Ремонтные и расточные отделения в цехах.
Задачи ИХ:
1.своевременное снабжение участков и рабочих мест инструментами;
2.своервременный ремонт, восстановление и заточка инструментов;
3.повышение качества инструмента ;
4.снижение затрат на приобретение, изготовление и хранение инструмента.
Особенности планирования потребности предприятия в различных вида оснащения:
Для определения потребности предприятия в оснащении надо установить:
1.номенклатеру потребляемого оснащения- (в серийном и массовом производствах номенклатура универсально устанавливается по картам применяемости. А в единичном- по картам типового оснащения инструментов рабочих мест.
Номенклатура спец.инструмента устанавливается по картам технологических процессов);
2.расход оснащения по каждому наименованию- (потребность в инструменте определяется: Ио=р+Он-Оф. Где: Р- расход инструмента; Он- необходимый оборотный фонд;
Оф- фактическая величина оборотного фонда на начало планового года.
Существует 3 метода расчёта Р:
1.статистический- (по отчётным данным за прошлый период определяется фактический расход инструмента на 100 т.р. валовой продукции предприятия или на 1000 ч. Работы оборудования на котором использовался соответственный инструмент);
При использовании этого метода допускаются погрешности и по этому он используются лишь в единичном и мелкосерийном производствах и для расчёта инструмента по которому трудно установить срок службы.
2.а)метод расчёта по нормам оснастки:
Норма оснастки- это число инструментов которое должно одновременно находиться на рабочем месте в течении всего планового периода.
Этим метом рассчитывается инструмент долговременного пользования, который выдаётся рабочему по инструментальной книжке и находится у него до полного износа, также применяется во вспомогательном производстве.
б)метод расчёта по нормам расхода:
Норма расхода- это число инструментов расходуемых при обработке 1 детали.
Расход режущего инструмента определяется:
Рр= Ти=Тс*(1+Кпт). Кпт= .
Ти- норма износа инструмента; Ку- коэф.случайной убыли инструмента; Тм.а. - машинное время обработки 1 детали; Тс- стойкость инструмента; Кпт- число переточек; Рч- величина рабочей части инструмента а которую допускается стачивание; Сс- величина стачивания за 1 заточку.
Расход мерительного инструмента определяется: Рм= .
Дм- детали подлежащие промерам; Чи- число измерений на деталь; Кв- коэф.выборочного контроля.
3.оборотный фонд оснащения в целом по предприятию и по цехам:
Оборотный фонд инструмента цеха состоит из запасов в ИРК, инструмента находящегося на рабочих метах, заточки и ремонте.
При планировании пополнения запасов инструментов на цисе используются 2 системы:
1.на заказ;
2.система «max – min»:
-min заказ определяется :Zmin=Нд*вср.Нд-среднегодовой расзод инструмента; Вср-число дней срочного изготовления или преобретения очередной партии инстремента.
-max заказ: Zmax=П± Zmin.П-величина партии заказов инструмента.
Точка заказа-это величина запаса инструкмента при достижении которой выдаётся заказ на преобретение очередной партии инстурментов: Zм.з.=Нд*Вн+Zmin.Вн- время нормального изтовления.
В-26
Качество продукции–это совокупность свойств продукции обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
Система показателей качества продукции:
1.обобщающие – характеризуют общий уровень качества продукции;
2.комплексные – отражают совокупность нескольких свойств продукции;
3.единичные – характеризуют одно из свойств продукции:
-назначения;
-надёжности и долговечности;
-эстетические;
-стандартизации и унификации;
-транспортабельности;
-экономические и т.д.
Эволюция подходов к управлению качеством:
На предприятиях функционируют на 3 уровнях комплексны системы управления качеством (общегосударственном, отраслевом и на уровнепредприятия), а так же на всех стадиях создания и использования продукции (при исследовании и проектировании, изготовлении, реализации, эксплуатации или потребления).
Общегос. уровеньуправления качеством продукции осущ. правительство и гос.комитет по метрологии и стандартизации.
Важная роль относиться законодательству:
-«О защите прав потребителей»;
-«О стандартизации»;
-«О сертификации продукции, товаров , услуг и т.д.».
На отраслевом уровне управляющую систему представляют Министерства, технические отделы, инспекции по качеству, сертификации, метрологическому контролю и надзору.
На уровне предприятия управляющую систему представляют службы технического контроля и управления качеством продукции.
В процессе исследования и проектирования главная задача состоит в том, чтобы повысить полезные свойства продукции в соответствии с требованиями НТП.
В процессе производства основных задачей являются обеспечение необходимых условий для получения заданного уровня качества в соответствии с требованиями технической документации.
Для успешного её решения необходимо внедрение высокопроизводительного оборудования, обеспечения качественными материалами, инструментами, воспитание коллектива ответственного за качество продукции, хорошая организация службы одела технического контроля и т.д.
На стадиях реализации и эксплуатации потребления главной задачей является создание необходимых условий для более длительного сохранения уже созданных полезных свойств продукции в процессе её транспортировки и эксплуатации.
В-27
Роль службы технического контроля и управления качеством продукции заключается в том, что она влияет на повышение эффективности производства, качество выпускаемой продукции, обеспечение её конкурентоспособности и рентабельности.
В состав службы входят:
1.ОТК;
2.отделы главной конструктора;
3.отделы главного технолога;
4.отделы стандартизации;
5.отделы гарантийного обслуживания.
Виды техническогоконтроля качества продукции:
1.по стадиям жизненного цикла изделия:
-контроль проектирования новых изделий;
-контроль производства;
-контроль реализации продукции.
2.по объектам контроля:
-контроль предметов труда;
-контроль средств производства;
-контроль технологии изготовления;
-контроль условий труда.
3.по стадиям производственного процесса:
-входной контроль (материалов,сырья);
-промежуточный (после нескольких или каждой операции);
-окончательный (после всего);
-контроль транспортировки и хранения.
4.по степени охвата контроля:-сплошной;-выборочный.
5.по месту выполнения:
-стационарный(на специальном оборудованном месте контролёра);
-подвижной( на рабочем месте).
6.по времени выполнения:-непрерывный;-периодический.
7.по формам выявления брака:
-летучий контроль (выполняется контролёром без всякого графика при ободе закреплённых за ним рабочих мест);
-кольцевой(контролёр обходит по кольцу закреплённые за ним рабочие места);
-статистический(основан на математической статистике и позволяет выявить отклонения раньше, чем они приведёт к браку).
8.по влиянию на возможность последующего использования продукции:
-разрушающий; -неразрушающий.
9.по степени механизации:
-ручной; -механизированный; -автоматизированный.
10.по исполнителям:
-ОТК;
-контроль мастеров;
-самоконтроль;
-инспекционный контроль.
11.по используемым средствам:
-измерительный;
-регистрационный(на основании результатов подсчёта);
-органолептический(с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса);
-визуальный;
-технический осмотр.
В-28
В-29
Рабочее место-это часть производственной площади оснащённой необходимым оборудованием, инструментами при помощи которых рабочий или группа рабочих изготавливает продукцию.
Системы(виды) обслуживания рабочих мест:
1.централизованое-(обслуживание осущ. едиными функциональными службами предприятия);
2.децентрализованое-(обслуживание выполняют либо производственные подразделения, либо обслуживающие рабочие находящиеся в данных подразделениях);
Смешанные.
Этапы создания специализированных рабочих мест:
1 этап: устанавливается профиль рабочего места и за ним закрепляются определённый состав операций.
2 этап: проектируется оснащение рабочего места средствами необходимыми для обеспечения наиболее производительной и безопасной работы. Все предметы оснащения делятся:
· постоянные-(употребляются при изготовлении каждого вида продукции, постоянно должны находиться на рабочем месте(станок, стол и т.д.));
· переменные-(необходимые только для выполнения определённого вида работ, хранятся в рабочем месте и доставляются на него по мере необходимости(материалы, чертежи, инструменты применяемые нерегулярно)).
3 этап: производится планировка рабочего места. Все предметы которые должны находится на нём делятся на:
· неподвижные(станки, столы, тумбочки, шкафы);
· перемещаемые (заготовки, материалы, инструменты).
Особенно тщательно должно быть продумано размещение неподвижных предметов, т.к. они устанавливаются надлительных срок, их расположение принято называть планировкой рабочего места.
Требования к планировке:
1.удобства выполнения работы;
2.экономия движения и сил рабочего;
3.удобюства обслуживания м соблюдения правил техники безопасности;
4.экономия использования производственной площади;
5.экономия времени.
От расположения неподвижных предметов зависит расположение подвижных.
Общие правила расположения предметов на рабочем месте:
1.всякая вещь должна иметь своё место;
2.расположение предметов должно соответствовать последовательности трудового процесса;
3.всё что берётся правой рукой должно лежать с правой стороны и наоборот;
4.наиболее часто применяемые предметы должны располагаться как можно ближе к зоне из использования;
5.предметы труда должны находиться в зоне досягаемости.
4 этап: разрабатывается комплекс мероприятий для создания условий отвечающих современным требования культуры и эстетики труда сохраняя здоровье. Это достигается путём установления удобного положения рабочего рационального освещения, норм температуры, влажности, объёма воздуха, чистоты и порядка на рабочем месте ,правильного чередования труд и отдыха, установления расстояния от центра обработки деталей до глаз 400-500 мм, защиты глаз от прямых лучей, окраски стен и оборудования.
5 этап: выбирается система обслуживания рабочего места:
1.централизованое; 2.децентрализованое; 3.смешанные.
На выбор системы обслуживания влияют:
1.маштаб и тип производства;
2.производственная структура;
3.сложность выпускаемой продукции и требования предъявляемые к её качеству;
4.планеровка производственных площадей и т.д.
Формы обслуживания рабочих мест:
1.стандартная-(позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои оборудования и рабочих. Наиболее целесообразно в массовом и крупном производствах);
2.планово-предупредительнгая-(целесообразна в серийном производстве, выражается в предварительном комплектовании, рабочей документации, инструмента, заголовок, все комплексы заранее доставляются на рабочее место);
3.дежурное обслуживание-(используется в единичном производстве, характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний. Осуществляется по вызовам основных рабочих по мере необходимости).
В-30
Брак –это продукция передача которой потребителю недопускается из-за наличия в ней дефектов.
Классификация брака: