Анализ производства и реализации автомобильного бензина
В 2011 году в России произведено 36,6 млн. т автомобильного бензина, из них высокооктановых марок бензина (Регуляр-92, Премиум-95 и Супер-98) – 32,8 млн. тн. (рисунок 2).
Рисунок 2 Структура производства автомобильного бензина[3]
В 2011 году по сравнению с 2005 годом производство автомобильного бензина в России выросло на 14,4%, а высокооктановых марок бензина – на 75,4%. Автомобильный бензин является топливом, преимущественно реализуемым на внутреннем рынке (рисунок 3).
Рисунок 3 Разграничение поставок на рынки автомобильного бензина
В 2011 году отгрузки автобензина на внутренний рынок выросли до 32,3 млн. т, а экспорт сократился до 4,1 млн. тн.
Доля внутреннего рынка в суммарных отгрузках в 2011 году составила 90,4%, экспорта – 9,6%.
Максимальная доля внутреннего рынка в суммарных отгрузках автомобильного бензина за анализируемый период наблюдалась в 2010 году и составляла 90,9%.
Отгрузки автомобильного бензина на внутренний рынок в анализируемом периоде росли, несмотря на кризисные явления в экономике страны, наблюдавшиеся в конце 2008 года в и 2009 году. В этом отношении рынок автомобильного бензина отличается от рынков всех остальных нефтепродуктов.
В 2011 году внутреннее потребление высокооктанового бензина составило 30,4 млн. т, увеличившись на 7,4% по сравнению с 2010 годом.
В 2011 году 89,6% в структуре внутреннего потребления приходилось на высокооктановые марки автобензина, и только 10,4% – на низкооктановый бензин. В 2009 году потребление высокооктанового бензина в России увеличилось на 6,3% по сравнению с 2008 годом и составило 26,9 млн. тн.
Рисунок 4 Сезонность реализации автомобильного бензина
Спрос на высокооктановый бензин в России характеризуется выраженной сезонностью. Повышенный спрос на топливо наблюдается в сезон с мая по сентябрь включительно, при этом пик потребления стабильно приходится на третий квартал (рисунок 4).
Автомобильный бензин – нефтепродукт, не ориентированный на поставку на экспорт. В 2011 году из России экспортировано 1,9 млн. т низко- октанового бензина (46,3% от общего объема экспорта) и 2,2 млн. т высокооктанового бензина (соответственно, 53,7%).
В 2010 году в структуре экспорта высокооктанового бензина 1,98 млн. т приходилось на Регуляр-92 (или 94% от общего объема), и лишь 118,3 тыс. т – на бензины Премиум-95 и выше (6%).
Таким образом, экспорт высокооктанового бензина из России почти полностью представлен маркой Регуляр-92, а объемы отгрузок за рубеж бензинов Премиум-95 и выше незначительны в абсолютном и относительном выражении.
Эта тенденция наблюдается для низкооктанового и высокооктанового бензина. В первом случае снижение объемов экспорта связано с не- востребованностью российского продукта на мировом рынке как товарного.
Экспорт автомобильного бензина из России сокращался до 2011 года. Новый технический регламент, начавший действовать с января 2011 года и фактически ограничивающий оборот на внутреннем рынке автомобильных бензинов класса ниже Евро-3, способствовал отправке на экспорт большого объема производимого высокооктанового бензина класса Евро-2. После принятия заградительной 90% пошлины объемы, отправляемые на экспорт, уменьшились.
Отгрузки высокооктанового бензина за рубеж снижаются в относительном выражении из-за роста спроса на внутреннем рынке.
Рисунок 5 Объемы экспорта автомобильного бензина
Не все российские НПЗ способны производить топливо в соответствии с требованиями Евро -5 (актуальный стандарт качества для Европы), а также автобензин, соответствующий американским спецификациям. Этот фактор ограничивает возможности производителей по реализации высокооктанового бензина на внешних рынках.
Начиная с 2008 года, роль экспорта высокооктанового бензина из России сводится к компенсации сезонного снижения внутреннего спроса зимой.
Основным потребителем автобензина в России является частный легковой автотранспорт. Согласно оценке Росстата, в 2011 году 96,9% автобензина было реализовано в розницу через автозаправочные станции.
Ориентированность рынка автомобильного бензина на население является одним из факторов, обеспечивающих ценовую неэластичность спроса.
В последние годы потребление высокооктанового бензина увеличивалось по мере роста численности и обновления легкового автопарка в России. При этом рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, и связанное с этим удорожание автобензина в России не приводит к снижению спроса на высокооктановый бензин на внутреннем рынке.