Тема 2.3. Рыночное равновесие

На рынке сталкиваются интересы покупателей и продавцов. Покупатели олицетворяют спрос. При покупке данного количества товара они готовы заплатить максимальную цену, то есть цену спроса. Продавцы готовы предложить количество товара, на который предъявлен спрос, по минимальной цене, то есть по цене предложения.

В условиях рынка совершенной конкуренции покупатели и продавцы ведут себя рационально, то есть извлекают максимальную выгоду в процессе купли-продажи товаров. В результате добровольного соглашения покупателей и продавцов на рынке устанавливается единая равновесная цена, которая устраивает и покупателей, и продавцов. Графически равновесную цену можно получить при совмещении линий спроса и предложения на одном графике. В результате совмещения получим точку равновесия E (рис. 2.6). В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара (Pd), равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара (Ps) . Такое состояние рынка, когда ни у покупателей, ни у продавцов нет причин требовать изменения установившейся в процессе добровольного обмена цены, называется рыночным равновесием. Объем продаж в точке равновесия называется равновесным объемом рынка (QE):

QE = QS = Qd .

Цена в точке равновесия называется равновесной (рыночной) ценой (PE):

PE = Pd = Ps .

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения при определенном уровне цены (рис. 2.6.)

P
P1  
S
D
E
Избыток товара
Дефицит
QE
Qd2 в
Qs2  
Q
P2  
Qd1  
Qs1  
PE

Рисунок 2.6. - Рыночное равновесие

Главным координатором на рынке выступает цена равновесия. Покупатели и продавцы стремятся купить или продать товар по равновесной рыночной цене.

Рыночные условия постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения. Нарушение рыночного равновесия всегда происходит, если, во-первых, средние продажные цены отклоняются от равновесных или, во-вторых, происходит изменение спроса или предложения. В результате линии спроса или предложения сдвигаются. Однако под действием рыночных сил сложившаяся на рынке цена будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

Рассмотрим ситуацию, в условиях которой цена на рынке превышает равновесную. На рис.2.6 этой ситуации будет соответствовать цена P2> PE . По цене P2 объем предложения составит Qs2, а объем спроса Qd2. Величина спроса по цене P2 значительно меньше равновесной (Qd2< QE). Число желающих продать товар по цене P2 значительно больше, объем предложения увеличится до Qs2. Происходит затоваривание рынка нереализованной продукцией (Qs2> Qd2). Так возникает избыток предложения – ситуация, когда величина предложения по существующей цене превышает величину спроса.

Обнаружив нераспроданную продукцию, продавцы начнут постепенно снижать цену, производители – сокращать производство. Объем продаж достигнет равновесного уровня, будет соответствовать сложившемуся спросу на данный товар. Равновесие на рынке восстановится.

Противоположная ситуация возникает, если рыночная цена ниже цены равновесия. Купить товар по более низкой цене – заветная мечта покупателя. Величина спроса резко возрастает (Qd1> QE). На рынке образуется дефицит, равный разнице (Qd1 – Qs1). Избыток спроса – ситуация, когда величина спроса при данной цене превышает величину предложения. Производители начнут повышать цену до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения. На рынке установится равновесие на уровне цены PE.

В условиях рыночного равновесия на рынке всегда присутствует определенная группа покупателе и группа продавцов, которые выигрывают от сложившейся ситуации на рынке (рис. 2.7.)

Рисунок 2.7. – Излишек производителя и излишек потребителя

На рынке есть группа производителей и потребителей, которые выигрывают от установления рыночной цены. Некоторые потребители могли бы приобретать товар по более высокой цене (Р’) , но цена установилась на более низком уровне (P0) . Следовательно, потребители получают излишек (экономию).

Аналогично, некоторые производители могли бы производить и продавать товар по цене ниже равновесного уровня (P’’), получая нормальную прибыль, но цена установилась более высокая (P0). В результате производитель получает излишек прибыли (сверхприбыль).

Рассмотрим на примере, как устанавливается на рынке равновесие и как под влиянием вмешательства государства происходит его нарушение.

Пример 1:

Спрос и предложение фирмы на рынке описывается уравнениями:

Тема 2.3. Рыночное равновесие - student2.ru

Определите параметры рыночного равновесия до и после введения налога для потребителей в размере 5 у.е./шт.

Решение

Равновесие на рынке устанавливается при следующих условиях:

Тема 2.3. Рыночное равновесие - student2.ru

Необходимо определить Q0 и P0 (до введения налога) и Q0’ и P0’ (после введения налога).

А) Найдем равновесную цену и равновесный объем производства до введения налога:

100 – 2р = - 20 + 2р

- 2р – 2р = - 20 – 100

- 4р = - 120

Р0 = 30 ден. ед.

Для расчета равновесного выпуска продукции нужно равновесную цену подставить в уравнение спроса или в уравнение предложения:

Q0 = 100 - 2∙30 = 40 шт.

или

Q0 = - 20+ 2∙30 = 40 шт.

Б) Найдем равновесную цену и равновесный объем производства после введения налога для потребителей. Налог вводится для потребителей, то есть он будет включен в цену товара. Следовательно, он изменит спрос на товар. Новое уравнение спроса имеет вид:

Qd = 100 – 2 (р +5) = 100 – 2р – 10 = 90 – 2р

Уравнение предложения не изменится.

Найдем точку рыночного равновесия:

90 – 2р = - 20 + 3р

- 2р – 3 р = - 20 – 90

- 5 р = - 110

Р0’= 27,5ден. ед.

Равновесный объем производства равен:

Q0’ = 90 - 2∙27,5 = 35 шт.

или

Q0’ = - 20 + 2∙27,5 = 35 шт.

Таким образом, на рынке установится новое рыночное равновесие (рис. 2.8.)

Рисунок 2.8. - Влияние введения налога для потребителей на рыночный спрос и рыночное предложение

В результате введения налога для потребителя равновесная цена и равновесный объём производства снизятся.

Пример 2

Кривая спроса и предложения описываются уравнениями:

Тема 2.3. Рыночное равновесие - student2.ru

Правительство вводит налог для производителей в размере Tпроизв.=15 у.е./шт.

Необходимо определить параметры равновесия до и после введения налога.

А) Найдем равновесную цену и равновесный объем производства до введения налога:

400 – р = 100 + 2р

- р – 2р = 100 - 400

- 3р = - 300

Р0 = 100 ден. ед.

Для расчета равновесного выпуска продукции нужно равновесную цену подставить в уравнение спроса или в уравнение предложения:

Q0 = 400 - 100 = 300 шт.

или

Q0 = 100 + 2∙100 = 300 шт.

Б) Найдем равновесную цену и равновесный объем производства после введения налога для производителя. Налог вводится для производителя, то есть доход производителя (р) с каждой единицы товара будет уменьшен на 15 ден. ед. Следовательно, налогповлияет на предложение товара. Новое уравнение предложения имеет вид:

Qs = 100 + 2 (р- 15) = 100 + 2р – 30 = 70+ 2р

Уравнение спроса не изменится.

Найдем точку рыночного равновесия:

70 + 2р = 400– р

2р +р = 400 – 70

3р = 330

Р0’ = 110ден. ед.

Равновесный объем производства равен:

Q0’ = 400 - 110 = 290 шт.

или

Q0’ = 70 + 2∙110 = 290 шт.

Таким образом, на рынке установится новое рыночное равновесие (рис. 2.9.)

Рисунок 2.9. - Влияние введения налога для производителей на рыночный спрос и рыночное предложение

В результате повышения налогов для производителей рыночная цена увеличится на 10 ден. ед., а объем производства сократится до 290 шт.

Изменяя величину налогов для потребителей государство способно в определенной степени управлять рыночным спросом и предложением. Так, увеличивая налог для потребителей, может сдерживать спрос и стабилизировать уровень цен на рынке. Увеличивая налог для некоторых производителей, государство может сдерживать производство одних товаром и стимулировать производство других, снижая налоги и вводя субсидии.

Наши рекомендации