим лицом признается организация, которая:
- имеет обособленное имущество;
- в собственности;
- в хозяйственном ведении;
- в оперативном управлении;
- отвечает имуществом по своим обязательствам;
- может от своего имени приобретать имущественные и личные - неимущественные права;
- может нести обязанности;
- может быть истцом и ответчиком в суде;
- имеет самостоятельный баланс или смету.
Юридические лица создаются в установленных ГК РФ организационно-правовых формах.
В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий коммерческих или некоммерческих организаций.
Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных государственных и муниципальных предприятий.
Некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, которые относятся к некоммерческим организациям, могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Такие юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.
Из приведенных категорий видно, что их дифференциация может быть также проведена исходя из характера их деятельности. Во всяком случае, правильным будет утверждение о том, что коммерческие организации создаются для занятия предпринимательской деятельностью.
И еще на один важный момент хотелось бы обратить внимание - это на то, что перечень форм некоммерческих организаций не исчерпывается текстом Гражданского кодекса. Напротив, допускается возможность создания некоммерческих организаций и в иных формах, предусмотренных законом. Что же касается коммерческих организаций, то они могут функционировать только в технологических формах, которые прямо указаны в Гражданском кодексе. Это связано с необходимостью обеспечить контроль за процессом создания и функционирования предпринимательских структур, что отвечает и мировой практике.
Гражданский кодекс допускает объединение коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций или союзов. Следует отметить, что даже в том случае, если такого рода ассоциации (союзы) учреждаются исключительно коммерческими организациями для координации их предпринимательской деятельности, а также предоставление защиты общих имущественных интересов и создаются по договору между ними, тем не менее указанные ассоциации (союзы) относятся к некоммерческим организациям. Если же на ассоциацию (союз) ее участниками будет возложено ведение предпринимательской деятельности, эта ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество.
Есть и другой путь для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) вправе создать хозяйственное общество или вступить в качестве его участника.
Отношения субъекта, управляющего предприятием и собственника имущества регламентируется договором. Собственник имущества не имеет права вмешиваться в деятельность предприятия после заключения договора.
Задания для выполнения практических занятий.
Задание 2.1
Указать какой форме собственности, согласно ГК РФ, соответствуют особенности, перечисленные в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Исходные данные для выполнения задания 2.1
Особенности | ООО | ОАО | ЗАО |
Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества этого общества, гарантирующего интересы |