Система и функции налоговых органов.
В Налоговом Кодексе Российской Федерации, Раздел III. Глава 5. Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации .
Налоговые органысоставляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органыосуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положение о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506)статья 1 Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Федеральная налоговая служба (далее ФНС России) и ее территориальные органы.
В своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.
Главными функциями налоговых органов являются:
· контроль за соблюдением налогового законодательства
· правильностью исчисления налоговых платежей
· полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации,
· а также валютный контроль
· осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Государственный бюджет
Государственный бюджет (Bougette — кожаный кошелёк, смета доходов и расходов за годовой период).
Важнейшая часть экономической составляющей страны, в нём отражена роспись всех доходов государства, отражающая источники и предполагаемый размер поступлений, роспись всех расходов государства, которые определяют потребности подлежащие удовлетворению за счёт бюджета.
Государственный бюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств.
Основные источники доходов бюджета:
Налоги.В доходах центрального бюджета они составляют от 80 до 90 %. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50 % всех поступлений.
Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти.
Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях — во внебюджетные фонды.
· Налоги на доходы юридических и физических лиц
· Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
· Поступление косвенных налогов и акцизов
· Пошлины и неналоговые сборы
· Региональные и местные налоги
Государственные займы
Основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.
Россия еще при Александре I (с 1822 г.) стала размещать государственные ценные бумаги во Франции. Наибольшего масштаба эти операции достигли при Александре III, когда Россия нуждалась в инвестициях для строительства железных дорог и развития промышленности.
Правительство Франции поощряло эти операции, российские ценные бумаги, были высокодоходными и высоколиквидными, Вскоре добрая половина населения Франции оказалась в кредиторах Российской империи. На деньги, полученные от продажи за рубежом царских облигаций, в России была построена большая часть железных дорог, в том числе и Транссибирская магистраль, морские порты, заводы в Москве и Петербурге, монументальные здания.
А когда началась Первая мировая война, правительство Франции призывало граждан покупать российские ценные бумаги, чтобы помочь союзнику.
Но затем произошла Октябрьская революция 1917 года. Новая власть отказалась быть правопреемником царской России, и все прежние ценные бумаги потеряли всякую свою ценность.
Царский долг составлял в ценах 1912-1913 годов 8858 млн. руб. Для сравнения по другим странам (в рублевом исчислении):
· Франция — 12209 млн. руб. (на 1911 г.)
· Германия — 9491 млн. руб. (на 1912 г.)
· Англия — 6727 млн. руб. (на 1913 г.)
· Австрия — 6953 млн. руб.
· Италия — 5259 млн. руб. (на 1912 г.)
Источник: Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. Санкт-Петербург 1995. Редактор-составитель: доктор исторических наук А. М. АНФИМОВ.
Советское правительство, нуждаясь в период проведения Индустриализации в источниках финансирования выразило готовность погасить царские долги, предлагая 15% их номинальной стоимости – в обмен на новые французские кредиты. Но такое предложение было французами отклонено.
В период « Перестройки» в СССР, в 1986 году, руководство страны во главе с М.С. Горбачевым договорилось с британскими кредиторами, согласившись уплатить им 54,78% номинальной стоимости царских долгов (британцы составляли вторую по величине группу российских кредиторов), было выплачено $120 миллионов.
В 1997 г. Россия как правопреемница СССР заключила соглашение и с правительством Франции, по которому обязалась выплатить французским кредиторам 3 млрд франков, что в тот момент было эквивалентно $400 млн, причем эти деньги должны были быть выплачены восемью частями по $50 млн каждая.
Однако на этом претензии к России не закончились. На изменении курсов валют французы потеряли порядка 400 млн. франков (выплаты осуществлялись в долларах), но не это главное. А главное то, что, по оценкам АФПЕР, согласованная на межправительственном уровне сумма составила менее 1% от общего объема "царских долгов" России: за 20 облигаций, стоивших в 1906 г. 10 тыс. франков, в 1997 г. можно было получить менее $1 тысячи. Эксперты подсчитали, что семья, приобретшая два десятка облигаций в 1906 г., могла бы тогда на эти деньги купить участок в сельской местности и построить себе добротный дом. Теперь же на "доход" от российских ценных бумаг их потомки могут внести месячную плату за квартиру в Париже.
Государственный долг – возникает при дефиците бюджета, и равен сумме дефицитов бюджетов за несколько лет, за вычетом излишков. Это сумма задолженностей федерального правительства, субъектов России, и муниципалитетов, а также всех предприятий с участием государства, пропорционально государственной доли
Долг можно разделить по основаниям конвертируемости валюты, на внутренний и внешний долг
· Внутренний— задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
· Внешний— задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
Государственные займы классифицируются по нижеследующим основаниям:
По способу размещения:
· свободно обращающиеся
· размещаемые по подписке
· принудительные.
По обеспеченности долговых обязательств:
· закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
· беззакладные (обеспечением служит все имущество государства)
По сроку действия:
· краткосрочные (срок погашения до одного года)
· среднесрочные (до пяти лет)
· долгосрочные (свыше пяти лет)
По видам доходности:
· выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи)
· процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке)
· с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).
По месту размещения:
· внутренние;
· внешние.
По методу определения доходов:
· с твердым доходом
· с «плавающим» доходом
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
· с правом досрочного погашения
· без права досрочного погашения
Государственные займы:
· подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга)
· рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные,
· а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.