По проведению практических занятий №№19 - 30
Методические указания
По проведению практических занятий №№19 - 30
ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей
МДК 02.01. Управление коллективом исполнителей
Раздел 2. Оценка качества работ коллектива исполнителей
Для специальности:190631 Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта
Автор: Рыбалова И.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Практическое занятие № 19 2/1 | |
Практическое занятие № 20 | |
Практическое занятие № 21 | |
Практическое занятие № 22 | |
Практическое занятие № 23 | |
Практическое занятие № 24 | |
Практическое занятие № 25 | |
Практическое занятие № 26 | |
Практическое занятие № 27 | |
Практическое занятие № 28 | |
Практическое занятие № 29 | |
Практическое занятие № 30 | |
Список литературы |
Практическое занятие № 19
Продолжительность 2ч
Тема:Составление и анализ баланса рабочего времени
Цель:
- Приобретение практических навыковсоставления и анализа баланса рабочего времени.
- Формирования профессиональных и общих компетенций.
Теоретические основы
Баланс рабочего времени – это система показателей использования его одним среднесписочным работником в течение определённого календарного периода (обычно года). Он помогает определить эффективный (полезный) фонд времени одного сотрудника с учётом средней продолжительности рабочего дня, принятого режима работы; выявить резервы роста производительности труда; планировать численность персонала.
Рассчитывается баланс рабочего времени преимущественно на одного среднесписочного рабочего.
Рабочее время при составлении баланса распределяется по всем видам затрат, сведенным в три основные группы.
В первую группу входят затраты, характеризующие полезно используемое время, то есть время, отработанное по прямому назначению. Во вторую группу включается рабочее время, не использованное в производстве по уважительным причинам. Это неявки на работу (отпуска - очередные, дополнительные, по учебе, по беременности и родам; время выполнения государственных обязанностей и др.); перерывы внутри рабочего дня (перерывы для кормящих матерей, сокращенная продолжительность рабочего времени у подростков). Третью группу составляют потери рабочего времени (в целом и по отдельным их видам - неявки с разрешения администрации, прогулы, целодневные и внутрисменные простои).
Составляются плановые и отчетные (фактические) балансы рабочего времени. В плановом балансе рабочего времени обосновывается возможное изменение полезного фонда рабочего времени. При этом учитываются изменение числа дней неявок на работу по уважительным причинам и намечаемое уменьшение потерь рабочего времени. Анализ отчетного баланса рабочего времени позволяет выяснить причины отклонения фактического использования рабочего времени от плановых показателей и разработать меры, направленные на использование положительного опыта и устранение недостатков.
Разработка баланса рабочего времени важна также для анализа структуры фонда рабочего времени, выявления резервов более эффективного его использования в результате сокращения простоев, потерь времени как в целом по предприятию, так и по отдельным категориям персонала. В зависимости от конкретных условий труда на предприятии номенклатура статей баланса рабочего времени может изменяться. Укрупненная структура фонда времени одного рабочего приведена на рис. 5.1 (данные условные).
Трудовым законодательством РФ (ст. 91 ТК РФ) регламентируется продолжительность рабочей недели в часах (40 ч в качестве базового норматива). Однако для некоторых категорий работников законодательством предусмотрено сокращение продолжительности рабочего времени в неделю (ст. 92 ТК РФ):
• для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, - не более 36 ч.
Расчеты по определению баланса рабочего времени ведутся по данным наблюдениям.
Основными задачами изучения трудовых процессов являются:
1. Установление методом и приёмов выполнения труда, их продолжительности, условий осуществления труда.
2. Выявление и изучение наиболее рациональных приемов работы в целях обучения рабочих, выполняющих аналогичные приемы.
3. Установление затрат на отдых, обслуживание рабочего места, возможных перерывов в работе, непроизводительных затрат и их причин.
4. Разработка нормативов затрат рабочего времени для установления технически обоснованных норм времени, норм выработки.
Весь рабочий день рабочего делится на время работы и время перерывов.
Рис. 1. Укрупненная структура фонда рабочего времени одного рабочего в год
Фотография рабочего дня представляет собой наблюдение и фиксацию всех без исключения затрат рабочего времени и их длительности на протяжении смены.
Фотография рабочего дня позволяет:
- Составить фактический баланс рабочего дня с выделением подготовительно – заключительного и оперативного времени, времени на обслуживание рабочего места, времени отдыха и на личные надобности, потерь рабочего времени.
- Выявить причины потерь рабочего времени с последующей разработкой организационно – технических мероприятий по их устранению.
- Получить данные, необходимые для нормирования подготовительно – заключительного времени, времени на обслуживание рабочего места, времени отдыха и личных надобностей.
В зависимости от количества наблюдаемых лиц фотографии рабочего времени подразделяют на:
- индивидуальную (наблюдение за одним работником);
- групповую ( наблюдение за группой лиц, работающих независимо друг от друга);
- бригадную (наблюдение за группой лиц, связанных между собой выполнением одной работы).
Входной контроль
1. Дайте определение «Баланс рабочего времени»
2. В чём состоит сущность анализа баланса рабочего времени?
3. Сформулируйте определения:
· Календарный фонд рабочего времени;
· Номинальный фонд рабочего времени;
· Полезный фонд рабочего времени.
Задание
Исходные данные: таблица №1,№2
1. Каждому действию рабочего или перерыва присваивается индекс в соответствии с классификацией затрат рабочего времени (таблица № 1)
2. Исходя из полученных данных составляется фактический и нормативный баланс рабочего времени (таблица № 3)
3. Данные фактического баланса анализируются и делается вывод о том, как используется рабочий день, какие имеются перерывы и потери рабочего времени. Для этого рассчитываются показатели использования рабочего времени.
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ №3
Фотографии рабочего дня
Операция: участок подготовки информации на машине
Цех, сектор, участок | Условия работы | Фамилия наблюдателя | |||||
Отдел подготовки информации на машинных носителях. | Нормальные | Михайлов А.М. | |||||
Ф.И.О. оператора | Табельный номер | Наименование ТС | Должность. | ||||
Грознов К.А. | КамАЗ | Водитель | |||||
Дата наблюдения. | Начало наблюдения. | Конец наблюдения. | Продолжительность наблюдения. | ||||
16.03.2001 | 11.00 | 19.00 | 7.00 | ||||
№ | Что наблюдалось | Текущее время | Продолжительность | Индекс | |||
Включение ТС | 0.3 | 0.3 | ОБ-1 | ||||
Загрузка ТС | 4.5 | 4.2 | ОБ-3 | ||||
Разбор документов на АРМ | 40.2 | 35.7 | ПЗ-3 | ||||
Перекур | 47.5 | 7.3 | ПО-1 | ||||
Получение задания | 60.0 | 12.5 | ПЗ-1 | ||||
Работа на ТС | 120.0 | 60.0 | ОП | ||||
Производственная гимнастика | 130.0 | 10.0 | ОТ | ||||
Работа на ТС | 273.6 | 143.6 | ОП | ||||
Разговор по телефону | 289.3 | 15.7 | ПО-1 | ||||
Вызов механика | 300.0 | 10.7 | ПН-2 | ||||
Работа на ТС | 311.8 | 11.8 | ОП | ||||
Сдача работы | 382.0 | 70.2 | ПЗ-4 | ||||
Разбор документов на АРМ | 406.8 | 24.8 | ПЗ-3 | ||||
Ожидание работы | 417.6 | 10.8 | ПН-1 | ||||
Выключение ТС | 420.0 | 2.4 | ОБ-1 | ||||
ИТОГО: | 420.0 мин. | ||||||
Исходные данные
Таблица 1.
Содержание затрат рабочего времени | варианты | |||||||||||||||||||
индекс | ||||||||||||||||||||
Затрата времени, мин | ||||||||||||||||||||
1. опоздание к началу рабочей смены | 0,5 | - | - | - | - | |||||||||||||||
2. получение наряда, инструктаж | 10,5 | |||||||||||||||||||
3. знакомство с чертежами | ||||||||||||||||||||
4. получение деталей инструмента | ||||||||||||||||||||
5. выполнение ремонтных работ | 350,5 | |||||||||||||||||||
6. посторонний разговор с товарищем | - | - | ||||||||||||||||||
7. отсутствие на рабочем месте по личным надобностям | ||||||||||||||||||||
8. простой из-за неисправности крана, отсутствие электроэнергии | ||||||||||||||||||||
9. установка отремонтированного узла в рабочее положение | ||||||||||||||||||||
10. регулировка | ||||||||||||||||||||
11. сдача деталей, инструмента | ||||||||||||||||||||
12. уборка рабочего места | ||||||||||||||||||||
13. закрытие наряда | ||||||||||||||||||||
итого | ||||||||||||||||||||
Таблица 2.
Индекс | Наименование затрат времени | Нормативные затраты, % к плану |
1. ПЗ | Подготовительно – заключительное время | |
2. ОП | Оперативное время | 80,5 |
3. ОБС | Обслуживание рабочего места | 2,5 |
4. ОТЛ | Перерывы на отдых и личные надобности | |
ИТОГО | 100% |
Таблица 3.
Индекс | Наименование затрат времени | Фактические | Нормативные | ||
Мин. | % к итогу | Мин. | % к итогу | ||
ПЗ | Подготовительно – заключительное время | ||||
ОП | Оперативное время | 80,5 | |||
ОБС | Время обслуживание рабочего места | 2,5 | |||
ПНР | Перерывы, независящие от рабочих | - | - | ||
ПЗР | Перерывы, зависящие от рабочих | - | - | ||
ОТЛ | Перерывы на отдых и личные надобности | ||||
4. Определяется коэффициент использования рабочего времени:
Кисп.= (Тпз.+ Топ.+ Тобс.+ Тотл.)* 100%
Тмс.
Где Тпз. - подготовительно – заключительное время;
Топ - оперативное время;
Тобс - время обслуживание рабочего места;
Тотл - время на отдых и личные надобности, если фактические перерывы меньше нормативов; или в пределах норматива;
Тмс. – продолжительность рабочей смены.
5. Определяются показатели перерывов рабочего времени:
5.1 Перерывы, вызванные нарушением производственного процесса ( не зависящие от рабочего ).
Кпнр = Тпнр * 100%
Тсм
Где Тпнр – перерывы не зависящие от исполнителя (рабочего).
5.2 Перерывы из-за нарушения трудовой дисциплины и время непроизводительной работы (зависящие от рабочего):
Кпрз = (Тпзр + ( Тотл – Тотл)) * 100%
Тсм
Где Тпзр – потери времени, зависящие от рабочего.
6. Возможное повышение производительности труда за счет устранения потерь времени рассчитывается по формуле:
К1 = (Тпнр+ Тпзр) * 100%
Тсм
Где К1 – улучшение использования рабочего времени, %
К2 = К1 * 100 %
100 – К1
Где К2 – процент возможного повышения производительности труда, %
Выходной контроль
Проанализируйте баланс рабочего времени и сделайте вывод о том, как используется рабочий день, какие имеются перерывы и потери рабочего времени. Предложите вывод по улучшению использования рабочего времени, повышению производительности труда.
Практическое занятие № 20
Продолжительность 2 ч.
Тема: Расчет фонда оплаты труда, заработной платы различных категорий
работников.
Цель:
- Приобретение практических навыков в расчете фонда оплаты труда, заработной платы различных категорий работников.
- Формирования профессиональных и общих компетенций.
Теоретические основы
Определение годового фонда заработной платы водителей
Фонд основной заработной платы водителей определяется с учетом систем и форм оплаты труда, устанавливаемых АТП самостоятельно. На АТП применяется повременная, повременно-премиальная и сдельная система оплаты труда, в том числе со сдельными расценками за 1 т и 1 ткм, за автомобиле-часы в наряде и общий пробег автомобиля, а также по нормативу с рубля выручки.
Повременная и повременно-премиальная системы оплаты труда применяются для водителей специальных автомобилей, которые осуществляют внутрипроизводственные технологические перевозки, доставку мелких партий грузов с большим числом заездов и хозяйственное обслуживание предприятия. Для водителей, работающих на повременной оплате, премия устанавливается до 15 % в зависимости от качества и срока выполненного задания. Для повышения материальной заинтересованности водителя в использовании прицепов его тарифная ставка увеличивается на 20 %.
Исходными данными для расчета фонда повременной заработной платы водителей Фповр зп могут быть автомобиле-часы в наряде Ачн и часовые тарифные ставки водителей Сч:
Фповр.зп = Ачн∙Сч
Фонд сдельной заработной платы, Фзпсд, руб.:
Фзп.сд.= QТ∙СТ + РТКМ∙СТКМ,
где Ст, Сткм — сдельные расценки за 1 т и 1 ткм соответственно, руб.
QТ – объём перевозок, т.
РТКМ – грузооборот, ткм.
Расценка за 1 т перевезенного груза:
СТ= Нт∙ Смин
где Нт — норма времени простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку, мин.
,
где tnp — время простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку, мин;
Смин — минутная тарифная ставка, руб.
q – грузоподъёмность автомобиля, т.
y – коэффициент статистического использования грузоподъёмности.
Минутная тарифная ставка определяется по формуле:
,
где См — месячная тарифная ставка, руб.;
FM — фонд рабочего времени водителя в месяц, час.
Сдельная расценка за 1 ткм транспортной работы:
Сткм = Нткм∙Смин
где Нткм— норма времени на 1 ткм, мин.
где tдв — время движения автомобиля, мин (при расчете Нткм принимаем tдв = 60 мин).
VT – средняя техническая скорость, км/ч.
β – коэффициент использования пробега.
Надбавка за классность водителей Нкл, руб.:
нкл = фвр.в • сч •(0,1• nb.2 + 0,25 • nb1),
где NB1, NB 2 — количество водителей первого и второго классов соответственно.
Фвр.р - годовой фонд рабочего времени на 1 водителя = 1840ч.
Доплата за бригадирство ДБр, руб.:
Дбр = Nбр. Фвр.р .Сч.Р/100,
где Nбр — количество бригадиров, чел.;
Р — процент доплаты (при Nбр< 10 чел., Р = 10 %; N6P> 10 чел., Р = 15 %).
Доплата за работу в ночное время Дноч, руб.:
Дноч = 1/7 ∙Чноч∙Сч
где Чноч — число часов работы в ночное время (с 22 до 6 часов).
Премии водителям Пр начисляются в процентах р от сдельной (повременной) заработной платы:
Пр = ∙Фзп.сд
Фонд основной заработной платы водителей с учетом доплат и надбавок:
Фзп = Фзп.сд + Нкл + Дбр + Дноч + Пр
Годовой фонд заработной платы представляет собой сумму выплат работникам данного предприятия за год.
Среднемесячная заработная плата водителя ЗПСр:
где 12 — количество месяцев в году.
Nв – число водителей.
Единый социальный налог (ЕСН) НСф:
НСФ = р ∙ Фзп.сд
где р — процент отчислений во внебюджетные фонды, установленный в соответствии с действующим законодательством.
Определение годового фонда заработной платы основных производственных рабочих
Данный расчет производится на основании годовой трудоемкости Тг по видам услуг Т.* квалификации исполнителей, применяемой системы оплаты труда и премирования. Часовая тарифная ставка устанавливается по тарифно-квалификационному справочнику и тарифной сетке.
Фонд сдельной заработной платы рассчитывается следующим образом:
ФЗПСД = ССР • Тг,
где Сср — средняя часовая тарифная ставка рабочего, руб.
ССР = (NH∙Сср.н + NBp • Ссрвр) / (NH + NBP),
где NH, NBP — численность рабочих с нормальными и вредными условиями труда соответственно, чел.;
С ср н, С ср ВР — средняя часовая ставка для рабочих с нормальными и вредными условиями труда соответственно, руб.
Сср.н =
где Сi, Nнi — соответственно часовая тарифная ставка и число рабочих i-ro разряда с нормальными условиями труда, руб.
Cср.вр = к ∙ Сср.н
где к — коэффициент доплаты за вредные условия труда.
Доплата за бригадирство:
ДБр = Nбр ∙ фбр в∙Сч ∙ р / 100,
где Nбр — количество бригадиров, чел.;
р — процент доплат.
Доплата за работу в ночное время:
Дн = 0,15• Чн • Сср,
где 0,15 — величина доплаты;
Чн — число часов работы в ночное время (с 22 до 6 часов).
Фонд основной заработной платы производственных рабочих определяется по формуле:
Фосн = фзпсд + дбр + дн+пр,
где Пр — премия ремонтным рабочим, установленная за выполнение норм выработки и качество труда в процентах от сдельной заработной платы.
Годовой общий фонд заработной платы рабочих АТП:
ФОБЩ = Фосн + Фдоп
Среднемесячная заработная плата производственного рабочего составляет:
ЗП СР.Р = Ф0БЩ/(12∙NРР)
Начисления единого социального налога НСф:
НСФ = р ∙ Фобщ
где р — процент отчислений во внебюджетные фонды, установленный в соответствии с действующим законодательством.
ГОДОВОЙ ФОНД ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОЧИХ
Для вспомогательных рабочих традиционно применяется повременно-премиальная система оплаты труда, и фонд прямой заработной платы для них рассчитывается по формуле:
Фп.всп= Nвсп • Фр.вр.всп ∙ Сч.всп
где NBcn — количество вспомогательных рабочих;
Сч всп — часовая тарифная ставка (принимается по 2-му разряду производственного рабочего);
Фр ВР всп — фонд рабочего времени вспомогательных рабочих, ч.
Расчеты общего фонда заработной платы вспомогательных рабочих производятся по формулам аналогично тем, по которым выполнены соответствующие расчеты для основных производственных рабочих.
Входной контроль:
тест:
1.Что является недостающей составляющей формулы определения повременной заработной платы рабочего: ЗП повр. = Счас •?
a. Норма выработки
b. Отработанное время
c. Норма обслуживания
2.Какие особенности характерны для сдельной формы оплаты труда?
a. Оплата труда в соответствии с количеством изготовленной продукции
b. Оплата труда в соответствии с количеством отработанного времени
c. Оплата труда в соответствии с должностными окладами
d. Выплата премии за качественное выполнение работы
3.Какие особенности характеризуют повременную форму оплаты труда?
a. Оплата труда в соответствии с количеством, изготовленной продукции
b. Оплата труда в соответствии с должностным окладом
c. Оплата труда в соответствии с отработанным временем
d. Выплата премии за качественное выполнение работы
4.Какие особенности характерны для использования аккордной системы оплаты труда?
a. Наращивание объема перевозок
b. Улучшение качества перевозок
c. Экономия времени при выполнении задания
d. Рост производительности труда
e. Снижение себестоимости
5.Что относится к дополнительной заработной плате?
a. Оплата больничных листов
b. Оплата труда за выполненные перевозки по действующим тарифам
c. Оплата неотработанного времени, предусмотренного трудовым законодательством
d. (оплата выходного пособия, оплата отпусков, оплата перерывов кормящим матерям и др.)
e. Оплата труда по должностным окладам
f. Оплата труда за отработанное время
Ход работы:
Опираясь на теоретические основы, рассчитайте фонд оплаты труда, заработную плату водителей, основных производственных рабочих и вспомогательных рабочих. Результаты расчётов занесите в таблицы 1, 2, 3 соответственно, заполнив пустые графы.
Таблица 1 расчет фонда заработной платы водителей
|
Таблица 2
Расчет фонда заработной платы ремонтных рабочих
|
Таблица 3
Расчет общего фонда заработной платы вспомогательных рабочих
|
Выходной контроль:
Проанализируйте порядок расчёта фонда оплаты труда и схематично изобразите расчёт фонда оплаты труда .
Практическое занятие № 21
Продолжительность 2 ч.
Тема: Проработка порядка оформления и учета путевых листов
Цель:
- Приобретение практических навыков в порядке оформления и учета путевых листов
- Формирования профессиональных и общих компетенций.
Теоретические основы
Путевой лист грузового автомобиля является основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Для грузового автотранспорта постановлением Госкомстата России 28.11.1997 г. N 78 утверждены две формы путевых листов - форма N 4-с и форма N 4-п.
* Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам.
* Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в терние одного рабочего дня (смены) водителя.
Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией-владельцем автотранспорта счета заказчику. К счету прилагается соответствующий отрывной талон. Путевой лист остается в организации-владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.
В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.
Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-владельца автотранспорта и заказчики. Следует помнить, что участие в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении автомобиля).
Путевые листы по формам N 4-с и N 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на един рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.
Заполнение путевого листа осуществляется в следующей последовательности:
1. Под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в журнале.
2. В строке "Режим работы" записывается код, соответствующий режиму работы (работы в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.
3. В строках "Колонна", "Бригада" записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.
4. В строках, посвященных автотранспортному средству, записывают марку, государственный номер, а также его гаражный номер.
5. В строках, посвященных водителю, записываются фамилия, инициалы, табельный номер, присвоенный работнику в транспортной организации, номер удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу.
6. В строках, посвященных лицензионной карточке, указываются сведения о ее виде (стандартной, ограниченной), регистрационном номере и серии.
7. В строках "Прицепы" записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.
8. В строке "Сопровождающие лица" записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).
9. В разделе "Работа водителя и автомобиля" - сведения о выезде и возвращении автомобиля по графику.
10. В разделе "Задание водителю":
В графе 18 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.
В графе 19 "Время прибытия" записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.
В графах 20-21 (адреса пунктов погрузки и разгрузки) указывается, откуда взять груз и куда его доставить согласно заявке, разовому заказу заказчика или по условиям договора.
В графе 22 "Наименование груза" записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.
В графе 23 "Количество ездок с грузом" на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.
В графе 24 "Расстояние" записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показаниям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортной организации и заказчика.
В графе 25 "Перевезти тонн" записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.
Право изменения задания, указанного в разделе "Задание водителю", имеет только автотранспортная организация. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортной организацией изменить задание.
11. На лицевой стороне путевого листа в строке "Выдать горючее" записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.
В строке "Подпись диспетчера" диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.
Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:
1. В разделе "Движение горючего" в графах 9, 10 и 11 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывают количество выданного горючего.
2. На лицевой стороне лицом, уполномоченным транспортной организацией осуществлять предрейсовый медицинский осмотр, своей подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.
3. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 5 "Показания спидометра" механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 "Время фактическое" штамп-часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп-часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.
4. В разделе "Движение горючего" в графе 12 "Остаток при выезде" механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.
5. В строках, посвященных технической исправности автомобиля, механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража. В строках, определяющих водителя, принявшего автомобиль, водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.
Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности:
1. В разделе "Последовательность выполнения задания" формы N 4-с:
1.1. В графе