По экономической роли в процессе производства затраты можно разделить на основные и накладные.
К основным относятся затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием и эксплуатацией орудий труда.
Накладные– расходы на обслуживание и управление производственным процессом, реализацию готовой продукции.
По методу отнесения затрат на производство конкретного продукта выделяют прямые и косвенные затраты.
Прямые – это затраты, связанные с изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно на себестоимость данного вида продукции.
Косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению косвенным путем.
По отношению к объему производства продукции затраты подразделяются на переменные и постоянные.
Переменные затраты это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации.
К переменным обычно относят затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, заработная плата рабочих, т.е. те издержки, уровень которых изменяется с изменением объема производства
Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации.
К постоянным издержкам относятся отчисления на амортизацию, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и прочие затраты, которые имеют место, даже если предприятие не производит продукцию. В определенном диапазоне выпуска общая сумма этих издержек остается практически неизменной.
Совокупность постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия. С увеличением объема производства и реализации продукции валовые издержки на единицу продукции снижаются за счет снижения постоянных расходов.
Издержки производства продукции предприятияявляются экономической основной себестоимостью.
Себестоимость продукции– это совокупность текущих, т.е. ежегодных затрат (издержек) предприятий на производство и сбыт продукции, выраженных в денежной форме.
Себестоимость продукции является качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.
Виды себестоимости:
· технологическая сумма затрат на организацию технологического процесса изготовления продукции и оказания услуг;
· производственная сумматехнологической себестоимость и затрат по управлению предприятием и организацией производства в целом (общехозяйственные расходы);
· коммерческая или полная технологическая себестоимость включает затраты, обусловленные технологией производства продукции, сумма производственной себестоимости и внепроизводственных расходов, связанных с реализованной продукцией. Ее исчисляют только по товарной продукции.
Индивидуальная себестоимость продукцииопределяется условиями в которых действует конкретное предприятие.
Если на основе индивидуальной себестоимости предприятий определить средневзвешенную величину затрат по отрасли, такая себестоимость будет называться среднеотраслевой.
Основным документом, которым руководствуются при формировании себестоимости продукции на предприятии является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
В целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.
Классификация по элементам определяет затраты предприятия в целом, без учета его внутренней структуры и без выделения видов выпускаемой продукции.
Документ, в котором представлены затраты по элементам, представляет собой смету затрат на производство.
Смета затрат составляется для расчета общей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах.
Сумма затрат по каждому элементу определяется на основе счетов поставщиков, ведомостей начисления заработной платы и амортизации.
Элементы себестоимости – это однородные по своему характеру затраты всех служб и цехов на производственные и хозяйственные нужды.
Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов)
· затраты на оплату труда
· отчисления на социальные нужды
· амортизация основных средств
· прочие затраты
Материальные затраты отражают стоимость приобретаемого со стороны сырья и материалов; стоимость покупных материалов; стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; стоимость работ и услуг производственного характера, выплачиваемых сторонним организациям; стоимость природного сырья; стоимость приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопления зданий, транспортные работы; стоимость покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и прочие нужды.
Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость реализуемых отходов.
Отходамипроизводства являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, утративших полностью или частично потребительские качества исходного ресурса.
Они реализуются по пониженной или полной цене материального ресурса в зависимости от их использования.
Затраты на оплату труда отражают затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты.
Амортизация основных средств отражает сумму амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств.
Прочие затраты– это налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитам в пределах ставок, затраты на командировки, по подготовке и переподготовке кадров, плата за аренду, износ по нематериальным активам, ремонтный фонд, платежи по обязательному страхованию имущества и т.д.
Группировка затрат по экономическим элементам не позволяет вести учет по отдельным подразделениям и видам продукции, для этого нужен учет по статьям калькуляции.
Калькуляция– это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов.
В отличие от элементов сметы затрат, статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места образования.
Существует типовая номенклатура затрат по статьям калькуляции,
Типовая номенклатура калькуляции включает следующие статьи:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Заработная плата производственных рабочих.
6. Отчисления на социальные нужды.
7. Расходы на подготовку и освоение производства.
8. Общепроизводственные расходы
9. Общехозяйственные расходы.
10. Потери от брака.
11. Прочие производственные расходы
12. Коммерческие расходы.
Вся номенклатура из 12 пунктов и будет составлять полную себестоимость предприятия.
Калькуляция издержек производства дело безусловно важное, на предприятии важна доходная и расходная части, встает вопрос как определить цену на производимый товар, услугу, мы знаем рыночные принципы:
· Цена товара должна быть выше его себестоимости.
· Цена определяется возможностями рынка.
· Цена должна обеспечить максимальную прибыль
Ценаявляется стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Как формируется цена на товар, услугу
Предприятие производитель товара, услуги изучит спрос и определит, по какой цене продукция будет продаваться, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести, предприятие определит себестоимость - стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Закон издержек производства и его влияние на ценообразование
Рыночные цены материальных благ, количество которых может быть увеличиваемо путем производства до каких угодно размеров, обнаруживают тенденцию уравняться в конце концов с издержками производства.
Причина - рыночная цена рассматриваемого рода материальных благ не может долго держаться ни значительно выше, ни значительно ниже уровня издержек производства. Если цена в течение известного периода времени поднимается значительно выше издержек производства, то производство соответствующего товара становится особенно
выгодным для предпринимателей. Это обстоятельство не только побуждает прежних предпринимателей расширять свои предприятия, дающие громадную прибыль, но и привлекает в чрезвычайно прибыльную отрасль промышленности новых предпринимателей. Таким образом увеличивается количество продукта, доставляемое на рынок, а этим, наконец, в силу закона предложения и спроса дается толчок к понижению цены. Если же, наоборот, в течение известного периода рыночная цена падает ниже издержек производства, то продолжать производство соответствующего товара становится убыточным, благодаря этому предложение товара на рынке сокращается, а это в силу закона предложения и спроса должно повести в конце концов опять к повышению рыночной цены.
Цена товара должна быть выше его себестоимости, иначе не было бы никакого смысла в его производстве. Применяются методы установления цен на товары:
· на основе издержек производства;
· по доходу на капитал
· с ориентацией на спрос
· по уровню текущих цен
Метод установления цены товара на основе издержек производства (иногда его называют метод надбавок) широко используется в предпринимательской практике и отражает традиционную ориентацию на производство и в меньшей степени — на рыночный спрос.
Модель определения цены этим методом имеет вид:
Р= С х (1 + Rс),
где Р — цена изделия, С — издержки производства, Rс — рентабельность продукции к затратам, %.
Предположим, общая сумма затрат на производство единицы продукции составляет 600 руб., фирма определила свои потребности в массе прибыли (надбавку) на уровне 20%, то цена составит: Ц = 600 х (1+0,20) = 720.
Метод дохода на капиталтакже базируется на издержках производства продукции, а также на получении запланированного дохода на капитал. Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал. Основные преимущества этого метода заключаются в возможности учета платности финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации продукции. Метод дохода на капитал предназначен для предприятий с большим ассортиментом выпускаемой продукции, часть из которой является новой для рынка.
Метод определения цен с ориентацией на спрос (иначе метод оценки реакции покупателей или потребительской оценки)
Это один их самых оригинальных методов ценообразования, так как все больше предпринимателей ориентируется при установлении цен не на издержки производства, а на восприятие товара потребителем. Производитель исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с аналогичными показателями конкурентов. При этом методе, чем больше степень дифференциации товаров, тем больше эластичность приемлемых для потребителя цен. Товары могут дифференцироваться с учетом технических параметров, дизайна, вкуса, проводимой рекламной кампании, надежности, долговечности, экономичности в эксплуатации, послепродажного сервиса и т. п. С дифференциацией товара тесно связана дифференциация рынка. Успешная реализация метода ценообразования основана на том, что производитель хорошо знает потребности своих потенциальных покупателей, умеет привлечь внимание к специфическим качествам своего товара и реально оценивает возможных конкурентов.
Метод установления цены на уровне текущих цен сосредоточивает в себе, как принято считать «коллективную мудрость отрасли». Он применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции. Предприятия-изготовители продукции исходят в этих условиях из факта конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть ниже уровня цены конкурентов. Если же товар действительно обладает какими-то новыми качествами, отличными от товаров конкурентов, или воспринимается покупателями как обладающий новыми качествами, то производитель свободен в определении уровня цены и не принимает во внимание уже существующие цены. На рынке однородных товаров предприятие вынуждено следить за ценами конкурентов (в то время как рынки неоднородных товаров предоставляют большую гибкость на ценовую политику конкурентов.
По мере развития в экономике страны конкуренции, свободной системы ценообразования возрастает роль издержек производства, как важнейшего фактора влияющего на рост массы прибыли одного из основных инструментов управленческого учета. Успех предприятия зависит от формирования издержек производства по нескольким причинам:
· затраты на производство продукции выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены
· информация об издержках производства часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами на него.
Издержки производства являютсявляются исходным показателем для определения выгодности того или иного производства, и лежит в основе определения цен на продукцию.
·