Орг-ия транспортного хоз-ва. Виды внутризаводского транспорта. Организация и системы межцеховых перевозок.
Машиностроительное производство связано с перемещением больших объемов материалов, ПФ, оснастки, отходов производства и др. грузов. Необходима координация транспортных процессов с технологическими, обеспечение перевозок по внутризаводскому, внешнему кооперированию, снабжение предприятий сырьем, материалами, сбыт готовой продукции.
Задачи:
- выполнение требуемых объемов погрузочно-разгрузочных работ;
- ликвидация тяжелого физич. труда на основе их механизации и автоматизации;
- совершенствование управления и внедрения научной организации труда на всех видах работ;
- координация работы пром. транспорта на макроуровне со всеми видами транспорта и развитие контейнерных и пакетных перевозок.
Транспорт по месту использования подразделяют на:
1. внешний (связь со складами сырья и складами ГП контрагентов);
2. внутренний (реализация матер. потоков внутри производства):
· межцеховой (между отд. структурными подразделениями);
· внутрицеховой (в цехах и складах):
- общецеховой (между линиями, участками);
- межоперационный (между операциями).
По способу действия все транспортные ср-ва подразделяются на средства прерывного (циклического) и непрерывного действия, по направлению перемещения грузов — на горизонтальный (транспортеры, рольганги), вертикальный (подъемники, лифты), горизонтально-вертикальный (автопогрузчики, краны-балки, мостовые краны), наклонный (канатные и монорельсовые дороги).
Структура трансп. хоз-ва зависит от объема внутризаводских и внешних перевозок, ур-ня кооперирования с трансп. орг-ями, произв. структуры предпр., типа произ-ва, габаритов и массы продукции.
Состав и структура транспортного хозяйства:
- общецеховая часть (цехи авто-, ж/д, электротранспорта);
- внутрицеховое транспортное хозяйство (ср-ва прерывного и непрерывного транспорта);
- транспортно-технич. отдел (технич. бюро, бюро централизов. перевозок) решает задачи управления, планирования и органзиции.
На пром. предпр. исп-ют 2 системы управления первозками:
1. децентрализованная (ежемесяч. выделение в распоряжение цехов и отделов предприятия ср-в транспорта и механизации погрузочно-разгрузочных работ). Недостатки: 1) значит. время простоя трансп. ср-в; 2) нерациональное использование грузоподъемности; 3) сложность в управлении.
2. централизованная (позволяет осуществлять оперативное руководство, контроль, регулирование и учет работы транспорта. Это бюро централизованных перевозок с диспетчерской службой).
Рацион. орг-ия перевозок строится на основе изучения грузооб. и грузопотоков в масштабе предпр. и его отд. цехов и складов.
Грузооборот — общее кол-во грузов, перемещаемое по предприятию в целом или по его отдельным подразделениям в единицу времени. Грузооборот — сумма отдельных грузопотоков.
Грузовым поток Qij — объем грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя пунктами.
Данные по грузообороту и грузовым потокам предпр. и отд. цехов целесообразно представлять в форме «шахматной» таблицы.
| … | j | … | m | Грузооборот отправителя | ||||||
… | |||||||||||
i | Qij | ||||||||||
… | |||||||||||
n | |||||||||||
Грузооборот получателя |
р – кол-во позиций производственной программы;
q – кол-во материалов, ПФ, топлива;
Рkl – норма расхода и отхода l-го вида материала для k-го вида продукции;
Nk – объем производства изделий k-го вида.
Объем транспортной работы:
Sij – расстояние между i-ым и j-м корреспондирующими пунктами.
Грузооборот j-го получателя - Σ грузопотоков по отправителям:
Грузооборот i-го отправителя - Σ грузопотоков по получателям:
Грузооборот по предприятию:
Доп. составляется диаграмма грузопотоков предпр., которая учитывает планировку цеха и ген. план предпр. На ней отражаются грузопотоки в опред. масштабе, к-ые отражены разными символами или разным цветом. Грузопоток – ширина линии. На основе такой инфор-ии устонавливается тип и структура парка транспортных и подъемно-транспортных машин, кол-во погрузочно-разгрузочных пунктов и вид маршрутов для ср-в прерывного действия.
Виды маршрутов транспортных ср-в прерывного действия:
- разовый (случайный по направлению и кол-ву груза, который исп-ется для выполнения неповторяющихся заявок);
- постоянные (по ранее установленным направлениям для систематически повторяющихся заявок с учетом грузопотока и применяемых транспортных ср-в).
Постоянный формируется на основе 2 систем:
1. маятниковая (для взаимной трансп. связи 2 пунктов, между к-ми постоянно обращаются закрепленные трансп. ср-ва)
- маятниковый односторонний:
- маятниковый двухсторонний:
- маятниковый веерный односторонний центробежный
- веерный односторонний центростремительный
- маятниковый смешанный
2. кольцевая (транс. связь группы цехов, складов, пунктов с послед передачей груза от одного к др.)
- кольцевая с убывающим грузопотоком (стрелки меньше);
- кольцевая с возрастающим грузопотоком (стрелки больше);
- кольцевая с равномерным грузопотоком (одинаковые стрелки);
- цикловой (на крупных предпр. с большим кол-ом цехов, к-ые расположены на обширной террит. Спец. площадки для передачи груза с одного кольца в др. снижают расстояние для трансп. ср-ва).
При выборе системы маршрутных перевозок надо предусмотреть кратчайшие пути движения трансп. ср-в и груза, рациональное исп-ие грузоподъем-ти и емкости транс. ср-в и миним. порожних пробегов.