Вопрс 3.
Прибыль на педприятии может быть получена за счет различных видов деятельности Суммарную величину всех прибылей называют балансовая (валовая) приыль предприятия.
Основнми составными элментами балансовой прибыли являются:
· прибыль (убыток) от реализации продукци, выполнения работ, оказания услуг;
· прибыль (убыток) от еализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;
· финансовые результаты от внереаизационных операций.
Таким образом, балансовая прибыль Пбал , руб, - это планируемый доход предприятия от реализации продукцииПр.пр основных фондов Пр.осни внереализационных оерацийПвнереал , определятся по формуле:
Пбал = Пр.пр + Пр.осн + Пвнереал
Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услг.
Прибыль от реализации продукции (работ, улуг) представляя собой финансовый езультат, полученый от основной дятельности промыленного предприятия, и поэтому является основной частью прибыли предприятия. Прибыль от реализации прдукции (работ, услуг) рассчитыватся как разница между выручкой от реализации продуции (работ, услуг без налога на обавленную стоимсть и акцизов (то есть выручкой в оптовых ценах предприятия) и расходами на производсто и реализацию, включаемыми в сеестоимость продукии (работ, услуг.
Прибыль т реализации продкции П.пр , руб, – это разность между выручкой от реализации и общими производственными издержками
Прибыль от реалзации единицы продукции определяется по формуле:
Пр.п = Вр.пр - Сполн
где Вр.пр- выручка от реализации единцы продукции, ру;
Сполн – полная себестоимость единицы продукции, рб.
Прибыль от реализации основных фондов Пр.осн , руб, - это разность между выручкой от родажи на сторону различных видов имущества, числящегося на блансе предприятия (основных фондов) и общими производственными издержками, связанными с его приобретением и реализаций.
Прибыль от реалиации имущества и мущественных прав предприятия представляет собой фнансовый результа, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Эта прибыль возникает в случае реализации имущества и имущственных прав предприятия.
Прибыль от внереализационных доходов Пвнереал ,руб, - это доход предприятия от операций, не связанных с реализацией продукции основных фондов, например, доход по ценным бумагам, от аренды и т.п.
Перечень внерелизационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен.
Это –
§ доходы от долгосрочных и краткосрочных инансовых вложенй,
§ доходы от сдачи имущества в аренду,
§ сальдо полученных и уплаченных штрафов, пни, неустоек и других видов санкций,
§ прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году,
§ оходы от дооценки товаров,
§ полжительные курсовы разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте,
§ проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.
К расходам и потерям предприятия при этом относят:
· убытки по операциям прошлых ет, выявленные в отчетном году, о уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;
· недостачи матриальных ценностей, выявленные при инвентаризации;
· отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
· судебные издержки и арбитражные сборы и др.
Прибыль от реаизации продукции зависит от внутренних и внешних факоров.
К внутренним факторам относятся: усорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менежеров, конкурентоспособность продкции, уровень оргнизации производсва и труда и др.
К внешним акторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-техничекие ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.
Внутренние факторы действуют на прибыль чере увеличение объем выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышние отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продкции.
Рассмотрим пример определения и анализа прибыли от реализации продукции по факторам.
Вопрос 4. - Осовные пути увеличения прибыли на редприятии.
На каждом предприятии должны предусмтриваться плановы мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующег характера:
· увеличеие выпуска продукии;
· улучшение качества продкции;
· продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
· снижение себестомости продукции за счет более рацонального использования материальных ресурсов, производственных мощнотей и площадей, абочей силы и рабчего времени;
· диверсификация производства;
· расширеие рынка продаж и др.
Из этого перечня мероприятй вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленныи на снижение издржек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.
Несмотря на то, что прибыль явяется важнейшим кономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности рабты предприятия небходимо сопоствить результаты ( данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечил эти результаты.