КОНСПЕКТ ТЕХУЧЕБЫ на ноябрь 2017 года для операторов СТЦ

КОНСПЕКТ ТЕХУЧЕБЫ на ноябрь 2017 года для операторов СТЦ

Теоретические занятия

Тема 1. Безопасность движения.

Для всех: Порядок организации маневровой работы. Производство маневровой работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 (ВМ).

- Технологические процессы (технологические карты) работы станций.

- Положения из приложения № 11, 15 к ИДП, ТРА станции с приложениями.

Порядок организации маневровой работы. Производство маневровой работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 (ВМ).

Технологические процессы (технологические карты) работы станций. (п.4.3, 4.5)

Положения из приложения №11, 15 к ИДП

7. Вагоны с грузами отдельных категорий, в соответствии с Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, при производстве маневров должны иметь прикрытие от паровоза, работающего на твердом топливе, из вагонов с неопасными грузами или порожних вагонов.

Нормы прикрытия в поездах и при маневрах указываются в перевозочных документах нанесением специального штемпеля, где цифрами обозначается минимальное число вагонов прикрытия, например, 3/0-0-3-1, где:

первая цифра – число вагонов прикрытия от ведущего локомотива в поездах (числитель – от паровоза на твердом топливе, знаменатель – от паровоза на нефтяном топливе, электровоза или тепловоза);

вторая цифра – от подталкивающего локомотива в поездах;

третья цифра – от вагонов с людьми в поездах;

четвертая цифра – от паровоза на твердом топливе при маневрах;

знак «0» (нуль) означает, что прикрытия не требуется.

Вагоны с людьми, а также вагоны с проводниками, специально выделенными работниками для сопровождения грузов, караулами, нарядами охраны, вагоны с живностью могут ставиться в поезд как впереди, так и сзади вагонов с опасными грузами класса 1 (ВМ), но всегда впереди вагонов, загруженных опасными грузами, в перевозочных документах на которые имеются штемпели: «Ядовито» и «Прикрытие …» (одновременно оба штемпеля).

Вагоны с легковоспламеняющимися жидкостями на железнодорожной станции формирования должны ставиться в поезд за вагонами с ВМ (считая от головы поезда).

46. При нахождении на сортировочных железнодорожных путях вагонов с опасными грузами класса 1 (ВМ) и цистерн со сжиженными газами маневровые диспетчеры и дежурные по сортировочным горкам обязаны вести точный учет железнодорожных путей, на которых такие вагоны находятся.

Вагоны с взрывчатыми материалами (ВМ), в перевозочных документах на которые имеется штемпель «Не спускать с горки», цистерны со сжиженными газами и порожние цистерны из-под сжиженных газов после постановки на сортировочные железнодорожные пути должны немедленно ограждаться со стороны горки, полугорки или вытяжного железнодорожного пути двумя охранными тормозными башмаками, укладываемыми на оба рельса через 25 метров друг от друга таким образом, чтобы общее расстояние от ограждаемых вагонов до тормозного башмака, расположенного первым от сортировочного устройства, было не менее 50 метров.

Последующие отцепы, направляемые на эти железнодорожные пути, должны быть остановлены перед местом расположения охранных тормозных башмаков до накопления группы, состоящей не менее чем из 10 вагонов. Нормальный режим роспуска вагонов или их направления при маневрах толчками на такие железнодорожные пути может восстанавливаться только в том случае, если ограждаемые вагоны прикрыты этой группой вагонов, предварительно соединенной с ними. Если расстояние от ограждаемых вагонов, в перевозочных документах на которые имеется штемпель «Не спускать с горки», до конца парковой тормозной позиции со стороны горки или вытяжки составляет менее 50 метров, то последующие отцепы на эти железнодорожные пути должны направляться только посредством осаживания.

В процессе роспуска дежурный по горке, оператор распорядительного поста или горочный составитель с помощью двусторонней парковой или других видов связи должен постоянно информировать операторов исполнительных постов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах, требующих особой осторожности: с опасными грузами класса 1 (ВМ), проводниками, живностью и другими.

Формирование поездов

8. Опасные грузы класса 1 (ВМ) перевозятся в грузовых поездах одиночными вагонами, группами вагонов с постановкой во всех случаях соответствующего прикрытия, сформированных в пределах норм по весу и длине, предусмотренных графиком движения поездов, а также маршрутами, не превышающими вместимость приемоотправочных путей на участках их следования.

Запрещается ставить вагоны с ВМ в поезда:

1) пассажирские и почтово-багажные (кроме перевозок табельного оружия и боеприпасов к нему, воинских караулов и команд Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, других государственных военизированных организаций и нарядов военизированной охраны железнодорожного транспорта);

2) людские, а также имеющие в составе (кроме воинских эшелонов) отдельные вагоны с людьми (кроме вагонов, занятых личным составом эшелона);

3) соединенные;

4) с негабаритными грузами верхней третьей, нижней третьей и больших степеней, боковой четвертой и больших степеней негабаритности;

5) превышающие длину, установленную графиком движения поездов.

Кроме того, запрещается ставить вагоны с ВМ с условными номерами, указанными в пункте 2 настоящего приложения, в грузовые поезда, имеющие в своем составе вагоны с опасными грузами, перечисленными в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам:

1) со сжатыми и сжиженными газами (класс 2);

2) легковоспламеняющимися жидкостями (класс 3);

3) легковоспламеняющимися твердыми веществами, самовозгорающимися веществами и веществами, выделяющими воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой, а также влагой воздуха (класс 4);

4) окисляющимися веществами и органическими пероксидами (класс 5);

5) ядовитыми веществами (подкласс 6.1).

9. Между сортировочными и участковыми железнодорожными станциями вагоны с ВМ могут следовать со всеми грузовыми поездами в соответствии с планом формирования. Такие вагоны с промежуточных железнодорожных станций на ближайшие участковые или сортировочные железнодорожные станции и в обратном направлении могут следовать со сборными, вывозными поездами или с диспетчерскими локомотивами, а между железнодорожными станциями узла и предузловыми железнодорожными станциями – с передаточными и вывозными поездами.

10. Для сопровождения вагонов с ВМ ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, не далее чем за 5 вагонов от этих вагонов, должен ставиться вагон с тормозной площадкой или специально выделенный порожний крытый вагон.

При сопровождении вагонов с ВМ специалистами или воинскими караулами грузоотправителя (грузополучателя), а также нарядами ведомственной охраной железнодорожного транспорта Российской Федерации, охраняемые ими вагоны ставятся в поезд одной группой. В тех случаях, когда эти вагоны, согласно настоящей Инструкции, включаются в поезд с прикрытием друг от друга вагонами с неопасными грузами или порожними, не относящимися к данной группе вагонов, такое прикрытие не должно превышать минимальных норм.

Постановка вагонов между вагонами с ВМ и вагонами сопровождения, входящими в состав специальной секции (схемы), не требуется.

11. В воинских эшелонах допускается совместная перевозка ВМ и других опасных грузов, принадлежащих данному эшелону, с постановкой между ними прикрытия – не менее одного вагона.

ТРА станций с приложениями

(ТРА п.1.6, Инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами класс 1 (ВМ)

Контрольные вопросы:

1. Что обозначают цифры в штемпеле прикрытия?

2. Где могут ставиться в состав с грузами ВМ вагоны с легковоспламеняющимися жидкостями?

3. Какие штемпели ставятся на перевозочные документы на вагоны с ВМ?

4. Где могут должны находиться вагоны с ВМ на железнодорожных станциях вне поездов?

5. Какие вагоны должны ставиться в качестве прикрытия в поездах, в которых следуют вагоны с ВМ?

6. В какие поезда запрещается ставить вагоны с ВМ?

Тема 2. Охрана труда

Требования охраны труда перед началом работы

Перед началом работы на офисной технике необходимо убедиться в ее исправности и безопасности выполнения работ на ней.

Запрещается эксплуатировать офисную технику с дефектами, при наличии которых работа этой офисной техники может угрожать здоровью и жизни работников.

Перед началом работы работник обязан:

- осмотреть и привести в порядок рабочее место;

- до включения офисной техники визуально убедиться в ее исправности, целостности питающего кабеля (шнура), штепсельной вилки, разъемов и др. ее частей;

Работнику запрещается приступать к работе при обнаружении неисправности офисной техники или питающего кабеля (шнура).

Обо всех замеченных неисправностях офисной техники работник должен сообщить непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

Требования охраны труда во время работы

При 8-часовом рабочем дне (смене) и работе на компьютере регламентированные перерывы следует устраивать через 2 часа от начала рабочего дня (смены) и через через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый.

Работнику во время работы запрещается:

- опираться на офисную технику;

- отвлекаться и отвлекать от работы других работников;

- натягивать, перекручивать, перегибать подводящий кабель (шнур), ставить на него посторонние предметы;

- проводить самостоятельную разборку и ремонт офисной техники.

Любое техническое обслуживание и ремонт офисной техники производится только квалифицированным персоналом.

Работа на неисправной офисной технике не допускается.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

Работник должен прекратить выполнение работ и обесточить офисную технику при:

- обнаружении обрыва проводов питания, других повреждениях офисной техники;

- коротком замыкании офисной техники и ее загорании;

- возникновении пожара или несчастном случае.

В случае возникновения аварийной ситуации необходимо как можно быстрее исключить воздействие опасного источника, остановить работу, сообщить о происшествии руководителю или другому должностному лицу, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

При возникновении пожара необходимо действовать согласно требований инструкции о мерах пожарной безопасности (местной).

Требования охраны труда по окончании работы

По окончании работы работник должен:

- выключить офисную технику, вынуть штепсельную вилку питающего кабеля (присоединительного шнура) из розетки;

- осмотреть и привести в порядок рабочее место.

Контрольные вопросы:

1. Что обязан соблюдать работник в области охраны труда?

2. Какие требования пожарной безопасности требуется соблюдать работникам?

3. Перечислите требования охраны труда при нахождении на путях.

4. Что запрещается делать при нахождении на железнодорожных путях?

5. Какие вредные и опасные факторы могут воздействовать на работников при работе на офисной технике?

6. Что запрещается делать работнику во время работы с офисной техникой?

7. Перечислите действия в аварийной ситуации при работе с офисной техникой??

Теоретические занятия

(новые нормативные документы, требования телеграфных указаний)

Для приемосдатчиков, операторов СТЦ: Порядок оформления воинских перевозочных документов согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 30.12.2003 № 295р (т/у зам. ТЦФТО Ковченко А.А. от 16.10.17 № исх.-7234/СВР ТЦФТО).

9 декабря 2003 года в 20 часов 13 минут, при следовании пассажирского поезда N 59 сообщением Кисловодск-Новокузнецк под управлением машиниста электровоза ЭП-1 N 083 Конобеева С.А. со скоростью 100 км/час, на перегоне Зензеватка - Соломатино Приволжской железной дороги в колее нечетного пути на 8 пикете 240 км локомотивная бригада заметила лежащий предмет из металла. Было применено экстренное торможение, но несмотря на это, предотвратить наезд на посторонний предмет не удалось. В результате наезда произошло повреждение локомотива и шести пассажирских вагонов.

Установлено, что данный предмет являлся частью груза и оказался в колее этого железнодорожного пути в результате его падения с платформы N 43416148, которая следовала с "воинским грузом" по соседнему пути в составе грузового поезда N 2514, сформированным на станции Анисовка Приволжской железной дороги.

На вагоне N 43416148, грузоотправителем ОАО "ЧелябГазСтройкомплект" 2 декабря 2003 года, в соответствии с чертежем N 0340 (акт N М-134) от 22 сентября 2003 года, был погружен груз - конструкции металлические в количестве 3-х мест, одно из которых - место N 1, представляло собой котел цилиндрической формы (размещенный в центре платформы), а два других, N 2 - опоры для установки его на месте (размещались на торцах платформы). Отправление грузов производилось со станции Челябинск - Южный Южно - Уральской железной дороги назначением на станцию Белиджи Северо-Кавказской железной дороги.

В ходе расследования установлено, что платформа N 43416148 дважды осматривалась в коммерческом отношении на пункте коммерческого осмотра поездов и вагонов станции Анисовка Приволжской железной дороги по прибытию на станцию и перед отправлением. Приемщики поездов Ширшова Ю.В. и Башкирова Т.А., осматривавшие состав по прибытию, передали старшему приемщику поездов Шубочниковой В.П. информацию о наличии на платформе N 43416148 двух грузовых мест.

Только при осмотре готового к отправлению поезда, приемщиками поездов Роговой Е.В. и Макаровой Н.И. были обнаружены следы крепления третьего места в виде пяти упорных брусков, прибитых гвоздями к полу в торцевой части платформы. После этого, в соответствии с Правилами оформления воинских перевозок и расчетов за них, был вскрыт конверт с перевозочными документами и при сверке фактического количества мест с числом, указанным в железнодорожной накладной, установлена недостача одного места.

Расследование причин отсутствия грузового места работниками станции Анисовка Приволжской железной дороги не проводилось. Старший приемщик поездов Семкина Н.Б., при оформлении акта общей формы N 8492, не верно указала реквизиты крепления. При оформлении коммерческого акта не были подробно описаны реквизиты крепления отсутствующего груза (размеры упорных брусков, количество и диаметр гвоздей).

В целях повышения ответственности работников железных дорог за обеспечение безопасности движения поездов и исключения в дальнейшем аналогичных нарушений:

1.3. Установить порядок обязательного ознакомления под роспись на технических занятиях приемосдатчиков груза, имеющих право приема грузов, размещение и крепление которых не предусмотрено Техническими условиями погрузки и крепления грузов, со схемами и эскизами, применяющихся на станции. Работник железнодорожной станции должен своей подписью заверить, что принцип размещения и крепления груза, указанный на схеме или эскизе, ему понятен.

1.4. Принять меры по тщательному осмотру на пунктах коммерческого осмотра поездов и вагонов размещения и крепления воинских грузов. Для этого внести в технологические процессы работы пунктов коммерческого осмотра поездов и вагонов отдельный раздел "Организация и порядок осмотра размещения и крепления воинских грузов, перевозящихся в соответствии с требованиями Технических условий погрузки и крепления грузов".

1.6. Указывать номер акта и дату утверждения чертежа, реквизиты крепления воинских грузов, перевозящихся в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов, с наружной стороны пакета перевозочного документа формы ГУ - 29а в графе "Штемпеля о категории опасности груза, прикрытия, запрещения роспуска с горки и др.". Необходимые штемпели о категории опасности груза, прикрытия, запрещения роспуска с горки проставлять в свободном верхнем поле документа.

Контрольные вопросы:

1. Как оформляются воинские перевозочные документы?

2. Что указывается на пакете с перевозочными документами?

Для причастных: Обеспечение сохранности вагонного парка.

Технология осмотра вагонов при приеме-передаче с путей необщего пользования, действия при обнаружении поврежденного вагона при приеме с путей необщего пользования и в составе поезда, порядок расследования случаев повреждения вагонов, их документального оформления и учета (протокол совещания от 29.07.2017 № 76 НЗ-1-187/пр.).

- Распоряжение ОАО «РЖД» от 30.05.2007 № 562р «Положение о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка» (для причастных).

- Приказ от 17.02.2017 № СВЕРД-61 «Об утверждении Порядка поощрения работников за выявление случаев повреждения вагонов».

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ (ПРИЕМА) ВАГОНОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТИ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА СОХРАННОСТЬЮ ВАГОННОГО ПАРКА

Общие положения

1.1. Сохранность вагонного парка имеет важное значение для обеспечения потребности в перевозках, предотвращения потерь грузов, обеспечение безопасности движения поездов и сокращения расходов на ремонт вагонов, ускорения их оборота.

1.2. Данное положение устанавливает основные положения по обеспечению технической передачи и приема вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка.

Организация работы ПТП

3.3. Все вагоны, передаваемые на железнодорожные пути необщего пользования и принимаемые обратно, дежурным по станции или другим работником, которому это вменено в обязанность, предъявляются к осмотру с оформлением записи в книге формы ВУ-14, с указанием времени предъявления, общего количества предъявленных вагонов и пути их нахождения и времени окончания технического обслуживания;

3.4. Техническое состояние груженых вагонов проверяют наружным осмотром, а порожних - снаружи и внутри.

3.5. При передаче (приеме) вагонов на (с) железнодорожные пути необщего пользования технический осмотр вагонов производится с записью результатов в книгу формы ВУ-15 работниками сдающей и принимающей сторон.

3.6. Если по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования осмотр вагонов производится только работниками железной дороги, то запись в книге формы ВУ15 оформляется за их подписью.

3.7. При выявлении повреждений у вагона, принимаемого с железнодорожного пути необщего пользования, делается запись в книге формы ВУ-15 против соответствующего номера вагона и также заверяется подписями обеих сторон с составлением актов формы ГУ-23, ВУ-23М и ВУ-25М. Вагон в этом случае остается на ответственности организации его повредившей при выполнении погрузочно-разгрузочных или маневровых работ до момента подписания актов форм ГУ-23 и ВУ-25М о повреждении вагонов и сдаче его железной дороге для осуществления ремонта силами железной дороги.

В случае ремонта поврежденного организацией вагона своими силами, при наличии ранее выданных лицензий и разрешений МПС, срок действий которых не истек, он должен оставаться на ответственности организации до момента подачи железной дороге уведомления о готовности его к уборке после ремонта и приемки уполномоченным представителем вагонного хозяйства железной дороги.

В случае закрытия памятки формы ГУ-45, а также уборки с железнодорожных путей необщего пользования поврежденных вагонов ответственность возлагается на начальника железнодорожной станции.

Актами форм ГУ-23, ВУ-25 М удостоверятся факт повреждения вагона, а акт формы ВУ-25М является основанием для возмещения виновной организацией за повреждение вагона причиненного ущерба, понесенного железной дорогой и первичным документом для составления отчета формы ВО-15 о повреждении вагонов.

3.10. Закрытие памятки приемосдатчика формы ГУ-45 осуществляется приемосдатчиком груза после приемки вагона из ремонта уполномоченным представителем эксплуатационного вагонного депо, с последующей записью в книге формы ВУ-16.

3.11. Первичным документом для записи в книге формы ВУ-16 является акт о повреждении вагона формы ВУ-25М, составленный работниками, в служебные обязанностями которых входит контроль за сохранностью вагонов и их технической исправностью.

4. Порядок расследования, оформления и учета случаев повреждений вагонов

4.1. По каждому случаю повреждения вагона работник, допустивший или выявивший повреждение, немедленно сообщает вышестоящему руководителю и оператору ПТО (ВЧДЭ). Оператор передает полученную информацию в адреса, предусмотренные техпроцессом (НПТО, ВЧДИС, ВЧДЭ, ДС, администрации организации).

4.2. На каждый поврежденный вагон осмотрщики вагонов ПТП или другие работники вагонного хозяйства, а там где их нет, работники других хозяйств, обученные и назначенные приказом начальника отделения железной дороги должны оформить акты форм ГУ-23, ВУ-25М и уведомления на ремонт формы ВУ-23М. Уведомление ВУ-23 вручается дежурному по станции или другому работнику железнодорожной станции в соответствии с технологическим процессом работы ПТП.

На вагоны, поврежденные при сходах и столкновениях на железнодорожных путях общего пользования и требующие текущего отцепочного и других более сложных видов ремонта, составляются установленные учетно-отчетные формы по нарушениям безопасности движения при эксплуатации железнодорожного транспорта.

4.3. При повреждении вагонов до степени текущего отцепочного или безотцепочного ремонта каждый случай повреждения вагона расследуется в течение 3-х суток начальником железнодорожной станции, с участием начальника ПТО, старшего осмотрщика вагонов по сохранности вагонного парка, мастера ПТО и представителя организации и принимает решение о мерах воздействия на виновных, а также разрабатывает необходимые организационно-технические мероприятия по предупреждению повреждений вагонов.

В случае несвоевременного расследования и не определения виновного лица, повреждение вагона относится и учитывается за железнодорожной станцией, на которой он выявлен.

Практические занятия

Для операторов СТЦ: Порядок формирования поездов с опасными грузами класса 1 «ВМ» (составление натурного листа).

КОНСПЕКТ ТЕХУЧЕБЫ на ноябрь 2017 года для операторов СТЦ

Теоретические занятия

Наши рекомендации