Национальное счетоводство как инструмент регулирования макроэкономических процессов. Методы построения системы национальных счетов СНС. Отличия балансового метода от СНС.
Системы национальных счетов (СНС) – это система взаимосвязанных статистических потоков, основанная на балансовом методе построения.
Системы национальных счетов – это комплекс балансов в которых отражаются, с одной стороны, имеющиеся ресурсы, с другой, - их использование. Основной целью СНС является информационное обеспечение комплексного анализа процесса создания и использования ВНП и НД. Когда в стране соблюдается равенство имеющихся ресурсов и их использования, СНС отражает экономическое равновесие.
Методы построения системы национальных счетов.
Совместное использование балансов народного хозяйства и системы национальных счетов образует три блока показателей:
1) макроэкономические показатели воспроизводства продукта;
2) макроэкономические расчеты воспроизводства доходов;
3) макроэкономические расчеты воспроизводства трудовых ресурсов.
I. Макроэкономические расчеты воспроизводства продукта включают расчеты в виде:
a) материальных балансов (отдельных видов продукции);
b) балансов основных фондов по полной и остаточной стоимости;
c) баланса производства, распределения и потребления совокупного общественного продукта и национального дохода;
d) счет производства;
e) счет продуктов и услуг.
II. Макроэкономические расчеты воспроизводства доходов включают расчеты в виде:
a) баланса денежных доходов и расходов населения;
b) балансы доходов и расходов предприятий сферы материального производства и учреждений непроизводственной сферы;
c) сводный финансовый баланс: баланс распределения, перераспределения и использования национального дохода;
d) счет образования доходов;
e) счет распределения доходов;
f) счет использования доходов.
III. Макроэкономические расчеты воспроизводства трудовых ресурсов. Анализ этого блока показателей требует развернутой системы демографических показателей и выполнения системы расчетов, в состав которой входят:
a) баланс трудовых ресурсов по территории;
b) баланс труда в отдельных отраслях народного хозяйства;
c) баланс движения численности рабочих;
d) баланс квалифицированных рабочих кадров и кадров специалистов;
e) межотраслевой баланс затрат труда.
Из приведенных примеров видно, что внедрение СНС предполагает введение ряда новых не использовавшихся в экономике РФ показателей, таких как «внутренняя экономика», «национальная экономика», «резиденты», «нерезиденты» и т.д.
Внутренняя экономика включает деятельность на экономической территории страны резидентов и нерезидентов. К резидентам относятся те институциональные единицы, центр экономических интересов которых связан с экономической территорией РФ, и они участвуют в деятельности в течение года и более. Другие институциональные единицы относятся к нерезидентам.
СНС предшествовала разработке межотраслевых балансов народного хозяйства.
Межотраслевой баланс – это «шахматка» отраслей, в которой по вертикали показываются материальные затраты на производство продукции определенной отрасли хозяйства, по горизонтали – количество продукции, переданное из данной отрасли в другие отрасли на производственные нужды (промежуточный продукт), а также конечное потребление продукции отрасли.
Отличия балансового метода от СНС:
1. Балансы народного хозяйства (БНХ) ориентированы на сферу материального производства и на преобладание государственной собственности.
2. CНС предполагает равенство в процессе производственно-экономической деятельности всех сфер народного хозяйства; использование всех форм собственности; регулирование производства путем свободного использования рыночных отношений; построение цен на основе спроса и предложения; сопоставимость результатов производства в международном масштабе.
3. БНХ предполагает разработку натуральных материальных балансов, тогда как в CНС все расчеты осуществляются только в стоимостном выражении, что существенно сужает возможности в процессе принятия экономических решений.
4. В балансовых расчетах составляются балансы труда и осуществляется их увязка с балансами совокупного общественного продукта и национального дохода.