Вопрос 3. - Факторы, влияющие на уровен цен
Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим вссторонний анализ факторов, влияющх на уровень цен. Основными из них являются (рис. 1):
· спрос на продукцию;
· государственное регулирование ен;
· издержки по производству и реализации продукции;
· конкуренция;
· дугие факторы.
Значительное влияние на цену товара оазывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могу приобрести покуптели.
Если при росте цен кривая спроса адает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тм, что повышение цены заинтересовыает производителей в увеличении объемов продаж.
Цена, при которой спрос и предложение авны, называется равновесной ценой. Это именно та цна, но которой товар будет продан .
В действительности соотношение сроса и предложени постоянно меняетя в результате воздействия на них различных факторов.
Для количественного измерения колебаний спроса предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает педставление о том в какой степени изменение цены воздействует на уроень спроса.
Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительно изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициент эластичности боьше единицы. И наоборот, при неэлстичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности меее единицы. К товрам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного проса, относительно недорогие товры и др. Основу цны изделия составляют издержки, связанные с его производством и реалзацией, поэтому и размер во многом определяет уровнь цены. Например в промышленности доля себестоимости в отпускной цене предприятия (без налога на добавленную стоимость и акцизов) сотавляет 83,8%, на железнодорожном транспорте – 85,6%.
В состав издержек входят зататы как зависящи, так и не зависящие от деятельноти предприятия. Например, стоимость сырья, материалов, топлива, энегии, транспортные тарифы – факторы внешние по отноению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены товара.
Другая группа затрат – уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность труда и другие – непосредственно зависит от уровня их организации на педприятии. Поэтому фирма в зависимсти от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положени фирмы недостатчно устойчивое и овышение цен на родукцию нежелательно, то удорожание, например, по сырью можно коменсировать в определенной степени снижением норм рсхода сырья, использованием вторичных ресурсов и т.д. Если же положние фирмы достатчно устойчивое, этом случае увеичение издержек может быть перенесено на цену товара.
На уровень цен оказывает влияние конкуренция, которая поталкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, детальному ооснованию цены на нее. При этом фирма может ориентироваться или на рынок продавца, или на рынок покупателя. На рынке продавца доминиующее положение занимает продавец – производитель тоара. В таких условиях фирме легче функционировать, оскольку ее продуция находится вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от тго, насколько фирма сумеет учесть еняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлетворить их, зависит ее лагополучие.
На уровень цен оказвает влияние и ряд других факторов, например стадия жизненного цикла изделия, организции -участники продвижения товара т производителя к потребителю и др. Учет влияния всех факторов в комплексе позволит фрме выработать павильную политику ценообразовния.
Рассмотрим далее ценовую политику на предприяии.
Вопрос 4.
Домашнее задание.
Caution: Some letters were intendedly removed from the document because It was created by TRIAL version of Softany CHM to DOC converter. To get rid of this, please purchase the product.
5.13.4 Öåíîâàÿ ïîëèòèêà íà ïðåäïðèÿòèè