Политика государства по преодолению инфляции
Адаптивная модель - приспособление к инфляции, смягчение ее последствий. Правительство начинает индексировать основные виды фиксированных доходов населения (минимальная заработная плата, пенсии, стипендии и т.п.). Обычно индексация составляет 60—70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а с другой стороны, за счет разницы в 30—40 % постепенно, за полтора-два года, снизить спрос на национальном рынке и тем самым погасить инфляцию. Ликвидировав диспропорцию между денежной массой и товарной. В обществе нет социальных потрясений, но сроки преодоления инфляции длинны.
Ликвидация причин инфляции. Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находящихся в обращении. Это предполагает, проведение денежной реформы конфискационного типа, контроль за денежной эмиссией; недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета, текущий контроль за состоянием денежной массы в рамках осуществления кредитно-денежной политики. Но ошибки и перегибы могут дать и иной экономический и общественно-политический эффект, как в случае « Павловских реформ» в СССР в 1991 году. Активная антиинфляционная политика позволяет свести инфляцию почти к нулю за достаточно короткий промежуток времени. Однако осуществление описанных выше мер сопровождается массовым разорением неконкурентоспособных и низкорентабельных фирм, приводит к росту безработицы, порождая социальную напряженность в обществе.
В реальной действительности правительство чаще всего проводит политику, сочетающую оба направления борьбы с инфляцией с преобладанием какого-либо из них.
Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения: увеличение налогов и сокращение государственных расходов, сокращение дефицита госбюджета, стабилизация валютного курса, сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства — плата за экономические ресурсы), борьба с монополизмом в экономике и прочие меры.
Первый тип - инфляция спроса - разновидность инфляции, возникающая при избыточном по отношению к предложению спросе.
Этот вид инфляции проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем происходит рост реального объема товаров и услуг.
Как правило, инфляция спроса возникает в условиях полной занятости и полной загруженности мощностей, когда производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении необходимым увеличением объемов выпускаемой продукции и услуг.
Возникающий избыток спроса, таким образом, приводит к завышению цен на производимую продукцию. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос - за счет увеличения расходов государства (госзаказы) или за счет повышения спроса в предпринимательской среде (расширение инвестиционных вложений).
Второй тип инфляции – инфляция предложения (инфляция издержек) – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции.
Основные источники инфляции издержек:
повышение зарплаты. Сильные профсоюзы давят на предпринимателей, добиваясь повышения зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.
Импортируемая инфляция
Это инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.
Монополизм фирм. Все виды монополий и олигополий удерживают цены за счет недопроизводства продукции по сравнению с конкурентным объемом выпуска. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на продукцию. Распространяясь по всей экономике, искаженные ценовые сигналы с каждым производственным циклом развивают тенденцию к завышенному ценообразованию по сравнению с тем, какими должны быть цены при данном уровне технологического развития.
Административное регулирование экономики. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действий и т.д. Все это усиливает административные издержки в частности и трансакционные издержки в целом, а значит, может привести к повышению уровня цен в стране и к сокращению легального производства.