Целевые сегменты нефтеперерабатывающего комплекса ООО «Меркурий»
Целевыми сегментами нефтеперерабатывающего комплекса ООО «Меркурий» являются нефтебазы, автозаправочные станции и автозаправочные компании.
По данным аналитического агентства «OMT-Сonsult» в настоящий момент на территории Московской области насчитывается 58 нефтебаз. Основные из них представлены в таблице 5.
Таблица 5- Основные нефтебазы Московской области
Наименование предприятия | Месторасположение | Удаленность от ООО "Меркурий", км | Объем хранения,м3 | Поставщики нефтепродуктов |
НБ «Интоп» | Наро-Фоминский район, п. Калинец | МНПЗ, Таиф-НК | ||
НБ «Классик» | Домодедовский район, п. Белые Столбы | 95,5 | 15 000 | МНПЗ |
НБ Калуганефтепродукт | Калуга,ст. Перспективная | ТНК,РНПЗ,Славнефтепродукт-ЯНОС | ||
НБ Мытищинская | Мытищи,северная промзона | МНПЗ | ||
НБ Чагинская 13 | Московская обл., ст.Яничкино | МНПЗ | ||
НБ Павельцы | г. Долгопрудный, п/о Павельцово | 118 000 | МНПЗ, предприятия МТК | |
НБ Серпуховская | Московская область, г. Серпухов | МНПЗ | ||
НБ Солнечногорская | Московская обл. Можайский р-н, д. Дурыкино | МНПЗ,Роснефть | ||
НБ Часцовская | Одинцовский район, п.Часцы | МНПЗ,Роснефть | ||
НБ «Шамбала» | Московская область, г. Электросталь | МНПЗ,ТНК | ||
НБ Щербинка | Московская обл., Подольский р-он , с/п Рязановское | МНПЗ, предприятия МТК | ||
НС Нагорная | Московская область, Пушкинский район, дер. Жуковка | ЛПДС Володарская | ||
НС Новосёлки | Московская область, Подольский район, МИС | ЛПДС Володарская | ||
ЛПДС Володарская | Московская область, Раменский район, п/о Константиново | МНПЗ, РНПЗ, Славнефтепродукт-ЯНОС |
Нефтебазы, расположенные на территории Московской области, являются потребителями нефтепродуктов поставляемых с нефтеперерабатывающих предприятий всех регионов России, но вследствие близкого географического месторасположения основными поставщиками нефтепродуктов на нефтебазы Московской области являются: МНПЗ, ЗАО «РНПК», ОАО «Славнефть-ЯНОС». Крупнейшими нефтехранилищами на территории Московской области являются ЛПДС Володарская, НБ «Павельцы», НС «Нагорная».
Использование в качестве канала сбыта нефтебазы Московской области позволит нефтеперерабатывающему комплексу ООО «Меркурий» обеспечивать постоянные объемы реализации за счет больших объемов потребления и сократить затраты и контролировать в большей степени рынок автозаправочных станций, так как крупные нефтебазы обладают сетью собственных автозаправочных станций.
МНПЗ, ЗАО «РНПК», ОАО «Славнефть-ЯНОС» являющиеся приоритетными поставщиками на нефтебазы оказывают наибольшее влияние на формирование средней закупочной стоимости нефтепродуктов на нефтехранилищах. Поэтому в своей ценовой политике нефтеперерабатывающему комплексу ООО «Меркурий» надо ориентироваться на существующую закупочную стоимость и проводить постоянный ее мониторинг с целью внесения корректировок в свое ценообразование.
Рисунок 29 Закупочная стоимость топлива АИ-95 на нефтебазах Московской области
Рисунок 30 Закупочная стоимость топлива АИ-92 на нефтебазах Московской области
Рисунок 31 Закупочная стоимость топлива АИ-76/80 на нефтебазах Московской области
Рисунок 32 Закупочная стоимость топлива ДТЛ на нефтебазах Московской области
На территории Московской области на настоящий момент насчитывается 1400 коммерческих АЗС и МАЗК, 400 ведомственных АЗС, и порядка 40 предприятий, занимающихся обеспечением ведомств, учреждений и предприятий Московской области.
Характерной чертой рынка автозаправочных станций Москвы является
насыщенность представителями крупных вертикально-интегрированных производителей нефтепродуктов: Газпромнефть, Лукойл, Роснефть, ТНК, Татнефть.
Рисунок 33 Структура АЗС на территории Москвы
Основными представителями рынка АЗС Москвы являются: Газпромнефть(20%), Лукойл (20%), ТНК (16%), Татнефть(8%), Роснефть(10%), BP (7%), ЕКА-АЗС(7%).
На рынке Московской области наблюдаются аналогичные тенденции, что и на рынке Москвы, отличительной особенностью является увеличение доли региональных независимых автозаправочных станций, которые наиболее привлекательны для нефтеперерабатывающего комплекса ООО «Меркурий» из-за отсутствия их непосредственной принадлежности крупным производителям нефтепродуктов.
Рисунок 34 Структура АЗС на территории Московской области
Основными представителями рынка АЗС Московской области являются: ТНК (15%), Роснефть(13%), Лукойл (12%), Татнефть(12%), Газпромнефть (9%), BP (8%), ЕКА-АЗС(6%), Нефто-Сервис (6%), ОРТК (5%), Транс-АЗС (5%). Рынок АЗС постоянно расширяется. На 2013 год запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 23-х объектов ТЗК (18 АЗС, 4-х многотопливных автозаправочных комплексов). Планируемый объем инвестиций в сферу строительства автозаправочных станций составит более 2 миллиардов рублей.
В краткосрочной перспективе нефтеперерабатывающий комплекс ООО «Меркурий» должен будет ориентироваться на целевые сегменты(нефтебазы, автозаправочные станции, автозаправочные компании) расположенные в Московской области.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе ООО «Меркурий» должен ориентироваться на выход на рынки нефтепродуктов в Центральном и Приволжском Федеральном округах.
4.8 Анализ цен и ценообразования на нефтепродукты
Цены на автомобильный бензин на рынке России в долгосрочной перспективе зависят от экспортного эквивалента и котировок продукта на мировом рынке. Коэффициенты корреляции между ценами на бензин Регуляр-92 на внутреннем рынке Европейской части России и экспортным эквивалентом составляют 0,79-0,80 в зависимости от направления экспорта, и 0,68 – для бензина Премиум-95. Смещение среднемесячных цен на рынке России на месяц назад, позволяющее учесть особенности формирования цен производителями, приводит к росту коэффициента корреляции до 0,89 для бензина Регуляр-92 и до 0,83 – для Премиум-95.
За период с января по сентябрь 2012 г. на российском крупнооптовом рынке нефтепродуктовсредняя стоимость бензина марок Аи-95 и А-76/80, летнего дизтоплива, авиационного керосина марки ТС-1 и дорожного битума повысилась, бензина марки Аи-92 и кровельного битума понизилась, а мазута марки М-100 не изменилась. В среднем по данному рынку за указанный период стоимость нефтепродуктов увеличилась на %.
Рисунок 35 Динамика изменения стоимости нефтепродуктов на российском рынке
Стоимость бензина марки А-76 за январь-август 2012 г. выросла на 9,6% и в августе с.г. составила 25,40 руб./л. Аи-92 подорожал на 7,8% - до 26,88 руб./л. Аи-95 стал дороже на 8,1% и стоил в июле 29,11 руб./л. Дизельное топливо подорожало на 14,2% и стоило 28,07 руб./л.
За указанный период средние крупнооптовые цены высокооктанового бензина в РФ изменились разнонаправленным образом, а низкооктановый бензин несколько подорожал. Ситуация с объемами бензина в стране стабилизировалась, и сейчас его предложение в целом удовлетворяет спрос на него.
Активность в сегменте дизтоплива была слабой; по данным Росстата наблюдается незначительный спрос на дизельное топливо, однако не исключено скорое оживление спроса, так как существуют некоторые предпосылки к увеличению стоимости ДТЛ.
Причин для значительных изменений в ближайшее время крупнооптовых цен бензина в РФ нет, поэтому пока они, скорее всего, будут держаться примерно на нынешнем уровне. А вот дизтопливо в стране, вполне вероятно, подорожает – из-за возможной его нехватки вследствие увеличения его экспортных поставок.
На мелкооптовом рынке нефтепродуктов РФ за период с 12 по 16 июля средняя стоимость бензинов повысилась на 1,1%, а дизтоплива – понизилась на 3,2%
За рассматриваемый период мелкооптовые цены бензина в большинстве регионов РФ в целом немного повысились (примерно на 100–200 руб./т), хотя и были случаи их понижения; изменяли их в основном крупные игроки рынка. Объемов бензина марки Аи-92 имелось достаточно, а вот бензина марки Аи-95 было не очень много. В Воронежской области предлагали низкооктановый бензин с нефтебаз Росрезерва; спрос на него, по словам игроков рынка, практически отсутствовал.
В сегменте дизтоплива также были как повышения так и понижения мелкооптовых цен, хотя повышений было больше. В основном это было связано с уменьшением объемов топлива на нефтебазах страны. Спрос в основным был довольно устойчивый.
Стабилизация ситуации с бензином в столичном регионе, по-видимому, окажет давление на мелкооптовые цены бензина в европейской части РФ. Повышение стоимости дизтоплива на внешних рынках оказало существенную поддержку его внутренним ценам в РФ, – снижение его мелкооптовых цен на российском рынке практически прекратилось, и в ближайшее время ожидается их плавный рост.
Подорожание газа на внешнем рынке пока никак не отразилось на ценах газа внутри РФ, и, вероятнее всего, в ближайшее время их изме-нений не будет, поскольку объемов газа в стране достаточно.
За рассматриваемый период на мелкооптовом рынке светлых нефтепродуктов столичного региона средняя стоимость бензинов не изменилась, а дизтоплива – снизилась на 0,55%.
Ситуация с бензином на мелкооптовом топливном рынке столичного региона за прошедшую неделю так и не нормализовалась. Спрос на высокооктановые бензины был вялым. Цены у трейдеров были в пределах 32 000–32 500 руб./т, а те, у которых они были выше, немного их снизили. Проблемы с отгрузками бензина с Московского НПЗ сохранились, однако у большинства трейдеров объемы бензина имелись, хотя у некоторых и по высоким ценам
Мелкооптовые цены дизтоплива здесь немного пони- зились – ввиду наличия достаточных его объемов у трейдеров. Спрос на дизтопливо был стабильный.
SWOT-анализ ООО «Меркурий»
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Таблица 6-SWOT анализ ООО «Меркурий»
Параметры оценки | Сильные стороны | Слабые стороны |
Менеджмент | 1. Высокий уровень требований к квалификации сотрудников. 2. Достойная заработная плата 3. Линейная система управления | 1.Необходимость подготовки сотрудников к эффективной работе |
Маркетинг | 1. Разработки в области рекламных компаний осуществлять нет необходимости. 2. Постоянный мониторинг цен на рынке энергоносителей | Не выявлено |
Персонал | 1. Оптимальный набор персонала 2. Личное общение всех сотрудников с руководителями компании 3. Быстрое реагирование руководителей на потребности персонала | 1. Отсутствие кадровой службы в штатном расписании 2. Снижение оценки соответствия личностных качеств кандидатов корпоративной культуре 3. Отсутствие психологической поддержки вновь прибывшего персонала |
Продуктовый портфель | 1. Полный портфель производимой продукции 2. Продуктовый портфель на 90% состоит из светлых продуктов стандартов «Евро – 4» и «Евро – 5» | Не выявлено |
Конкурентные преимущества | 1. Соответствие соотношению цены-качества 2. Высокотехнологичное оборудование 3. Использование собственного продукта для производственных нужд | Не выявлено |
Ценовые факторы | 1. Относительно невысокая стоимость 2. Высокое качество | 1. Приравнивание стоимости к конкурентным для конечного потребителя |
Таблица 7
Параметры оценки | Возможности | Угрозы |
Конкурентная среда | 1. Выход на рынки ЕС 2. Возможность занять свой сегмент рынка 3. Отвоевание доли рынка у конкурентов | 1. Появление производств, имеющих аналогичное соотношение цены-качества 2. Вытеснение производства конкурентами из рынка 3. Заговор между лидерами рынка с последующим демпингом |
Изменение технологий | 1. Оптимизация издержек 2. Кадровая оптимизация 3. Повышение качества продукта 4. Разработка нового патента | 1. Разработка конкурентами более дешёвой технологии 2. Моральное устаревание технологии |
Тенденции рынка | 1. Постоянный рост объёмов потребления 2. Увеличение количества конкурирующих производств 3. Увеличение доступности со стороны конечных потребителей | Не выявлено |
Законодательство и политическая среда | 1. Получение налоговых послаблений в виде льгот 2. Получение государственных заказов | 1. Необходимость лицензирования деятельности 2. Лоббирование интересов производителей конкурентов |
Экономическое положение страны, региона | 1. Большой внутренний рынок сбыта 2. Протекционистские меры по защите отечественных производителей от производителей стран ЕС | 1. Снижение покупательской способности населения 2. Рост издержек производства за счёт подорожания сырья, таможенных сборов, материалов и аутсорсинга |
Социально-демографические факторы | Миграционная тенденция населения – миграция в города – «миллионники» | 1. Высокая смертность 2. Низкая рождаемость |
Международная среда | 1. Прохождение СЕ сертификации 2. Получение сертификата ISO 9001 3. Конкурентоспособный уровень продукции за рубежом | Не выявлено |
Экологическая среда | Высокое энергопотребление | Повышение тарифов на электроэнергию |