Мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ee оценки использование соответствующих побудительных мотивов.

Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

В зависимости от целей теории мотивации можно разделить на три большие группы:

– содержательные, цель которых – установить потребности работников и определить оптимальное для них соотношение внутреннего и внешнего вознаграждения;

– процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения;

– параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.

Для успешной мотивации сотрудников руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации и производительности труда. При этом каждый человек должен рассматриваться не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая к себе бережного отношения и индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать интересам и способностям работника.

Адаптация персонала

После зачисления в организацию, сотрудник направляется на вакантное место, где происходит его задействование, являющееся элементом процесса расстановки кадров – обоснованного и экономически целесообразного распределения персонала по структурам, подразделениям и должностям в соответствии с потребностями организации, интересами, опытом и деловыми качествами самих людей.

Ступени задействования:

I. Введение в должность (индивидуальное и коллективное) (ускорение освоения работы, адаптирование, помощь в установке контактов).

Курс ориентации: общей (информирование об организации в целом) или специальной (о подразделении).

Курс общей ориентации:

1) Общая организация в целом (виды деятельности, структуры, руководство прод., потребители, традиции, приоритеты, проблемы, нормы, отношения).

2) Об оплате труда.

3) О режиме труда и отдыха.

4) О дополнительных льготах.

5) Об охране труда и технике безопасности.

6) О вопросах, связанных с управлением персонала.

7) Об отношениях с профсоюзами.

8) О решении бытовых проблем.

9) Об экономическом положении организации.

Курс специальной ориентации (о подразделении, осмотр, знакомство с коллегами).

II. Адаптация – приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде.

В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями, усвоение стереотипов поведения, ассимиляция – полное приспособление к среде, идентификация – отождествление личных интересов и целей с общими.

Этапы адаптации:

1. Ознакомительный (1 месяц).

2. Оценочный (до 1 года).

3. Постепенная интеграция в организацию.

Роль руководителя (предварительная работа с будущими коллегами новичка, назначение опекуна). В течение первой недели руководителю желательно ежедневно встречаться с новичком.

По уровню адаптация бывает:

- первичная (для лиц немеющих трудового опыта);

- вторичная.

По направленности:

- профессиональная:

- психофизиологическая ( к условиям труда, режиму труда и отдыха):

- социально-психологическая ( к коллективу, руководству и коллегам, к реалиям).

Процесс адаптации за частую бывает сопряжен со стрессом.

Виды стресса:

1) Физиологические нагрузки.

2) Психологический ( сложные отношения с окружающими).

3) Информационный (избежание недостаточной информации).

4) Управленческий (ответственность)

5) Эмоциональный (угроза, опасность).

Источники стресса: особенности трудового производства, положение человека в организации, служебные конфликты, климат в коллективе, трудности согласования служебных и семейных отношений.

Карьера(фр) - Успешное продвижение в любой области деятельности.

Карьера может быть трех видов:

горизонтальная (из одного подразделения – в другое)

вертикальная (по ступеням должностей)

смешанная

Мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии. - student2.ru закономерность, которая сопровождает вертикаль движения: чем выше поднимается работник, тем, как правило, (но бывает исключение) поднимается его профессиональная квалификация, но повышенная компетенция в методических вопросах управления.

Двигаясь по кругу (линии) (горизонтально), человек может повышать свою квалификацию, но не расти как руководитель.

По этому не редко говорят о двух моделях карьерного человека – человек иерархический и человек профессиональный.

Какие качества надо в себе развить, чтобы сделать карьеру последовательной?

· способность управлять собой

· умение обучать и организовывать других

· четкие личные планы

· изобретательность

· знание современных управленческих методов

· способность руководить другими людьми

· способность развивать организацию

· способность влиять на окружающих

· понимание и знание законодательства

При каких качествах сделать карьеру трудно

· неумение управлять, т. е. планировать свое время, энергию, справляться со стрессами, нагрузками, напряжением;

· отсутствие личных ценностей, т. е. принципов жизни;

· смутные личные цели;

· остановленное саморазвитие;

· неумение решать проблемы (теория принятия решений);

· неумение использовать идеи, особенно новые (свои и чужие);

· неумение влиять на людей, использовать их помощь;

· непонимание особенностей управления труда;

· неумение обучать;

· низкая способность собирать вокруг себя коллектив.

Любая карьера делается ради чего-то, и , т. о., имеет свои движущие мотивы, которые с годами меняются:

- автономия (независимость, все делать по-своему)

- функциональная компетентность (лучший специалист; материальная сторона – безразлична; внешнее признание);

- безопасность и стабильность (сохранение и упрочнение положения в организации);

- управленческая компетентность (стремление к власти, успеху, которые ассоциируются высокой должностью, званием, статусными символами, важна и ответственная работа, высокая зарплата, привилегированность, признание руководства, быстрое продвижение по служебной лестнице);

- предпринимательская креативность (к новому, творческому);

- потребность в первенстве (всегда и везде быть первым) «обойти» коллег);

- стиль жизни;

- материальное благосостояние;

- обеспечение здоровых условий.

Основой планирования карьеры часто является карьерограмма – документ, составляемый на 5 – 10 лет, содержащий с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой стороны обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.

Продвижение по службе определяется двумя группами обстоятельств:

объективными (максимально возможная в данной организации точка карьеры, число промежуточных ступеней до нее, отношение числа сотрудников высшего уровня к числу сотрудников данного уровня, их потенциальная мобильность (соотношение числа вакансий на вышестоящем уровне в среднем за период к числу лиц данного уровня));

субъективными (образование, квалификация, внутренняя мотивация, настойчивость, умение подать себя, …).

Сегодня считается, что успех карьеры зависит от способности работать на стыке разных сфер деятельности.

Динамику карьеры определяют 2 основных параметра: потенциал продвижения и уровень текущей профессиональной компетенции.

Этапы карьеры

o Предварительный – до 25 лет – обучение, а также испытание себя на разных работах;

o Этап становления – до 30 – формирование навыков специалиста и руководителя;

o Этап продвижения по служебной лестнице – до 45.

o Этап сохранение того, что завоевано – должности, доходов, влияния, - до 60;

o Этапы завершения – после 60.

Выделяют раннюю карьеру до 35 лет, среднюю – 36- 55 лет и позднюю – 56 – 70 лет.

Решаясь начать карьеру, сделайте оценку фирмы, на которую вы собираетесь поступить.

Планирование служебной карьеры предполагает научное обоснование рациональных возрастных и нормативных сроков занятие должностей с учетом пожеланий и личности работника. Этот вопрос может быть решен на основе применения совокупности методов:

1. Путем анализа листков по учету кадров с последующий статистической обработкой данных о продолжительности занятия престижных должностей. Недостаток ориентирования не принципиальность оной.

2. На основе социологических или экспериментальных исследований ученых и руководителей о рациональном возрасте и сроке занятия должностей с последующей обработкой результатов. Недостаток ограничение продолжительности прогнозируемого периода, отсутствие опыта.

3. С помощью рейтинга для каждой должности и определяется соответствие.
Тема 8 Организация инновационной деятельности предприятия

8.1 Подготовка и организация высокотехнологичного производства. Методы организации инновационной деятельности

8.2 Выбор инновационной стратегии поведения организации

8.3 Организация НИОКР

8.4 Формирование портфелей новшеств и инноваций. Жизненный цикл изделий

8.5 Организационно-технологическая подготовка производства новшеств

8.6 Управление качеством продукции. Стандартизация и сертификация продукции.

Подготовка и организация высокотехнологичного производства. Методы организации инновационной деятельности

Производство современной конкурентоспособной продук­ции невозможно без постоянных, ориентированных на долгосроч­ную перспективу научных исследований.

Наука создает предпосылки для постоянного прогресса в обла­сти выпускаемой техники и развития технологии. Новые научные знания, открытие новых законов и закономерностей, явлений в природе и технике появляются как результат научных исследова­ний, составляющих начальную стадию процесса создания новой продукции.

В свою очередь, для развития науки необходимы современные средства измерения, промышленные установки и другое оборудо­вание, а также производственная база. Происходит взаимное про­никновение науки, техники, производства и потребления, укреп­ление связей между ними

Современное состояние мировой экономической системы характеризуется переходом от индустриального и постиндустри­ального уклада к периоду науки и знаний. Это проявляется в пер­вую очередь усилением роли нематериальных активов, первооче­редным инвестированием в интеллектуальный капитал. Современ­ное состояние конкурентной борьбы отличается не столько стремлением обладать капитальными и материальными ресурсами, сколько владеть способностью разрабатывать и внедрять новое (инновационным потенциалом).

Разработка новых технологий, производство на их базе высоко­качественных товаров и услуг, выход с этими товарами и услугами на мировой рынок являются для ведущих мировых компаний важ­нейшей стратегической целью своего развития. Опыт показывает, что отдача от нововведений примерно в 9 раз превышает затраты на их разработку и внедрение.

Существует несколько факторов, побуждающих к созданию но­вого продукта. Первый — это реально существующая или потен­циальная потребность в новшестве данного типа. Изобретение, а затем и новая продукция появляются как следствие запросов об­щества, как реакция на его экономические и социальные потребности. Задача руководства предприятия — выявить и осознать эти потребности, материализовав их в требуемый продукт.

Второй фактор — это научно-технический прогресс. Он не позволяет останавливаться на достигнутом, надолго задерживаться на выпуске одной и той же продукции. Задача менеджмента предприятия — постоянно отслеживать достижения науки и техники в данной сфере деятельности, обеспечивать соответствие этим достижениям продукции, выпускаемой предприятием.

Третьим фактором является конкуренция. Напряженная борьба хозяйствующих субъектов за покупателя, за выживание в условиях жесткого соперничества делает неизбежным процесс исчез­новения с рынка некачественных или несовременных товаров и услуг.

В практике функционирования организаций в различных об­ластях производства, снабжения, сбытовой и управленческой дея­тельности осуществляется большое разнообразие инноваций. Принципиальное значение для содержания инновационного про­цесса имеет предметная область инновационной деятельности. В со­ответствии с этим признаком принято различать инновации, свя­занные с развитием: продуктов, технологий, сырья и материалов, элементов систем управления, рынков реализации продукции и услуг.

Продуктовые инновации, предусматривающие создание новых или усовершенствование выпускаемых продуктов, представляют собой тип инноваций, наиболее распространенный и важный для обеспечения конкурентоспособности производственного предпри­ятия.

В соответствии с практикой международной статистики разра­ботка новых технологий и их экспериментальная проверка входят в состав НИОКР. Однако в состав технологической подготовки про­изводства входит еще организационная работа по нормированию потребности в различных видах ресурсов, разработка методов орга­низации производства и труда, капитальное строительство (инвес­тиционная деятельность), которые требуют в 3—10 раз больше зат­рат, чем НИОКР. Поэтому тему по технологической подготовке производства целесообразно рассматривать самостоятельно.

Современный этап научно-технического прогресса характеризу­ется технологической революцией, связанной с переходом от пре­имущественно механической обработки предметов труда к комп­лексному использованию многообразных сложных форм движения материи, особенно физических, химических, биологических про­цессов.

Технология определяет не только порядок выполнения опера­ций, но и выбор предметов труда, средств воздействия на них, оснащение производства оборудованием, приспособлениями, ин­струментом и средствами контроля, способы сочетания личност­ного и вещественных элементов производства во времени и про­странстве, содержание труда и т. д. Поэтому освоение принципиально новых технологий — одновременно и следствие, и предпосылка эф­фективного использования новых средств и предметов труда.

Во-первых, речь идет о переходе от дискретных (прерывных) многооперационных процессов, которые могут развиваться лишь по направлению все большего дробления операций, а следователь­но, увеличения их монотонности, непривлекательности, к мало­операционным производственным процессам.

Во-вторых, механическая обработка предметов труда уступает место непрерывным процессам: вибрационной обработке, порош­ковой металлургии, точной пластической деформации, точному литью по выплавляемым моделям, центробежному, под давлени­ем, штамповке и т. д.

В-третьих, начинается переход к замкнутым технологическим схемам с полной переработкой полупродуктов (безотходная техно­логия).

В-четвертых, в технологии все чаще используются экстремальные условия: сверхнизкие и сверхвысокие температуры и давление, глубокий вакуум, импульсно-взрывные методы, ядерное из лучения и др. Плазменная технология используется для получения но­вых материалов, изменения их состава и свойств, радиация — для модификации полимеров в кабелях и электроизоляции.

В-пятых, новая технология, как правило, связана с использо­ванием электроэнергии не только как двигательной силы, но и для непосредственной обработки предметов труда — электрохимичес­ких, электрофизических (лазерная, электроискровая, электроим­пульсная, электроконтактная), токов высокой частоты. Электрон­ные пучки высокой энергии используются для повышения термопрочности материалов, покраски без растворителей, мгновенной полимеризации, дезинфекции сточных вод и т. д. Лазерная техноло­гия используется для сварки, резки, термообработки, упрочнения деталей, прошивки отверстий, бесконтактного контроля и т. д.

В-шестых, для новейшей технологии характерна большая уни­версальность, связанная с переходом от многообразных машин с подвижными механическими агрегатами к унифицированным ап­паратам, использованию электричества в качестве универсального посредника при обработке материалов.

В-седьмых, новые технологии зачастую носят межотраслевой характер. Так, и в металлургии, и в машиностроении используется пластическая деформация, жесткая штамповка проката шестерен, осей, валов, шаров, втулок, роликов, сверл, винтов и других ме­тизов.

Самая массовая промышленная технология эпохи научно-тех­нической революции —планарная. С ее помощью производятся много­численные транзисторы для логических и запоминающих устройств — оптических, магнитных, акустических, твердотельных в составе ин­тегральных схем, а также датчики для различных физических сиг­налов. Физико-химические процессы (фотолитография, получение пленок и т. д.) заменяют механическую обработку. Это позволяет формировать на одной плоскости тысячи и десятки тысяч идентич­ных приборов, проектировать с использованием ЭВМ и затем со­здавать микропроцессоры и другие изделия с самой сложной струк­турой.

На промышленных предприятиях с высоким уровнем научно-технического потенциала имеется около 200 высоких малоопера­ционных базовых технологий, базирующихся на фундаментальных научных открытиях и обеспечивающих резкое снижение удельных затрат ресурсов, коренное повышение качества выпускаемой про­дукции, комплексную автоматизацию производства, экологичес­кую чистоту. Единичные машины уступают место технологическим комплексам, выполняющим весь производственный цикл. Новая технология остается прогрессивной гораздо дольше, чем оборудование, и продукция стареет медленнее. Поэтому инвестиции в нее оку­паются быстрее. Классификация технологий представлена в таблице 8.1.

Таблица 8.1 - Классификация технологий

Признак классификации Виды технологий
1. Отрасль применения Наука и образование, информатика, промышленность, сфера услуг, здравоохранение, сельское хозяйство и т.д.
2. Уровень новизны Оригинальные (пионерские) в мире, на основе изобретений; оригинальные для организации, на основе ноу-хау.
3. Динамика развития Прогрессирующие, развивающиеся, устоявшиеся, устаревшие
4. Сфера применения технологии Управленческие (основные, вспомогательные, обслуживающие); производственные (то же)
5. Назначение Созидательные, разрушительные, двойного назначения.
6. Отношение к ресурсам Наукоемкие, капиталоемкие, энергоемкие, энергосберегающие, безотходные, малооперационные
7. Уровень автоматизации Ручные, механизированные, автоматизированные, автоматические, безлюдные
8. Конкурентоспособность Конкурентоспособны (в конкретных странах) и неконкурентоспособны.

По аналогии с кодированием инноваций техноло­гии можно кодировать, что позволит автоматизировать процесс их учета, поиска, идентификации и патентования.

Организационно-технологическая подготовка производства (ОТПП) как стадия жизненного цикла продукции включает техно­логическую подготовку производства (ТПП) и организационную подготовку производства (ОПП). Целью ОТПП является подго­товка технологической и организационной документации для из­готовления новой продукции. Задачи ОТПП:

· анализ технологичности новой продукции;

· анализ существующих технологий, оборудования и произвед­ённых мощностей предприятия;

· разработка технологических процессов производства новой про­дукции, нестандартного технологического оборудования и оснаст­ки, их изготовление;

· нормирование потребности в различных видах материально-технических ресурсов;

· проектирование новых производственных участков;

· заключение договоров с новыми поставщиками материально-технических ресурсов;

· расчет нормативов организации производственных процессов;

· разработка оперативно-календарных планов запуска и выпуска продукции; оперативное управление ОТПП и др.

Трудоемкость работ по ОТПП и затраты на ее проведение зна­чительно превышают затраты на НИОКР. Например, в США затра­ты на ОТПП в 11 раз больше затрат на НИОКР. По исследованиям, проведенным в Государственном университете управления, это со­отношение равно от 4,6 (в мелкосерийном производстве) до 8,0 (в крупносерийном).

По мере роста серийности выпускаемой продукции увеличива­ется потребность в разработке целевых научно-технических про­грамм, которые предусматривали бы широкомасштабное освоение этой продукции в условиях крупносерийного или массового произ­водства. И, наоборот, в условиях единичного и мелкосерийного производства новой продукции такие программы фактически не нужны. Для этих типов производств весьма актуальны проблемы механизации и автоматизации технологических процессов на базе оборудования с ЧПУ, обрабатывающих центров, гибких производ­ственных систем (ГПС).

Имеющийся объем научных знаний позволяет расширить гамму применения прогрессивных технологических методов производства для предприятий машиностроения. В объеме машиностроительной продукции возрастает число изделий, изготовляемых из неметалли­ческих материалов-композитов, которые трудно поддаются обработке традиционными методами. Новые материалы требуют новых методов обработки. К ним прежде всего нужно отнести применение лазерной техники как для обработки композиционных материалов, так и для прошивки отверстий в алмазных фильерах, а также при сварке и плавке тугоплавких металлов.

Наукоемкость технологических процессов повышается также за счет использования и других достижений современной науки и тех­ники. Например, плазменное напыление материалов позволяет по­лучить монолитные изделия с улучшенными свойствами на определенных участках для повышения надежности и прочности машин. Кроме того, направленное движение потока плазмы и его фокуси­рование электромагнитным полем позволяет создавать сверхчистые материалы с новыми механическими свойствами. В перспективе имеется возможность разупрочнения металла ультразвуковыми по­лями для облегчения его механической обработки. Все эти новые технологические процессы могут быть использованы для повыше­ния конкурентоспособности продукции при любом типе производ­ства.

Для организации крупносерийного или массового производства конкурентоспособной продукции необходимо применять программ­но-целевой метод планирования обширного комплекса работ; удель­ный вес этого метода составляет около 20% объема производства. Остальные 80% приходятся на продукцию предприятий с мелкосе­рийным и среднесерийным типами производства. Для них комплек­сная механизация и автоматизация технологических процессов мо­жет быть осуществлена по специально разрабатываемым програм­мам технического перевооружения производства.

Технологическая подготовка производства — это совокупность взаимосвязанных научно-технических процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия в плановом порядке вы­пускать продукцию установленного (государственными стандарта­ми и техническими условиями) качества. В связи с сертификацией промышленной продукции в значительной мере повышаются тре­бования к ее качеству.

Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) — это установленная государственными стандартами система органи­зации и управления технологической подготовкой производства, непрерывно совершенствуемая на основе достижений науки и тех­ники, управляющая развитием ТПП на разных уровнях.

Основная цель ЕСТПП — обеспечение необходимых усло­вий для достижения полной готовности любого типа производства к выпуску изделий заданного качества, в оптимальные сроки при оптимальных затратах ресурсов. Система ЕСТПП призвана обеспе­чить: единый для каждого предприятия, организации системный подход к выбору, применению методов и средств ТПП, соответ­ствующих передовым достижениям науки, техники и производства; высокую приспособленность производства к непрерывному его со­вершенствованию, быстрой переналадке на выпуск более совер­шенной техники; рациональную организацию механизированного и автоматизированного выполнения комплекса инженерно-техни­ческих работ, в том числе автоматизацию конструктирования объек­тов и средств производства, разработки технологических процес­сов и управления ТПП; взаимосвязь ТПП с другими АСУ и подси­стемами; высокую эффективность ТПП.

Структура ЕСТПП определяется совокупностью двух факторов: функциональным составом ТПП и уровнями решения его задач. Задачи ТПП решаются на всех уровнях и группируются по следующим четырем функциям: обеспечение технологичности кон­струкций изделий; разработка технологических процессов; проек­тирование и изготовление средств технологического оснащения; организация и управление ТПП. Основу ЕСТПП составляют:

· системно-структурный анализ цикла ТПП;

· типизация и стандартизация технологических процессов изго­товления и контроля продукции;

· стандартизация технологической оснастки и инструмента;

· агрегатирование оборудования из стандартных элементов (бло­ков).

Стадии ЕСТПП:

1) анализ существующих на предприятии и отрасли систем ТПП;

2) разработка технического проекта ТПП;

3) разработка рабочего проекта ТПП (информационных техноло­гий, классификаторов технико-экономической информации, технологических процессов, документации на организацию специализи­рованных рабочих мест и участков, методов групповой обработки, организационных документов и должностных инструкций и т. д.).

При анализе эффективности технологических процессов следует уделять внимание уровню унификации компо­нентов технологии как условию реализации эффекта масштаба и выбору оптимальной программы выпуска деталей при определен­ной технологии. Система ЕСТПП повышает уровень использования типовых и стандартных технологических процессов с 14 до 60%, стандартной переналаживаемой оснастки — с 20 до 80%, агрегат­ного переналаживаемого оборудования с 1 до 10%, средств автома­тизации производственных процессов и инженерно-технических работ с 5 до 15%. Эта система дала возможность: сосредоточить уси­лия конструкторов, технологов, организаторов производства на ре­шении главных задач развития техники, технологии и организа­ции; повысить гибкость производственных процессов к переналад­ке на выпуск техники нового поколения; сократить цикл ТПП и снизить затраты на ее проведение в 1,5—2 раза; повысить произво­дительность труда исполнителей на 30—35% в мелкосерийном и на 10—15% в крупносерийном и массовом производствах; повысить технический уровень производства и качество изготовления про­дукции.

В ЕСТПП документы оформляются в соответствии с требовани­ями Единой системы технологической документации (ЕСТД), основ­ное назначение которой состоит в установлении единых взаимо­связанных правил, норм, положений по оформлению, комплектации и обращению, унификации и стандартизации технологичес­кой документации. Эта система предусматривает типизацию техно­логических процессов, унификацию форм документов и их оформ­ления, порядок разработки норм и нормативов и другие вопросы. Типизация технологических процессов — это комплекс работ, включающий систематизацию и анализ возможных технологических решений при изготовлении изделий каждой классификационной груп­пы; разработку оптимального для данных производственных усло­вий типового процесса изготовления изделий каждой классифика­ционной группы при одновременном решении всего комплекса технологических задач. Общим для группы деталей является типо­вой технологический процесс. Разработка типового технологичес­кого процесса может осуществляться двумя путями:

а) за основу берется действующий технологический процесс из­готовления конкретной детали, наиболее полно отвечающий требо­ваниям выбора оптимального варианта для типового представителя;

б) разрабатывается вновь. Критерии выбора — прогрессивность и рациональная последовательность. На типовые детали, составля­ющие 60—65%, разрабатываются типовые технологические процессы. Один типовой технологический процесс может заменить от 10 до 300 оригинальных технологических процессов. На такие переделы, как штамповка, литье, изготовление деталей с помощью порош­ковой металлургии и др., типовые технологические процессы сни­жают трудоемкость изготовления в 3—5 раз.

Технологическая документация, разработанная на формах, ус­тановленных ЕСТД, может быть использована в качестве первич­ного массива информации для АСУП. Внедрение ЕСТД в машино­строении и типизация технологических процессов позволяют со­кратить время на разработку технологической документации на 35-40%.

Таким образом, основными факторами сокращения длительности ОТПП и повышения ее эффективности являются внедрение ЕСТПП, ЕСТД, АСУП, унификация и типизация технологичес­ких процессов и оснастки, анализ применения научных подходов ме­неджмента и соблюдения принципов организованности процессов.

Можно выделить следующие осо­бенности инновационных процессов:

• комплексный характер процессов с выполнением большого числа взаимосвязанных разнородных работ (от проведения исследований до продвижения нового товара на рынок);

• творческий характер процессов, определяющий высокую за­висимость конечных результатов от индивидуальных усилий и потенциальных способностей исполнителей;

• неопределенный и слабо прогнозируемый характер иннова­ций, порождающий риски для участников инновационных процессов;

• эксклюзивность процессов, делающая невозможной их типи­зацию;

• быстрота морального старения научно-технической информа­ции, полученной в результате творческого процесса;

• нематериальный характер многих результатов труда (обычно новая научно-техническая информация), сложность возникающих в инновационном процессе отношений собственности.

Инновационный процесс включает в себя четыре основных эта­па: исследовательский, проектный, производственный и коммер­ческий.

На исследовательском этапеформируется концепция продукта, базирующаяся на экономическом и научно-техническом потенциальные предприятия, результатах анализа информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научно-технических возможно­стях и ограничениях в развитии продукта. Итогом первого этапа Должен стать вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах новой продукции.

На втором этапе инновационного процесса на базе разработанной концепции нового продукта осуществляется проектирование этого продукта. Здесь производится детальная инженерная прора­ботка изделия, включающая опытно-конструкторские разработки, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции, изготовление чертежей.

Производственныйэтап включает в себя технологическую, ор­ганизационную, плановую и экологическую подготовку производ­ства и освоение собственно производства нового изделия.

Коммерческая стадияинновационного процесса представляет собой комплекс работ по продвижению новой продукции на ры­нок, включая маркетинговые исследования, организацию сбыта этой продукции, а также системы послепродажного (сервисного) обслуживания.

К методам организации инновационной деятельности относятся сетевое планирование и управление, оперограммы, ленточные графики и др.

Наши рекомендации