Формы, методы и инструменты государственного регулирования

Методы ГРЭ – это способы государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор с целью создания условий для эффективного функционирования в соответствии с направлениями ГЭП.

Методы ГРЭ делятся: по форме влияния:

- методы прямого воздействия – непосредственно действуют на субъектов рынка посредством инструментов административно-правового характера.

- методы косвенного воздействия – это методы которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно с помощью создания определенной экономической среды, которая заставляет их действовать нужном направлении

По характеру взаимодействия с экономической средой государство может быть экзогенным и эндогенным фактором.

В первом случае государство существует как внешняя, задающая обязательные условия экономического развития, оболочка. Государство координирует экономику через выпуск различного уровня нормативных актов, как строго административного характера, так и документов которые регламентируют поведение субъектов рынка опосредованно,

Действия государства, как эндогенной составляющей выражается в участии в экономических процессах, как равноправного субъекта.

Регулирующую функцию государство может осуществлять, через два указанных вида участия. Схематично эти отношения представлены на рисунке

Методы прямого воздействия

Формы, методы и инструменты государственного регулирования - student2.ru

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Основные объекты государственного регулирования экономики это:

- экономический цикл;

- секторальная, отраслевая и локальная структура хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость и безработица;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены и их колебания;

- условия конкуренции;

- социальные отношения, социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда и регулирование экологии;

- внешнеэкономические и политические связи.

Государственный бюджет является ведущим звеном государст­венных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.

БЮДЖЕТ — это смета (баланс) доходов и расходов.

Доходные статьи бюджета:

• налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные нало­ги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссуд­ного фонда .

Расходные статьи бюджета:

• финансирование экономики, социально-культурные програм­мы, НИОК- и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

В организации финансовой системы существует два принципа:

ПЕРВЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ЦЕНТРАЛИЗ­МОМ и присущ административно-командной системе (в прошлом-СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания централь­ных финансовых органов.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП НАЗЫВАЕТСЯ ФИСКАЛЬНЫМ ФЕДЕ­РАЛИЗМОМ. Он утвердился в странах с развитой рыночной эконо­микой и предполагает, что местные бюджеты не входят своими дохо­дами и расходами в государственный бюджет. Местные органы вла­сти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т.д.

Различают два состояния госбюджета.

НОРМАЛЬНОЕ, если расходная часть госбюджета равна доход­ной.

ДЕФИЦИТНОЕ, если расходы превышают доходы.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Конверсия.

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

Существует ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБА ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение на­логообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печата­ние денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является про­стым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослаб­ляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

В экономической теории имеется несколько подходов к реше­нию проблемы бюджетного дефицита.

ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРОВАТЬСЯ ЕЖЕГОДНО. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Напри­мер, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить госу­дарственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокра­щение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. , следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излиш­ки, правительство должно, либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-тре­тьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит ин­фляцию.

Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антицик­лическим, а проциклическим.

ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРОВАТЬСЯ НЕ ЕЖЕГОДНО, А В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИК­ЛА. Например, в стране — экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее по­ложительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появив­шийся в период спада.

Вывод: Бюджет балансируется не за 1 год, а в период цикла.

ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ: целью государственных финансов яв­ляется обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства — поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой де­фицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую кон­цепцию.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Наши рекомендации