Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия

Разработка и анализ основных технико-экономических показателей являются завершающим этапом проектирования, обеспечивающим эко­номическую оценку спроектированного или реконструированного пред­приятия.

Проектируемые предприятия должны иметь высокие показатели про­изводительности труда, использования площадей и производственных фондов, рентабельности и качества капитального ремонта. Оценка эф­фективности проекта производится путем сравнительного анализа тех­нико-экономических показателей проектируемого предприятия и луч­ших отечественных и зарубежных предприятий с аналогичной специа­лизацией.

При оценке проекта реконструкции существующего авторемонтно­го завода в круг анализируемых показателей включаются технико-экономические показатели данного предприятия до его реконструкции.

Все технико-экономические показатели подразделяются на две груп­пы: исходные (абсолютные) и производные (относительные, или удель­ные).

Исходные (абсолютные) показатели — это совокупность данных, определяющих производственные возможности спроектированного предприятия. К абсолютным показателям относятся объем производ­ства, состав работающих, площади, капитальные вложения и другая обобщающая информация. В отличие от абсолютных показателей, кото­рые индивидуальны для каждого предприятия и трудно сопоставимы даже для авторемонтных заводов одного профиля, удельные показате­ли позволяют сравнивать работу различных предприятий между собой и с проектными данными.

Абсолютные и удельные показатели измеряются в натуральных и стоимостных единицах.

Номенклатура абсолютных и удельных показателей и методика их определения представлены в таблице 6.3.

Таблица 6.3 - Технико-экономические показатели авторемонтных предприятий

Показатель Методика определения показателя  
ИСХОДНЫЕ (АБСОЛЮТНЫЕ) ПОКАЗАТЕЛИ
Годовой выпуск продукции: номенклатура готовых изделий, шт.; продукция в приведенных капитальных ремонтах, шт. Приводится номенклатура и количество ре­монтируемых и изготавливаемых изделий, пре­дусмотренных специализацией авторемонтного предприятия. В качестве основной модели по всем типам авторемонтных предприятий (за исключением мотороремонтных и узкоспециализированных заводов) принят полнокомплектный автомобиль ГАЗ-ЗЗО7: Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru где Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru - годовая программа по отдельным ремонтируемым объек­там; Каг - коэффициент приведения капитально­го ремонта агрегатов к полнокомплектному ав­томобилю той же модели; Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru — коэффициент приведения капитального ремонта полноком­плектного автомобиля к основной модели.  
объем выпуска продукции в оптовых ценах, руб. В состав продукции проекта включается по неизменным оптовым ценам стоимость готовых изделий по номенклатуре, предусмотренной программой, и восстановленных покупных из­ношенных узлов и деталей для реализации: Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru где Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru - оптовые неизменные цены соответствующих объектов, руб.  
Состав работающих, чел.:    
производственных Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где Тгр - годовая трудоемкость работ, чел.-ч; Фр - годовой фонд времени рабочего, ч  
вспомогательных Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где α - процент вспомогательных рабочих по отношению к количеству производственных рабочих, %.  
ИТР, служащих Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru где α' — процентное отношение ИТР и служа­щих к числу рабочих, %.  
всего работающих РΣпрвИТРиСл  
средний тарифный разряд производст­венных рабочих Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru где Сi- тарифные разряды рабочих; Ri - количество рабочих каждого тарифного разряда.  
Коэффициент смен­ности рабочих: по заводу; по производствен­ным участкам Коэффициент сменности характеризует ко­личество рабочих, ежедневно использующих одно рабочее место. Этот показатель рассчиты­вается по всему заводу и его производственным подразделениям: Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где R1, R2, R3 - коли­чество человеко-дней, отработанных в I, II и III сменах соответственно; Rmах - количество чело­веко-дней, отработанных в наибольшей смене  
Площади: общая площадь участка, га   Общая площадь участка промышленной площадки определяется в пределах ограждения. Если завод расположен на нескольких изолиро­ванных территориях, то указывается сумма их площадей.  
площадь застройки, м2 Площадь участка, занятая зданиями и со­оружениями: Fз=Fзд+ Fc + Fскл + Fc.c + Fб.п, где Fзд - площадь производственных зданий и со­оружений в плане, м; Fc — площадь, занятая подземными и полуподземными сооружениями, м2; Fскл - площадь открытых складов и навесов (площадка для хранения ремонтного фонда), м2; Fc.c - площадь спецсооружений (дымовые тру­бы, очистные сооружения и т.д.), м2; Fб.п - пло­щадь бытовых помещений, м2.  
плотность застрой­ки территории, % Отношение площади застройки к площади участка Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где Fуч - общая площадь участка, га  
Оборудование: общее число метал­лорежущих станков, шт.; мощность всех токо­приемников, кВт: установленная; потребляемая; коэффициент спро­са токоприемников Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где Тгр- годовой объем станочных работ, чел.-ч; Фо - годовой фонд работы обору­дования, ч Установленная мощность токоприемников включает мощность всех низковольтных и высоковольтных токоприемников. Потребляемая мощность всех токоприемников указывается без учета резервной нагрузки. Коэффициент спроса определяется путем деления потребляемой на установленную мощность  
Общая трудоемкость годовой программы по капитальному ремонту автомобилей и агрегатов, чел.- ч Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru где Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru - трудоемкость капитального ремонта единицы ремонтного фонда, чел.-ч  
Капитальные вложе­ния в производственные фонды, руб. К = Кзд+ Коб + Кин + Кп.п + К х.и, где Кзд - стоимость зданий, руб.; Ко6 - стоимость обору­дования, руб.; Кин- стоимость инструмента, руб.; Кп.п — стоимость приборов и приспособле­ний, руб.; К х.и- стоимость хозяйственного инвентаря, руб.  
УДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  
Годовой выпуск продукции в оптовых ценах, руб.    
на одного работаю­щего Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где Вп - стоимость выпус­каемой продукции за год, руб.; РΣ - общая численность производственного персонала, чел.;  
на одного рабочего Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru - общая числен­ность рабочих, чел.;  
на 1 руб. основных фондов (фондоотда­ча) Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где К - стоимость основ­ных производственных фондов ремонтного предприятия, руб.;  
на 1 м2 производственной площади Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru – производственная площадь предприятия (площадь, занятая обору­дованием, рабочими местами, транспортным оборудованием, проходами), м2  
Годовой выпуск в приведенных капи­тальных ремонтах:    
на одного работающего Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru  
на одного рабочего Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru  
на 1 м2 производст­венной площади Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru  
Уровень механизации производственных процессов, %:    
степень охвата рабочих механизированным трудом; Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где Rм - число рабочих, занятых механизированным трудом, чел.; Rобщ — об­щая численность рабочих на предприятии, чел.  
уровень затрат механизированного труда в общих трудовых затратах Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где - Тм объем работ, выполняемых с помощью механизированных инстру­ментов и приспособлений, имеющих электриче­ские, гидравлические, пневматические или дру­гие виды приводов, чел.-ч; Тобщ - общая трудо­емкость работ по плану годовой загрузки пред­приятия, чел.-ч.  
уровень механизации и автоматизации производственных процессов Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где kр - коэффициент простейшей механизации для ручного механизированного инструмента; kп -коэффициент производительности оборудования; Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru - число рабочих, выполняющих работу ручным способом, чел.  
Уровень энерговооруженности труда: коэффициент энерго­вооруженности труда на одного рабочего в наибольшую смену, кВт Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru - суммар­ная мощность установленных на предприятии энергоустановок, кВт; Rсм - число рабочих в наибольшую по численности смену, чел.  
годовой расход элек­троэнергии на одного производст­венного рабочего, кВт-ч Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где Эф - электрическая энер­гия, потребляемая предприятием за год, кВт-ч  
Чистая прибыль, руб. Пчбал-ΣН, где Пбал - балансовая при­быль, руб., ΣН - налоги, отчисляемые в бюджет, руб.  
Рентабельность капи­тальных вложений, % Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru , где К - капитальные вложе­ния в производственные фонды, руб.  
Срок окупаемости капитальных вложе­ний, лет Технико-экономические показатели авторемонтного предприятия - student2.ru  
       




Наши рекомендации