Сравнительный анализ моделей менеджмента

Сравним две, наибо­лее признанные, модели менеджмента (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Восточная и западная модели менеджмента

Восточная модель менеджмента   Западная модель менеджмента
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия Коллективная ответственность Нестандартная, гибкая структура Неформальная организация контроля Коллективный контроль Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост Основное качество руководителя — умение осуществлять координацию действий и контроль Ориентация управления на группу   Оценка управления по достижении гармонии в коллективе и по коллективному результату Личные неформальные отношения с подчиненными Продвижение по службе по старшинству и стажу работы Подготовка руководителей универсального типа   Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. Долгосрочная занятость руководителя в фирме   Индивидуальный характер принятия решений   Индивидуальная ответственность Строго формализованная структура управления Четко формализованная процедура контроля Индивидуальный контроль руководителя Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе Главное качество руководителя -профессионализм и инициатива Ориентация управления на отдельную личность Оценка управления по индивидуальному результату Формальные отношения с подчиненными   Деловая карьера обусловлива­ется личными результатами Подготовка узкоспециализированных ру­ководителей Оплата труда по индивидуальным достижениям Найм на работу на короткий период  

Принципы, виды и формы менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества ме­неджеров, реализуются с помощью определенных принципов:

1.Экономичность

2.Действенность

3.Инновация

4.Единоначалие и коллегиальность

5.Мотивация

6.Лидерство

7.Научность

8.Ответственность

9.Правильный подбор и расстановка кадров

10.Обеспечение обратной связи

11.Ориентация на потребителя

12.Предпринимательство

13.Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления

14.Коллективность принятия решения

15. Сочетание прав, обязанностей и ответственности

Виды менеджмента:

Стратегический менеджмент

Оперативный (тактический) менеджмент

Производственный менеджмент

Инновационный менеджмент

Международный менеджмент

Таблица 2.2 - Сравнительная характеристика оперативного и стратегического управления



Характеристика управления Оперативное Стратегическое
Миссия Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением
Концентрация внимания менеджера Взгляд внутрь организации, поиск путей повышения эффективности использования ресурсов Взгляд на внешнее окружение, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении
Фактор времени Ориентация на кратко- и среднесрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
Факторы построения системы управления Функции, организационные структуры, процедуры, техника и технология Люди, система информационного обеспечения, рынок.
Управление персоналом Работники как ресурс организации, исполнители отдельных работ и функций. Работники – основа организации, её основная ценность и источник благополучия.
Оценка эффективности Эффективность – категория, отражающая прибыльность и рациональность использования производственного потенциала Эффективность – показатель своевременности и точности реагирования на новые запросы рынка, и её изменение в зависимости от изменения окружения.

Тема 3. Организационные формы управления предприятием

3.1 Стратегический менеджментна предприятии. Методы разработки и принятия управленческих решений.

3.2 Организационные структуры управления

3.3 Типы и характеристика организационных структур

Наши рекомендации