Понятие, задачи, инструменты организации труда
Организация труда представляет собой систему мер, служащих для обеспечения эффективного использования рабочей силы с целью достижения наилучших результатов трудовой деятельности человека. Организация труда выступает одним из важнейших элементов организации бизнес-процессов на предприятии.
Организация труда в компании решает следующие задачи:
1. экономические — содействие наиболее полному использованию прошлого овеществленного труда и повышению эффективности живого труда (непрерывному росту его производительности, улучшению качества продукции и уменьшению ее себестоимости);
2. психофизиологические — создание оптимальных условий труда, повышение культуры труда, обеспечение наименьших затрат человеком своей физической, умственной и психической энергии для достижения заданного результата, сохранение здоровья человека в процессе его трудовой деятельности;
3. социальные — благодаря труду человек может удовлетворить свои материальные и духовные потребности (либо непосредственно в процессе труда, либо за счет выплачиваемого за работу вознаграждения).
Инструментами организации труда являются:
- разделение и кооперация труда — научно обоснованное распределение сотрудников по трудовым функциям, машинам и рабочим местам, объединенным в соответствующую специфике производственного процесса систему, а также комбинирование сотрудников в производственные коллективы;
- нормирование труда — определение обоснованных норм затрат труда на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
- организация и обслуживание рабочих мест — создание мест, соответствующих специфике производственного процесса и человеческой физиологии, обеспечение рационального обслуживания этих мест;
- подбор и развитие персонала;
- улучшение условий труда — снижение вредного воздействия производственной среды на физиологическое и психическое здоровье сотрудника;
- рационализация трудовых процессов — внедрение оптимальных приемов труда, устранение лишних работ;
- оптимизация использования рабочего времени — разработка режима труда и отдыха, обеспечивающего максимальную производительность труда;
- укрепление трудовой дисциплины — предупреждение нарушений сотрудниками внутреннего регламента предприятия и параметров производственного процесса, повышение чувства ответственности за выполняемую работу, выработка у сотрудников творческой инициативы.
Все перечисленные выше инструменты могут применяться для организации труда всех категорий персонала, однако эффективность таких инструментов для разных групп сотрудников неодинакова. Например, для основных и вспомогательных производственных рабочих наиболее важным инструментами являются нормирование, разделение и кооперация труда. Важным инструментом эффективной организации труда административно-управленческих работников является рациональное планирование рабочего времени.
На уровне отдельно взятой компании организация труда функционирует в виде кадровой политики, которая имеет широкое и узкое толкование.
В широком смысле слова кадровая политика — это система правил и норм (осознанных и определенным образом сформулированных), которые приводят человеческие ресурсы в соответствие со стратегией компании. Отсюда следует, что все мероприятии по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации. В узком смысле слова кадровая политика — это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации.
Компания, проводящая активную кадровую политику, не только прогнозирует развитие кризисных ситуаций, но имеет средства для воздействия на них, а ее HR-служба способна разрабатывать антикризисные кадровые программы, проводить анализ ситуации и вносить коррективы в соответствии с изменением внешней конъюнктуры и внутрипроизводственных факторов. Активная политика подразделяется на рациональную и авантюристическую. При проведении рациональной кадровой политики руководство компании располагает качественной системой диагностики и обоснованным прогнозом развития ситуации в долгосрочном периоде и может влиять на создавшуюся ситуацию. В случае проведения авантюристической политики менеджмент предприятия не располагает средствами прогнозирования ситуации с кадрами и диагностики персонала, хотя в программы целевого развития включены планы работы с персоналом, направленные на достижение целей, стоящих перед организацией, но не учитывающие возможные внешние угрозы компании.
При пассивной кадровой политике возникает ситуация, в которой руководство компании не имеет программы действий в отношении своих работников и управление персоналом сводится лишь к ликвидации негативных последствий внешних воздействий. Для подобной компании характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств деловой оценки работников и системы диагностики мотивации персонала.
Превентивная кадровая политика осуществляется тогда, когда руководство компании имеет обоснованные прогнозы возникновения кризисных ситуаций, однако HR-служба не располагает средствами для влияния на негативную ситуацию.
Компании, избравшие реактивный тип кадровой политики, стремятся контролировать факторы, свидетельствующие о возникновении негативных ситуаций в отношениях с персоналом. HR-службы в таких фирмах, как правило, обладают средствами для выявления подобных ситуаций и принятия экстренных мер.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что компания для удовлетворения своих потребностей в человеческих ресурсах обращается к внешним источникам, существующим на рынке труда.
Для закрытой кадровой политики, напротив, характерно то, что организация использует собственный кадровый потенциал для заполнения вакансий.