Определение управления производством
Когда вопрос определения управления производством был задан управляющим десяти производственных компаний, ответы были следующими:
· “Это сердце моего бизнеса”,
· “Это то, для чего мы существуем – производство продукции”,
· “Большая часть моих вложений идет в процесс производства”,
· “Это львиная доля моей зарплаты”,
· “Управляющий производством – моя правая рука”,
· “Если мы не наладим производство, бизнеса не будет”.
Если все эти ответы проанализировать и выразить в виде обобщенных утверждений, получится приблизительно следующее: производство– это
1. процесс переработки или преобразования;
2. предназначено для изготовления товаров или продуктов;
3. предполагает наличие профессиональных знаний и умений;
4. требует сложного сочетания решений, действий и умений;
5. представляет основную область для инвестиций в бизнесе;
6. отвечает за большую часть подбора кадров;
7. является основной задачей управления;
8. основное средство удовлетворения запросов потребителя;
9. являет собой решающий фактор прибыльности и роста.
Перечень не является исчерпывающим, но утверждения достаточно типичны и свойственны любым производственным видам бизнеса. Следующее определение обозначим как итоговое: “Управление производством – единственная по-настоящему сложная часть нашего бизнеса, но это наше профессиональное умение позволяет работать лучше, чем другие”.
Производство – это создание товаров и услуг. Производственный менеджмент (production management) – является деятельностью, включающей в себя планирование, координирование и практическое исполнение всех действий по созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги). В производящих фирмах производственная деятельность по созданию товаров очевидна, например, телевизоры или грузовики. Для такой деятельности лучше всего использовать термин производственный менеджмент. В других организациях, не создающих физические товары, производственные функции менее очевидны. Например, это работа в банке, офисе аэрокомпании или вузе. Товар в этом случае может иметь такие формы, как машинное чтение знаков на бумаге, заполнение мест в самолетах или учебном заведении. Назовем эту деятельность компаний сервисом. Производственная деятельность в этих организациях осуществляется, как правило, в виде операций и формулируется как «операционный менеджмент». Производственные менеджеры управляют созданием товаров и услуг, которые обогащают экономику. Производственные оменеджеры принимают решения, которые необходимы для преобразования ресурсов в товары и услуги.
Производственная функция предприятия включает в себя все действия, непосредственно связанные с производством товаров или услуг. Производственная функция существует не только в производственных или сборочных процессах на промышленном предприятии, производящем товары, но и в таких областях деятельности как здравоохранение, транспорт, общественное питание и торговля, которые ориентированы в основном на обслуживание. Один из аспектов производства – преобразование ресурсов, которые приобретает предприятие, в товары, которые затем с успехом продаются потребителям. Это предполагает, что потребители считают ваши товары более ценными по сравнению с конкурирующими товарами. Поэтому можно рассматривать производство как процесс переработки, который добавляет ценность (рис.1).
Рис. 1. Производство как процесс переработки для добавления стоимости
Возможно, это наиболее упрощенное определение производства, но оно дает практическое объяснение и служит основой экономической модели изготовления. Рассмотрим эти практические вопросы производства, начиная с исследования того, что мы подразумеваем под ресурсами, процессами переработки и готовой продукцией.