Собственность на землю в системе аграрных отношений

Собственность — это максимально возможная степень прав лица (физического или юридического) на землю. В принципе любые операции с землей (хозяйственная эксплуатация, сдача в аренду, отчуждение и др.) могут осуществляться только с согласия собственника, который имеет право пользования, владения и распоряжения землей. Распоряжение землей — это комплекс прав, связанных с ее отчуждением: право продажи, залога, дарения, передачи по наследству, обмена, сдачи в аренду и т. п. Согласно ст. 2 Кодекса о земле Республики Беларусь (настоящий кодекс принят Палатой Представителей Верховного Совета 25 ноября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 декабря 1998 г., утвержден Президентом Республики Беларусь 4 января 1999 г. и введен в действие с 1 января 1999 г.,) собственность на землю выступает в государственной и частной формах, при этом земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Независимо от форм собственности земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам.

Важнейшими вещными правами на землю являются:

o право собственности,

o право пожизненного наследуемого владения землей граждан,

o право постоянного пользования землей,

o земельные сервитуты.

Среди обязательственных прав выделяются следующие:

o право временного пользования землей,

o аренда,

o рентное право.

В частной собственности граждан Беларуси находятся земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства, дачного строительства. Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, в стране могут являться предметом купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Беларуси. Однако в частную собственность не подлежат пока передаче земли сельскохозяйственного назначения. Так, согласно действующему законодательству, земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома предоставляются в следующих размерах: в городах — от 0,05 до 0,15 га; в сельских населенных пунктах — от 0,15 до 0,25 га. Дополнительно для ведения личного подсобного хозяйства выделяются участки до 1 га. Кроме того, для ведения личного подсобного хозяйства могут еще предоставляться земли в аренду в размере до 3 га. Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства представляются в пожизненное наследуемое владение в размере до 100 га сельскохозяйственных земель. Помимо этого, владельцы крестьянских (фермерских) хозяйств могут для производственных целей дополнительно земли арендовать. Для ведения коллективного садоводства и для дачного строительства выделяются земельные участки в размере до 0,15 га на одного члена кооператива. Землевладельцы имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле, возводить жилые, культурно – бытовые, производственные строения;

2) использование для нужд хозяйства полезных ископаемых, имеющие на их территории;

3) передавать во временное пользование земельные участки;

4) на производимую продукцию и доход от ее реализации.

Земледельцы обязаны:

1) Эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением;

2) Повышать плодородие земли;

3) Применять природоохранные технологии;

4) Не допускать ухудшение экологической обстановки;

5) Своевременно вносить земельный налог;

6) Не нарушать прав других земледельцев.

Государственный земельный кадастр

Государственный земельный кадастр – совокупность достоверных и обоснованных сведений о земле как средстве производства в сельском хозяйстве, природных свойствах земель, их хозяйственном и правовом положении. Земельный кадастр служит для:

 планирование народного хозяйства;

 размещение и специализация сельскохозяйственного производства;

 мелиорации земель, химизации;

 для обоснования закупочных цен;

 планирования производства и закупок сельскохозяйственной продукции.

Государственный земельный кадастр состоит из 4-х разделов:

1. Государственная регистрация землепользователей

2. Учет количества и качества земли.

3. Бонитировка почв.

4. Экономическая оценка земли.

Показатели экономической эффективности использования земли.

Мониторинг земли.

Показатели эффективности использования земли в сельском хозяйстве можно разделить на 2 группы:

1). Натуральные:

a) урожайность;

b) выход кормовых единиц и перевариваемого протеина с 1 га сельскохозяйственных угодий, пашни, сенокосов, пастбищ;

c) производство продукции животноводства на единицу земельной площади;

d) плотность скота на единицу сельскохозяйственной продукции, пашни, посевов.

2). Стоимостные

а) выход валовой продукции, валовой доход, чистый доход, прибыль на единицу земельных угодий – землеотдача,

б) землеемкость – обратный землеотдачи.

Обобщающим показателем является уровень рентабельности. Дополнительные показатели экономической эффективности использования земли:

1) удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади;

2) пашни в составе сельскохозяйственных угодий (распаханность);

3) посевов в площади пашни;

4) удельный вес орошаемых земель в площади сельскохозяйственных угодий;

5) удельный вес осушаемых земель в общей площади сельскохозяйственных угодий.

Для объективной сравнительной оценки уровня использования земельных угодий необходимо учитывать один из важнейших факторов, влияющих на результаты ведения хозяйства – качество земли. Мониторинг – система наблюдений за использованием почв и состоянием земельного фонда, а так же выработка мер по предупреждению и устранению последствий негативных воздействий.

Задачи мониторинга:

 получение объективной и полной информации об изменениях земель их состоянии с целью защиты земельных угодий от нежелательных воздействий.

 мониторинг земель дает возможность обеспечить законодательную и исполнительную власти, всех заинтересованных - сведениями о состоянии земель, обосновании размеров платы за землю, регулировании земельных отношений.

Наши рекомендации