Организация как объект управления

Лекция. Организация как социально-экономическая система.

Понятие системы в управлении.

Система – это целостная совокупность элементов или звеньев и связи между ними. Система управления – это иерархия связей и звеньев, осуществляющих процессы управления в социально-экономической системе.

Существует два основных типа систем управления: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от окружающей среды.Открытая системахарактеризуется взаимодействием с внешней средой, она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Все организации являются открытыми системами (табл.1.). Системный подход рассматривает организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как единое целое. Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах: во внешней (из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию или услуги). Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента.

Таблица 1.

Организация как открытая система

Черты и свойства Характеристика, обоснование
Компоненты Система состоит из некоторого количества частей, называ­емых компонентами или элементами; они необходимы для достижения целей системы
Связи Компоненты системы связаны между собою, что обеспе­чивает непрерывность протекающих в системе процессов
Структура Форма связи организационно закреплена в структуре, что обеспечивает устойчивость и придает системе стабиль­ность; для систем характерна иерархичность построения структур, то есть наличие в них подсистем
Взаимодей- ствие Компоненты воздействуют друг на друга своим нахожде­нием в системе и выходом из нее, и только во взаимодей­ствии всех элементов и связей возможны процессы, с по­мощью которых возникает результат
Процесс В системе одновременно осуществляется ряд процессов, каждый из которых связан с какими-либо изменениями. Процессы изменяют ресурсы, входящие в систему, превра­щают их в продукты и услуги
Холизм и эмерджентные свойства Система — целостность (англ. holism, от греч. holos — це­лое), проявляющая свойства, возникающие только в резу­льтате взаимодействия ее компонентов
Идентифи- кация Свойства системы, на основании которых ее можно иден­тифицировать, то есть отличить от других явлений, не вхо­дящих в систему; для этого надо определить границы, от­деляющие систему от окружающей среды
Окружение Явления и факторы, которые, не являясь частью системы, существенно влияют на нее. Они образуют окружающую среду системы и своим воздействием могут менять ее по­ведение
Концепция Система — это концепция, ее особая форма отражает цели и ценности людей, которые являются ее неотъемлемыми элементами и реализуют собственные идеи о том, какой должна быть система

Организация как объект управления.

Организации играют все более значимую социальную роль, становясь центральным звеном общественной жизни. Ведь именно в организациях собираются и накапливаются ресурсы и знания, разумное использование кото­рых помогает решать множество застарелых «болезней» общества, связанных с нищетой, болезнями, безработицей, бездомностью ит. п. Создавая богатство, организации тем самым увеличивают благосостояние общества, улучшают качество трудовой жизни, по­вышают веру людей в свои силы и возможности. В будущем воз­можности организаций станут еще более ощутимыми для людей.

Вот, например, как представляется будущая роль организации в работе Ф. Ж. Гуияра и Д. Н. Келли «Преобразование организации».

Они считают, что можно, например, создать систему школ, прикрепленных к корпорациям, которые будут привлекать в свои классы как можно больше де­тей и учить их тому, что потребуется в перспективе для эффективной работы. Родители и ученики могли бы сами выбирать место обучения, сравнивая школы по программам как общего, так и специализированного образования, а компа­нии будут оплачивать обучение в таких школах, поскольку понимают, что обуче­ние в коммуникационную эпоху является самой выгодной инвестицией.

Сеть страховых компаний могла бы предоставить защиту от пожаров мест­ным властям, организациям и населению, в действительности финансируя за­щиту активов, за которые они платят, таким образом снижая риски. Они могли бы также помочь в финансировании полиции, что сняло бы часть налогового бремени с населения и. способствовало усилению возможностей полиции вы­полнять ее прямые функции — розыскные и силовые, пользуясь для этого со­зданными сетями знаний.

Современная тенденция к созданию сетевых служб здравоохранения может привести к значительному росту системы глобального обучения и предоставле­ния соответствующих услуг. Это будет связано с растущим осознанием компа­ниями того, что самым ценным их активом, от которого зависят в конечном сче­те показатели, их деятельности, являются здоровые и умные сотрудники, а не машины и оборудование или здания и сооружения.

Химические компании также получат новые возможности для расширения зоны своей деятельности. Для этого им надо научиться зарабатывать деньги на переработке токсичных отходов, которые они в настоящее время «производят». Предприятия, занимающиеся нефтепереработкой, могли бы совместно разра­ботать новые подходы к очистке загрязненных рек, озер и других водоемов.

Эти и подобные им направления возможной деятельности могут стать дей­ствительно реальными, хотя для этого надо немало изменить в сложившейся системе отношений между организациями и обществом.(4,с40)

«Организации – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение»[1].

То есть, организация- группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Организации, в которых для достижения общих целей приме­няется совместный труд людей, являются социально-экономичес­кими институтами со следующими общими чертами:

• целями, отражающими их предназначение и те виды продук­ции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;

• персоналом или работниками, обладающими квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;

• разделением труда,осуществляемым в соответствии с профес­сионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающим рациональную структуризацию

работ и задач;

• коммуникациями,то есть различными видами связей, необхо­димых в процессе выполнения совместной работы;

• формальными правилами поведения, процедурами и контролем, устанавливаемыми для того, чтобы организации функциони­ровали как целостные образования;

• уровнями полномочий и ответственности, устанавливающими масштабы власти для разных должностей в организации.

Организации функционируют в форме предприятий, фирм, ком­паний и корпораций.

Любая организация как объект управления может быть описана с помощью ряда параметров: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы, структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру (табл.2).

Таблица 2

Параметр описания Характеристика
Название, местонахождение Официальное наименование, адресные данные
Назначение Цели и виды продукции и услуг
Отраслевая принадлежность При многопрофильности, выделяется главная отрасль
Правовая форма и вид собственности В соответствии с Гражданским кодексом и законами Российской Федерации
Историческая справка Основные этапы развития, определившие современное состояние организации
Структура Состав ее подсистем( производственных и управляющих)
Структура управления Тип, вид, сложность, управляемость
Ресурсы Основные виды, размеры
Культура Ценности, разделяемые членами
Ключевые факторы внешней среды Факторы прямого и косвенного воздействия, особое внимание организациям-конкурентам
Руководство Разделение власти и ответственности, стиль

В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединяет предприятия по тому или иному критерию (табл. 3).

На основании критерия формализации:

-формальные организации - имеющие четкие цели, формализованные правила, структуру, связи;

-неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил, структур.

Предметом нашего изучения являются формальные хозяйственные организации, которые в соответствии со статьей 48 (п.1) Гражданского кодекса РФ являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

По формам собственности они могут быть

· частными,

· государственными,

· муниципальными,

· иными.

По отношению к прибыли различают:

· коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности,

· некоммерческие организации, которые не стремятся к извлечению прибыли, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению их целей.

Гражданским кодексом предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций (см. табл. «Организационно-правовые формы хозяйственных организаций РФ»).

По размерам организации группируются на крупные, средние, малые (в качестве классификационных признаков используют такие критерии как число занятых, объем продаж, балансовая стоимость активов).

Размеры средних предприятий по критерию численности занятых определяются в Российской Федерации в интервале от 100 до 300 (по методологии Европейского союза (ЕС) — от 50 до 250 человек), крупных от 300, а в некоторых отраслях — от 500 и выше. Именно последним принадлежит ведущая роль в современной экономике, хотя их число относительно невелико.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. к субъектам малого предпринимательства в РФ относятся коммерческие организации — юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной собственности РФ и субъектов Федерации, муниципальной собственности, o6щественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает:

• в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;

• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;

• в оптовой торговле — 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоит в том, что они работают в условиях более высокого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют большую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. То есть, они должны быть истинными предпринимательскими структурами, основу деятельности которых составляет новаторство, творчество, нестандартные и рисковые подходы.

Соответственно формируются характерные черты их внутренней организации и внешнего делового окружения, которые в значительной мере предопределяют их особенности как объектов управления. К ним в первую очередь относятся:

особенности производственных процессов, предопределяющие ограниченность масштабов применяемых средств производств технологических процессов, небольшую номенклатуру выпускаемых изделий и упрощенность системы сбыта;

специфика системы управления и руководства, проявляющая в единстве права собственности и непосредственного управления предприятием, а также в особой роли руководителя в жизни предприятия, который прямо включен практически во все функциональные области. Кроме того, система управления характеризуется компактностью управленческой команды, многофункциональнос­тью менеджеров, простотой структуры управления и информаци­онных связей, быстротой принятия решений, неформальным под­ходом к планированию и контролю;

состояние отдельных компонентов, которое характеризуется осо­бым, персонифицированным характером отношений между хозяи­ном и работниками, порождает гибкость и восприимчивость к но­вовведениям, отражает небольшие размеры финансовых ресурсов и низкую капитализацию при высокой оборачиваемости капитала.

Особенности внешних воздействий формируют такие устойчивые характеристики малого предприятия, как:

• локальность ресурсных и сбытовых рынков;

• преобладание неформальных взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

• положение «ведомого» в кооперационных связях с крупными
и средними предприятиями;

• высокая чувствительность к изменениям экономической
конъюнктуры, политической обстановки, законодательства;

• ограниченность источников финансирования и хроническая
нехватка капиталов;

• большая зависимость от системы поддержки

По участию в различных секторах производства: - отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья;

-отрасли вторичного цикла, предприятия перерабатывающей промышленности;

-отрасли третичного цикла, услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности первых двух секторов;

-четвертый сектор - организации и институты, занимающиеся такой прогрессивной сферой деятельности как информационные технологии.

Другой подход к делению экономики на сектора предполагает выделение двух составляющих:

· корпоративного сектора, в которых входят сверхкрупные и крупные предприятия и организации страны

· индивидуально-предпринимательского сектора, включающего в свой состав индивидуальных предпринимателей и предпринимательские структуры среднего и малого размера.

Таблица 3

Классификация организаций по основным критериям

Критерий классификации Классы или виды Примеры и комментарии
Критерий формализации Формальные организации Коммерческие организации, а также государственные и международные институты и органы
    Неформальные организации Институт семьи, неформальные отношения между людьми
Форма собственности -------- .— Частные Собственность частных лиц и организаций (кафе, пекарни, строительные организации и др.)
    Муниципальные Муниципальная собственность (больницы, развлекатель­ные комплексы, спортивные базы и т. д.)
    Государственные Государственная собственность (вузы, музеи и т. д.)
    Иные Организации, находящиеся в совместной или иностранной собственности (отели, магазины и проч.)
     
Отношение к прибыли Коммерческие Организации, где основная цель - получение прибыли
    Некоммерческие Организации, созданные с некоммерческими целями
Организацион­но-правовая форма Коммерческие Хозяйственные товарищества, акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), государственные унитарные предприятия (ГУП) и т. д.
    Некоммерческие Фонды, учреждения, ассоциации, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы и т. д.
Размер Малые Численность персонала до 100 чел. в промышленности, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел., розничная торговля, сфера обслуживания - 30 чел., в ос­тальных отраслях - 50 чел.
    Средние Численность персонала от 100 до 300 чел.
    Крупные Численность персонала от 300 чел. {в некоторых отраслях -от 500) и выше
Сектор производства Отрасли первичного цикла (добыча сырья) Организации и предприятия газовой, угольной, нефтяной промышленности, сельского, лесного, рыбного хозяйства и т.д.
    Отрасли вторичного цикла (обрабатывающая про­мышленность) Организации и предприятия машиностроительного ком­плекса, химической промышленности и металлообработки, машиностроения, текстильной промышленности и т. д.
    Отрасли третичного цикла (услуги) Банки, образовательные и медицинские учреждения, торговые предприятия, туристические и гостиничные организации, предприятия питания, страховые компании и т. п.
    Четвертый сектор (инфор­мационные технологии) Институты и организации, занимающиеся информацион­ными технологиями

Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и российской экономике, а также обострения конкуренции между странами и компаниями все большее распространение приобретают процессы интеграции. Понятие интеграции широко стало использоваться в 1950-60-е годы, оно трактуется как объединение усилий ряда организаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности.

Важной формой интеграции предприятий являются предпринимательские сети и союзы, их называют альянсами, партнерствами, кластерами, сообществами, виртуальными корпорациями, объединяющие организации, каждая из которых выполняет в сети свою специфическую роль. Их союз основан на сочетании средств формального контроля контрактных отношений и неформального обмена услугами.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют в своем составе промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы, банки, инвестиционные фонды, страховые компании. Целями их интеграции являются: концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики, ускорение НТП, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, формирование рациональных технологических и кооперационных связей, развитие конкурентной экономической среды.

Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных кооперационных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности. Это гибкая структура, позволяющая входящим в нее предприятиям координировать свои действия, привлекать новых партнеров. Большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний в виде кластеров(с анг.- группа, скопление) на определенных территориях, которые представляют им те или иные конкурентные преимущества( необходимую инфраструктуру, средства связи, телекоммуникации, обустроенные производственные площадки). Для этого используются крупные промышленные зоны, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструктурного обеспечения, информационных взаимосвязей.

Примеры, показывающие причины и формы союзов. На базе соглашений о сотрудничестве между ОАО «ЛУКойл» и АО «ЗИЛ» заключен союз с целью разработки новых видов горюче-смазочных материалов для использования в производстве и эксплуатации автомобиля ЗИЛ. Два автозавода (КамАЗ и ВАЗ) добровольно решили сосредоточить выпуск малолитражки «Ока» на площадке КамАЗа. Предпринимательский союз создан на базе предприятий, включающих сборочный завод, конструкторское бюро и заводы по выпуску комплектующих, используемых в производстве широкофюзеляжных самолетов Ил-86.

В российском бизнесе они чаще рассматриваются как деловые сети. В качестве примера можно привести компанию ИНЭК («Информация- Экономика»), которая сначала специализировалась на консультационных услугах, а затем основной деятельностью стала разработка компьютерных программ. Это привело к необходимости формирования надежного круга партнеров: Институт компьютерных технологий, ВНИИЭСМ, аудиторская компания, фирма «ИНЭК-Строй» - эта группа представляет собой базовую платформу услуг. Одновременно компания развивает свою партнерскую сеть, в которую входит свыше 100 компаний.

Интеграция компаний, объединяемых на базе современных ин­формационных систем, позволяет создать так называемую вирту­альную корпорацию. Чаще всего независимые компании (поставщи­ки, заказчики и даже бывшие конкуренты) входят в такую сеть на временной основе с целью взаимного пользования ресурсами сни­жения издержек и расширения рыночных возможностей Техноло­гический фундамент виртуальной корпорации составляют инфор­мационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство на «электронных» контактах, широко используются возможности сети Интернет.

Главными факторами виртуальной кооперации становятся: доверие людей друг другу, как мощный фактор развития бизнеса; компетенция участников (делать хорошо дело) и создание не­формальных команд из компетентных людей; формирование общей миссии. Приведем примеры реализации этих правил. В текущей периодике объявлено о создании виртуального сетевого альянса в виде нового сайта, посвященного бронированию авиабилетов и другим аспектам организации авиапутешествий. Партнерами по сети стали 11 крупнейших европейских авиакомпаний (среди них такие, как Aer Lingus, Air France, Alitalia, Airways, KLM, Lufthansa и др.), которые рассчитывают в течение ближайших лет захватить значительную часть он-лайновых продаж в Европе.

Наши рекомендации