Модуль 1. Функции и задачи производственного менеджмента

Модуль 1. Функции и задачи производственного менеджмента

Тема 1.1 Производственный менеджмент в системе управления предприятием.

1 Определение управления производством

2 Производственная функция предприятия

3 Задачи курса производственного менеджмента

4 Производственный менеджер и процесс управления

Что такое “ресурсы на входе”?

С точки зрения производства “ресурсы на входе” можно разделить на три категории:

· исходные ресурсы, которые закупаются для использования в процессе производства;

· заказы,полученные от клиентов;

· виды на будущее, которые менее ощутимы, но одинаково важны и определяются самой организацией и внешней средой.

1-я категория “ресурсов на входе” – исходные ресурсы

Исходные ресурсы закупаются или поставляются, с тем, чтобы процесс производства функционировал. Они имеют множество форм: некоторые полностью потребляются в производственном процессе, другие представляют собой долгосрочные (основные) фонды, например производственное оборудование. В перечень исходных ресурсов входят: материалы, компоненты, люди, помещения, основные фонды – машины, оборудование и т.п., энергия, существующие знания, новая информация (ноу-хау).

Я категория “ресурсов на входе” – заказы

Заказы потребителей являются самым ощутимым свидетелем их потребностей. Производство не может функционировать без такого важнейшего ресурса, как потребности или запросы потребителей. Производственный процесс предназначен отвечать наилучшим образом определенным запросам и производить определенные типы товаров. Чем точнее адаптирован выход производства к потребностям потребителя, тем эффективнее будет процесс переработки.

Задачи курса производственного менеджмента.

Важность управления производством для самих предприятий и для общества в целом достаточно очевидна: потребление товаров и услуг является неотъемлемой частью нашего общества. Управление производством отвечает за создание этих товаров и услуг. Предприятия существуют прежде всего для того, чтобы обеспечивать услуги или производить товары. Следовательно, производство – ядро рабочей системы. Без него были бы не нужны все остальные функции – предприятие не имело бы цели и смысла.

Изучение курса производственного менеджмента позволяет представить:

1. как можно организовать собственное продуктивное предприятие;

2. как производятся товары и услуги;

Мы изучаем ПОМ, так как это затратная часть организации.

Эта затратная составляющая показывает реализацию функции ПМ как главное направление деятельности организации. Эти затраты в процентах расходов на ПМ–функции в разных видах бизнеса (от 40 до 80%) . Из этого следует, что ПМ обеспечивает наибольшие возможности для организации при ее стремлении к прибыльности или при увеличении ее спо­собности к выживанию.

Итак, развитие любой фирмы и уровень ее конкурентоспособности в огромной степени зависят от того, насколько удачно организовано ее управление производственными ресурсами.

Организации (предприятия) создаются для производства товаров или услуг. Они могут быть коммерческими и некоммерческими. Их цели, изделия и услуги могут быть сходны или, соответственно, различны. Тем не менее, их функции и способы действия похожи.

При производстве товаров и услуг все фирмы выполняют три основные функции, три основных направления деятельности: маркетинг, производство и финансы Эти три функции исполняют различные, но связанные между собойдействия, необходимые для успешной работы предприятия.

Эти функции взаимодействуют между собой для достижения общей цели организации, и каждая из них вносит свой важный вклад. Успех предприятия зависит не только от того, насколько хорошо реализуются эти функции, но и от того, насколько хорошо они взаимодействуютдруг с другом. Например, в промышленности необходимо, чтобы производство и маркетинг работали вместе. Иначе маркетинг продвигает товары, не выгодные для производства, или же производство поставляет изделия, на которые нет спроса. Подобным образом сотрудники финансового и производственного отделов должны работать в тесном контакте, иначе средства на новое оборудование или расширение производства не окажутся в нужный момент в наличии.

Производственная стратегия

Общая стратегия организации определяет направление деятельности организации в целом. Производственная стратегия имеет меньший радиус действия и характеризует производственный аспект деятельности компании.

К производственной стратегии относятся разработка решений по товарам, процессам, методам и ресурсам производства, качеству и ценам, срокам изготовления и графикам работы. Для того, чтобы производственная стратегия была действительно эффективной, важно привязать ее к общей стратегии компании; то есть эти две стратегии не должны вырабатываться отдельно, изолированно друг от друга. Наоборот, общая стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны производства, усиливая первые и по возможности устраняя последние. В свою очередь, производственная стратегия должна быть согласована с общей стратегией, и формулироваться таким об­разом, чтобы отвечать задачам и целям компании в целом. Для этого необходимо, чтобы руководители компании работали в контакте со всеми функциональными отде­лами и формировали стратегии, не конфликтующие, а дополняющие и поддерживаю­щие друг друга и общее целое. Все это, казалось бы, очевидно, — однако на практике так бывает далеко не всегда. Иногда мы видим борьбу за власть между различными функциональными отделами компании. Эта борьба вредна для ор­ганизации, потому что она настраивает функциональные подразделения друг против друга, вместо того чтобы сфокусировать их энергию на достижении единой цели: сде­лать компанию более конкурентоспособной и лучше обслуживать потребителя. Неко­торые новые подходы, например, создание команд менеджеров и рабочих, показыва­ют все возрастающее осознание преимущества совместной работы перед внутренней конкуренцией.

Производственная стратегия во многом обеспечивает конкуренто­способность организации. Если она хорошо разработана и хорошо выполнена, то есть все шансы успешной работы организации, если она плохо разработана или выполнена, то гораздо меньше шансов, что компания преуспеет.

Стратегиче­ские решения имеют долгосрочную тенденцию (более года) для внедрения. Тактические решения — это те, которые можно модифицировать, существенно изменять в течение года или меньше. Сгруппируем задачи ПМ в стратегические и тактические решения следующим образом:

Практические занятия

Рассмотрения вопросов:

1. Определение управления производством

2. Производственная функция предприятия

3. Задачи курса производственного менеджмента

4. Производственный менеджер и процесс управления

5. Производительность и факторы ее повышения

6. Конкурентоспособность предприятия

7. Производственная стратегия

Тест для самоконтроля

Выбрать один правильный ответ.

1. Добавленная стоимость это –

А) разница между стоимостью ресурсов на входе и стоимостью или ценой конечного продукта;

Б) стоимость конечного продукта предприятия

В) стоимость ресурсов производства

2. К исходным ресурсам относятся:

а) материалы

б) заказы потребителей

в) ожидания собственников предприятия.

2. Производительность определяется:

а) отношением выхода продукции (товаров или услуг) к затратам на производство (труда, материалов, энергии и других ресурсов);

б) отношением прибыли от реализации к стоимости основных фондов

в) отношением выручки от реализации к себестоимости

4. Эффективность работы предприятия это:

А) извлечение максимума из имеющихся ресурсов;

Б) эффективное использование всех возможных ресурсов;

В) возможность получения прибыли

Литература

1. Организация производства: Учеб. для вузов / О.Г. Туровец, В.Н. Попов, Б.Н. Родионов и др.; Под. ред. О.Г. Туровца. – Воронеж, 2003. – 384 с.

2. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: «ПРИОР», 2004. – 384 с.

3. Гинзбург Е.Г., Кац И.Я. Теоретические основы организации промышленного производства. Ярославль, 2007.- 215 с.

4. Котел К. Организация производства на предприятии. М.: Экономика, 2004. – 384 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент // Учебник для вузов. М.: Экономика, 2007. – 258 с.

Модуль 1. Функции и задачи производственного менеджмента

Наши рекомендации