Мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ee оценки использование соответствующих побудительных мотивов.
Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В зависимости от целей теории мотивации можно разделить на три большие группы:
– содержательные, цель которых – установить потребности работников и определить оптимальное для них соотношение внутреннего и внешнего вознаграждения;
– процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения;
– параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.
Для успешной мотивации сотрудников руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации и производительности труда. При этом каждый человек должен рассматриваться не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая к себе бережного отношения и индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать интересам и способностям работника.
Адаптация персонала
После зачисления в организацию, сотрудник направляется на вакантное место, где происходит его задействование, являющееся элементом процесса расстановки кадров – обоснованного и экономически целесообразного распределения персонала по структурам, подразделениям и должностям в соответствии с потребностями организации, интересами, опытом и деловыми качествами самих людей.
Ступени задействования:
I. Введение в должность (индивидуальное и коллективное) (ускорение освоения работы, адаптирование, помощь в установке контактов).
Курс ориентации: общей (информирование об организации в целом) или специальной (о подразделении).
Курс общей ориентации:
1) Общая организация в целом (виды деятельности, структуры, руководство прод., потребители, традиции, приоритеты, проблемы, нормы, отношения).
2) Об оплате труда.
3) О режиме труда и отдыха.
4) О дополнительных льготах.
5) Об охране труда и технике безопасности.
6) О вопросах, связанных с управлением персонала.
7) Об отношениях с профсоюзами.
8) О решении бытовых проблем.
9) Об экономическом положении организации.
Курс специальной ориентации (о подразделении, осмотр, знакомство с коллегами).
II. Адаптация – приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде.
В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями, усвоение стереотипов поведения, ассимиляция – полное приспособление к среде, идентификация – отождествление личных интересов и целей с общими.
Этапы адаптации:
1. Ознакомительный (1 месяц).
2. Оценочный (до 1 года).
3. Постепенная интеграция в организацию.
Роль руководителя (предварительная работа с будущими коллегами новичка, назначение опекуна). В течение первой недели руководителю желательно ежедневно встречаться с новичком.
По уровню адаптация бывает:
- первичная (для лиц немеющих трудового опыта);
- вторичная.
По направленности:
- профессиональная:
- психофизиологическая ( к условиям труда, режиму труда и отдыха):
- социально-психологическая ( к коллективу, руководству и коллегам, к реалиям).
Процесс адаптации за частую бывает сопряжен со стрессом.
Виды стресса:
1) Физиологические нагрузки.
2) Психологический ( сложные отношения с окружающими).
3) Информационный (избежание недостаточной информации).
4) Управленческий (ответственность)
5) Эмоциональный (угроза, опасность).
Источники стресса: особенности трудового производства, положение человека в организации, служебные конфликты, климат в коллективе, трудности согласования служебных и семейных отношений.
Карьера(фр) - Успешное продвижение в любой области деятельности.
Карьера может быть трех видов:
горизонтальная (из одного подразделения – в другое)
вертикальная (по ступеням должностей)
смешанная
закономерность, которая сопровождает вертикаль движения: чем выше поднимается работник, тем, как правило, (но бывает исключение) поднимается его профессиональная квалификация, но повышенная компетенция в методических вопросах управления.
Двигаясь по кругу (линии) (горизонтально), человек может повышать свою квалификацию, но не расти как руководитель.
По этому не редко говорят о двух моделях карьерного человека – человек иерархический и человек профессиональный.
Какие качества надо в себе развить, чтобы сделать карьеру последовательной?
· способность управлять собой
· умение обучать и организовывать других
· четкие личные планы
· изобретательность
· знание современных управленческих методов
· способность руководить другими людьми
· способность развивать организацию
· способность влиять на окружающих
· понимание и знание законодательства
При каких качествах сделать карьеру трудно
· неумение управлять, т. е. планировать свое время, энергию, справляться со стрессами, нагрузками, напряжением;
· отсутствие личных ценностей, т. е. принципов жизни;
· смутные личные цели;
· остановленное саморазвитие;
· неумение решать проблемы (теория принятия решений);
· неумение использовать идеи, особенно новые (свои и чужие);
· неумение влиять на людей, использовать их помощь;
· непонимание особенностей управления труда;
· неумение обучать;
· низкая способность собирать вокруг себя коллектив.
Любая карьера делается ради чего-то, и , т. о., имеет свои движущие мотивы, которые с годами меняются:
- автономия (независимость, все делать по-своему)
- функциональная компетентность (лучший специалист; материальная сторона – безразлична; внешнее признание);
- безопасность и стабильность (сохранение и упрочнение положения в организации);
- управленческая компетентность (стремление к власти, успеху, которые ассоциируются высокой должностью, званием, статусными символами, важна и ответственная работа, высокая зарплата, привилегированность, признание руководства, быстрое продвижение по служебной лестнице);
- предпринимательская креативность (к новому, творческому);
- потребность в первенстве (всегда и везде быть первым) «обойти» коллег);
- стиль жизни;
- материальное благосостояние;
- обеспечение здоровых условий.
Основой планирования карьеры часто является карьерограмма – документ, составляемый на 5 – 10 лет, содержащий с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой стороны обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.
Продвижение по службе определяется двумя группами обстоятельств:
объективными (максимально возможная в данной организации точка карьеры, число промежуточных ступеней до нее, отношение числа сотрудников высшего уровня к числу сотрудников данного уровня, их потенциальная мобильность (соотношение числа вакансий на вышестоящем уровне в среднем за период к числу лиц данного уровня));
субъективными (образование, квалификация, внутренняя мотивация, настойчивость, умение подать себя, …).
Сегодня считается, что успех карьеры зависит от способности работать на стыке разных сфер деятельности.
Динамику карьеры определяют 2 основных параметра: потенциал продвижения и уровень текущей профессиональной компетенции.
Этапы карьеры
o Предварительный – до 25 лет – обучение, а также испытание себя на разных работах;
o Этап становления – до 30 – формирование навыков специалиста и руководителя;
o Этап продвижения по служебной лестнице – до 45.
o Этап сохранение того, что завоевано – должности, доходов, влияния, - до 60;
o Этапы завершения – после 60.
Выделяют раннюю карьеру до 35 лет, среднюю – 36- 55 лет и позднюю – 56 – 70 лет.
Решаясь начать карьеру, сделайте оценку фирмы, на которую вы собираетесь поступить.
Планирование служебной карьеры предполагает научное обоснование рациональных возрастных и нормативных сроков занятие должностей с учетом пожеланий и личности работника. Этот вопрос может быть решен на основе применения совокупности методов:
1. Путем анализа листков по учету кадров с последующий статистической обработкой данных о продолжительности занятия престижных должностей. Недостаток ориентирования не принципиальность оной.
2. На основе социологических или экспериментальных исследований ученых и руководителей о рациональном возрасте и сроке занятия должностей с последующей обработкой результатов. Недостаток ограничение продолжительности прогнозируемого периода, отсутствие опыта.
3. С помощью рейтинга для каждой должности и определяется соответствие.
Тема 8 Организация инновационной деятельности предприятия
8.1 Подготовка и организация высокотехнологичного производства. Методы организации инновационной деятельности
8.2 Выбор инновационной стратегии поведения организации
8.3 Организация НИОКР
8.4 Формирование портфелей новшеств и инноваций. Жизненный цикл изделий
8.5 Организационно-технологическая подготовка производства новшеств
8.6 Управление качеством продукции. Стандартизация и сертификация продукции.
Подготовка и организация высокотехнологичного производства. Методы организации инновационной деятельности
Производство современной конкурентоспособной продукции невозможно без постоянных, ориентированных на долгосрочную перспективу научных исследований.
Наука создает предпосылки для постоянного прогресса в области выпускаемой техники и развития технологии. Новые научные знания, открытие новых законов и закономерностей, явлений в природе и технике появляются как результат научных исследований, составляющих начальную стадию процесса создания новой продукции.
В свою очередь, для развития науки необходимы современные средства измерения, промышленные установки и другое оборудование, а также производственная база. Происходит взаимное проникновение науки, техники, производства и потребления, укрепление связей между ними
Современное состояние мировой экономической системы характеризуется переходом от индустриального и постиндустриального уклада к периоду науки и знаний. Это проявляется в первую очередь усилением роли нематериальных активов, первоочередным инвестированием в интеллектуальный капитал. Современное состояние конкурентной борьбы отличается не столько стремлением обладать капитальными и материальными ресурсами, сколько владеть способностью разрабатывать и внедрять новое (инновационным потенциалом).
Разработка новых технологий, производство на их базе высококачественных товаров и услуг, выход с этими товарами и услугами на мировой рынок являются для ведущих мировых компаний важнейшей стратегической целью своего развития. Опыт показывает, что отдача от нововведений примерно в 9 раз превышает затраты на их разработку и внедрение.
Существует несколько факторов, побуждающих к созданию нового продукта. Первый — это реально существующая или потенциальная потребность в новшестве данного типа. Изобретение, а затем и новая продукция появляются как следствие запросов общества, как реакция на его экономические и социальные потребности. Задача руководства предприятия — выявить и осознать эти потребности, материализовав их в требуемый продукт.
Второй фактор — это научно-технический прогресс. Он не позволяет останавливаться на достигнутом, надолго задерживаться на выпуске одной и той же продукции. Задача менеджмента предприятия — постоянно отслеживать достижения науки и техники в данной сфере деятельности, обеспечивать соответствие этим достижениям продукции, выпускаемой предприятием.
Третьим фактором является конкуренция. Напряженная борьба хозяйствующих субъектов за покупателя, за выживание в условиях жесткого соперничества делает неизбежным процесс исчезновения с рынка некачественных или несовременных товаров и услуг.
В практике функционирования организаций в различных областях производства, снабжения, сбытовой и управленческой деятельности осуществляется большое разнообразие инноваций. Принципиальное значение для содержания инновационного процесса имеет предметная область инновационной деятельности. В соответствии с этим признаком принято различать инновации, связанные с развитием: продуктов, технологий, сырья и материалов, элементов систем управления, рынков реализации продукции и услуг.
Продуктовые инновации, предусматривающие создание новых или усовершенствование выпускаемых продуктов, представляют собой тип инноваций, наиболее распространенный и важный для обеспечения конкурентоспособности производственного предприятия.
В соответствии с практикой международной статистики разработка новых технологий и их экспериментальная проверка входят в состав НИОКР. Однако в состав технологической подготовки производства входит еще организационная работа по нормированию потребности в различных видах ресурсов, разработка методов организации производства и труда, капитальное строительство (инвестиционная деятельность), которые требуют в 3—10 раз больше затрат, чем НИОКР. Поэтому тему по технологической подготовке производства целесообразно рассматривать самостоятельно.
Современный этап научно-технического прогресса характеризуется технологической революцией, связанной с переходом от преимущественно механической обработки предметов труда к комплексному использованию многообразных сложных форм движения материи, особенно физических, химических, биологических процессов.
Технология определяет не только порядок выполнения операций, но и выбор предметов труда, средств воздействия на них, оснащение производства оборудованием, приспособлениями, инструментом и средствами контроля, способы сочетания личностного и вещественных элементов производства во времени и пространстве, содержание труда и т. д. Поэтому освоение принципиально новых технологий — одновременно и следствие, и предпосылка эффективного использования новых средств и предметов труда.
Во-первых, речь идет о переходе от дискретных (прерывных) многооперационных процессов, которые могут развиваться лишь по направлению все большего дробления операций, а следовательно, увеличения их монотонности, непривлекательности, к малооперационным производственным процессам.
Во-вторых, механическая обработка предметов труда уступает место непрерывным процессам: вибрационной обработке, порошковой металлургии, точной пластической деформации, точному литью по выплавляемым моделям, центробежному, под давлением, штамповке и т. д.
В-третьих, начинается переход к замкнутым технологическим схемам с полной переработкой полупродуктов (безотходная технология).
В-четвертых, в технологии все чаще используются экстремальные условия: сверхнизкие и сверхвысокие температуры и давление, глубокий вакуум, импульсно-взрывные методы, ядерное из лучения и др. Плазменная технология используется для получения новых материалов, изменения их состава и свойств, радиация — для модификации полимеров в кабелях и электроизоляции.
В-пятых, новая технология, как правило, связана с использованием электроэнергии не только как двигательной силы, но и для непосредственной обработки предметов труда — электрохимических, электрофизических (лазерная, электроискровая, электроимпульсная, электроконтактная), токов высокой частоты. Электронные пучки высокой энергии используются для повышения термопрочности материалов, покраски без растворителей, мгновенной полимеризации, дезинфекции сточных вод и т. д. Лазерная технология используется для сварки, резки, термообработки, упрочнения деталей, прошивки отверстий, бесконтактного контроля и т. д.
В-шестых, для новейшей технологии характерна большая универсальность, связанная с переходом от многообразных машин с подвижными механическими агрегатами к унифицированным аппаратам, использованию электричества в качестве универсального посредника при обработке материалов.
В-седьмых, новые технологии зачастую носят межотраслевой характер. Так, и в металлургии, и в машиностроении используется пластическая деформация, жесткая штамповка проката шестерен, осей, валов, шаров, втулок, роликов, сверл, винтов и других метизов.
Самая массовая промышленная технология эпохи научно-технической революции —планарная. С ее помощью производятся многочисленные транзисторы для логических и запоминающих устройств — оптических, магнитных, акустических, твердотельных в составе интегральных схем, а также датчики для различных физических сигналов. Физико-химические процессы (фотолитография, получение пленок и т. д.) заменяют механическую обработку. Это позволяет формировать на одной плоскости тысячи и десятки тысяч идентичных приборов, проектировать с использованием ЭВМ и затем создавать микропроцессоры и другие изделия с самой сложной структурой.
На промышленных предприятиях с высоким уровнем научно-технического потенциала имеется около 200 высоких малооперационных базовых технологий, базирующихся на фундаментальных научных открытиях и обеспечивающих резкое снижение удельных затрат ресурсов, коренное повышение качества выпускаемой продукции, комплексную автоматизацию производства, экологическую чистоту. Единичные машины уступают место технологическим комплексам, выполняющим весь производственный цикл. Новая технология остается прогрессивной гораздо дольше, чем оборудование, и продукция стареет медленнее. Поэтому инвестиции в нее окупаются быстрее. Классификация технологий представлена в таблице 8.1.
Таблица 8.1 - Классификация технологий
Признак классификации | Виды технологий |
1. Отрасль применения | Наука и образование, информатика, промышленность, сфера услуг, здравоохранение, сельское хозяйство и т.д. |
2. Уровень новизны | Оригинальные (пионерские) в мире, на основе изобретений; оригинальные для организации, на основе ноу-хау. |
3. Динамика развития | Прогрессирующие, развивающиеся, устоявшиеся, устаревшие |
4. Сфера применения технологии | Управленческие (основные, вспомогательные, обслуживающие); производственные (то же) |
5. Назначение | Созидательные, разрушительные, двойного назначения. |
6. Отношение к ресурсам | Наукоемкие, капиталоемкие, энергоемкие, энергосберегающие, безотходные, малооперационные |
7. Уровень автоматизации | Ручные, механизированные, автоматизированные, автоматические, безлюдные |
8. Конкурентоспособность | Конкурентоспособны (в конкретных странах) и неконкурентоспособны. |
По аналогии с кодированием инноваций технологии можно кодировать, что позволит автоматизировать процесс их учета, поиска, идентификации и патентования.
Организационно-технологическая подготовка производства (ОТПП) как стадия жизненного цикла продукции включает технологическую подготовку производства (ТПП) и организационную подготовку производства (ОПП). Целью ОТПП является подготовка технологической и организационной документации для изготовления новой продукции. Задачи ОТПП:
· анализ технологичности новой продукции;
· анализ существующих технологий, оборудования и произведённых мощностей предприятия;
· разработка технологических процессов производства новой продукции, нестандартного технологического оборудования и оснастки, их изготовление;
· нормирование потребности в различных видах материально-технических ресурсов;
· проектирование новых производственных участков;
· заключение договоров с новыми поставщиками материально-технических ресурсов;
· расчет нормативов организации производственных процессов;
· разработка оперативно-календарных планов запуска и выпуска продукции; оперативное управление ОТПП и др.
Трудоемкость работ по ОТПП и затраты на ее проведение значительно превышают затраты на НИОКР. Например, в США затраты на ОТПП в 11 раз больше затрат на НИОКР. По исследованиям, проведенным в Государственном университете управления, это соотношение равно от 4,6 (в мелкосерийном производстве) до 8,0 (в крупносерийном).
По мере роста серийности выпускаемой продукции увеличивается потребность в разработке целевых научно-технических программ, которые предусматривали бы широкомасштабное освоение этой продукции в условиях крупносерийного или массового производства. И, наоборот, в условиях единичного и мелкосерийного производства новой продукции такие программы фактически не нужны. Для этих типов производств весьма актуальны проблемы механизации и автоматизации технологических процессов на базе оборудования с ЧПУ, обрабатывающих центров, гибких производственных систем (ГПС).
Имеющийся объем научных знаний позволяет расширить гамму применения прогрессивных технологических методов производства для предприятий машиностроения. В объеме машиностроительной продукции возрастает число изделий, изготовляемых из неметаллических материалов-композитов, которые трудно поддаются обработке традиционными методами. Новые материалы требуют новых методов обработки. К ним прежде всего нужно отнести применение лазерной техники как для обработки композиционных материалов, так и для прошивки отверстий в алмазных фильерах, а также при сварке и плавке тугоплавких металлов.
Наукоемкость технологических процессов повышается также за счет использования и других достижений современной науки и техники. Например, плазменное напыление материалов позволяет получить монолитные изделия с улучшенными свойствами на определенных участках для повышения надежности и прочности машин. Кроме того, направленное движение потока плазмы и его фокусирование электромагнитным полем позволяет создавать сверхчистые материалы с новыми механическими свойствами. В перспективе имеется возможность разупрочнения металла ультразвуковыми полями для облегчения его механической обработки. Все эти новые технологические процессы могут быть использованы для повышения конкурентоспособности продукции при любом типе производства.
Для организации крупносерийного или массового производства конкурентоспособной продукции необходимо применять программно-целевой метод планирования обширного комплекса работ; удельный вес этого метода составляет около 20% объема производства. Остальные 80% приходятся на продукцию предприятий с мелкосерийным и среднесерийным типами производства. Для них комплексная механизация и автоматизация технологических процессов может быть осуществлена по специально разрабатываемым программам технического перевооружения производства.
Технологическая подготовка производства — это совокупность взаимосвязанных научно-технических процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия в плановом порядке выпускать продукцию установленного (государственными стандартами и техническими условиями) качества. В связи с сертификацией промышленной продукции в значительной мере повышаются требования к ее качеству.
Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) — это установленная государственными стандартами система организации и управления технологической подготовкой производства, непрерывно совершенствуемая на основе достижений науки и техники, управляющая развитием ТПП на разных уровнях.
Основная цель ЕСТПП — обеспечение необходимых условий для достижения полной готовности любого типа производства к выпуску изделий заданного качества, в оптимальные сроки при оптимальных затратах ресурсов. Система ЕСТПП призвана обеспечить: единый для каждого предприятия, организации системный подход к выбору, применению методов и средств ТПП, соответствующих передовым достижениям науки, техники и производства; высокую приспособленность производства к непрерывному его совершенствованию, быстрой переналадке на выпуск более совершенной техники; рациональную организацию механизированного и автоматизированного выполнения комплекса инженерно-технических работ, в том числе автоматизацию конструктирования объектов и средств производства, разработки технологических процессов и управления ТПП; взаимосвязь ТПП с другими АСУ и подсистемами; высокую эффективность ТПП.
Структура ЕСТПП определяется совокупностью двух факторов: функциональным составом ТПП и уровнями решения его задач. Задачи ТПП решаются на всех уровнях и группируются по следующим четырем функциям: обеспечение технологичности конструкций изделий; разработка технологических процессов; проектирование и изготовление средств технологического оснащения; организация и управление ТПП. Основу ЕСТПП составляют:
· системно-структурный анализ цикла ТПП;
· типизация и стандартизация технологических процессов изготовления и контроля продукции;
· стандартизация технологической оснастки и инструмента;
· агрегатирование оборудования из стандартных элементов (блоков).
Стадии ЕСТПП:
1) анализ существующих на предприятии и отрасли систем ТПП;
2) разработка технического проекта ТПП;
3) разработка рабочего проекта ТПП (информационных технологий, классификаторов технико-экономической информации, технологических процессов, документации на организацию специализированных рабочих мест и участков, методов групповой обработки, организационных документов и должностных инструкций и т. д.).
При анализе эффективности технологических процессов следует уделять внимание уровню унификации компонентов технологии как условию реализации эффекта масштаба и выбору оптимальной программы выпуска деталей при определенной технологии. Система ЕСТПП повышает уровень использования типовых и стандартных технологических процессов с 14 до 60%, стандартной переналаживаемой оснастки — с 20 до 80%, агрегатного переналаживаемого оборудования с 1 до 10%, средств автоматизации производственных процессов и инженерно-технических работ с 5 до 15%. Эта система дала возможность: сосредоточить усилия конструкторов, технологов, организаторов производства на решении главных задач развития техники, технологии и организации; повысить гибкость производственных процессов к переналадке на выпуск техники нового поколения; сократить цикл ТПП и снизить затраты на ее проведение в 1,5—2 раза; повысить производительность труда исполнителей на 30—35% в мелкосерийном и на 10—15% в крупносерийном и массовом производствах; повысить технический уровень производства и качество изготовления продукции.
В ЕСТПП документы оформляются в соответствии с требованиями Единой системы технологической документации (ЕСТД), основное назначение которой состоит в установлении единых взаимосвязанных правил, норм, положений по оформлению, комплектации и обращению, унификации и стандартизации технологической документации. Эта система предусматривает типизацию технологических процессов, унификацию форм документов и их оформления, порядок разработки норм и нормативов и другие вопросы. Типизация технологических процессов — это комплекс работ, включающий систематизацию и анализ возможных технологических решений при изготовлении изделий каждой классификационной группы; разработку оптимального для данных производственных условий типового процесса изготовления изделий каждой классификационной группы при одновременном решении всего комплекса технологических задач. Общим для группы деталей является типовой технологический процесс. Разработка типового технологического процесса может осуществляться двумя путями:
а) за основу берется действующий технологический процесс изготовления конкретной детали, наиболее полно отвечающий требованиям выбора оптимального варианта для типового представителя;
б) разрабатывается вновь. Критерии выбора — прогрессивность и рациональная последовательность. На типовые детали, составляющие 60—65%, разрабатываются типовые технологические процессы. Один типовой технологический процесс может заменить от 10 до 300 оригинальных технологических процессов. На такие переделы, как штамповка, литье, изготовление деталей с помощью порошковой металлургии и др., типовые технологические процессы снижают трудоемкость изготовления в 3—5 раз.
Технологическая документация, разработанная на формах, установленных ЕСТД, может быть использована в качестве первичного массива информации для АСУП. Внедрение ЕСТД в машиностроении и типизация технологических процессов позволяют сократить время на разработку технологической документации на 35-40%.
Таким образом, основными факторами сокращения длительности ОТПП и повышения ее эффективности являются внедрение ЕСТПП, ЕСТД, АСУП, унификация и типизация технологических процессов и оснастки, анализ применения научных подходов менеджмента и соблюдения принципов организованности процессов.
Можно выделить следующие особенности инновационных процессов:
• комплексный характер процессов с выполнением большого числа взаимосвязанных разнородных работ (от проведения исследований до продвижения нового товара на рынок);
• творческий характер процессов, определяющий высокую зависимость конечных результатов от индивидуальных усилий и потенциальных способностей исполнителей;
• неопределенный и слабо прогнозируемый характер инноваций, порождающий риски для участников инновационных процессов;
• эксклюзивность процессов, делающая невозможной их типизацию;
• быстрота морального старения научно-технической информации, полученной в результате творческого процесса;
• нематериальный характер многих результатов труда (обычно новая научно-техническая информация), сложность возникающих в инновационном процессе отношений собственности.
Инновационный процесс включает в себя четыре основных этапа: исследовательский, проектный, производственный и коммерческий.
На исследовательском этапеформируется концепция продукта, базирующаяся на экономическом и научно-техническом потенциальные предприятия, результатах анализа информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научно-технических возможностях и ограничениях в развитии продукта. Итогом первого этапа Должен стать вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах новой продукции.
На втором этапе инновационного процесса на базе разработанной концепции нового продукта осуществляется проектирование этого продукта. Здесь производится детальная инженерная проработка изделия, включающая опытно-конструкторские разработки, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции, изготовление чертежей.
Производственныйэтап включает в себя технологическую, организационную, плановую и экологическую подготовку производства и освоение собственно производства нового изделия.
Коммерческая стадияинновационного процесса представляет собой комплекс работ по продвижению новой продукции на рынок, включая маркетинговые исследования, организацию сбыта этой продукции, а также системы послепродажного (сервисного) обслуживания.
К методам организации инновационной деятельности относятся сетевое планирование и управление, оперограммы, ленточные графики и др.