Достоинства административно-командной экономики
· Низкая инфляция
В СССР после денежной реформы 1961 года и вплоть до начала «Перестройки» самый низкий уровень инфляции в мире. Официальный курс доллара США к одному рублю – семьдесят копеек.
Реально рубль не являлся свободно конвертируемой валютой, гражданин СССР, который не являлся туристом, дипломатом, моряком, ходившим в загранплавание, не имел права иметь иностранную валюту, свободно она не обменивалась, а неофициальный обмен объявлялся спекуляцией.
"Нарушение правил о валютных операциях" статья 88 УК РСФСР предусматривала уголовное наказание за спекуляцию иностранной валютой и валютными ценностями. Осуждение по ст. 88 предполагало в зависимости от состава преступления лишение свободы на срок от 2 до 15 лет, конфискацию имущества, ссылку на срок от 2 до 5 лет и смертную казнь. Аналогичные статьи были и в законодательстве остальных 14 союзных республиках СССР.
· Отсутствует безработица
В СССР в 1932 году закрыта последняя биржа труда. Внеэкономические методы предполагали использование труда заключённых в СССР, «уравниловку» в оплате труда, уголовную ответственность для лентяев и тунеядцев, и такая ответственность наступала при перерыве в стаже работы более трех месяцев.
· Быстрая концентрация всех факторов производства (ресурсов) для достижения
целей, определяемых из центра, только эти методы позволили СССР к декабрю 1941 года, выйти на довоенный уровень промышленного производства, в оборонных отраслях, несмотря на потери гигантской территории, людских и материальных ресурсов.
Недостатки административно-командной экономики:
Внеэкономическое определение цены на товар не позволяет планировать капиталовложения, экономически необоснованные капиталовложения приводят к диспропорциям в структуре фондов. Директора крупнейших заводов, главков постоянно находились в Москве, «выбивая» лимиты, квоты, фонды, деньги и другие материальные ресурсы в своих отраслевых министерствах, а часто и в ЦК КПСС, отделы Центрального Комитета партии были последней инстанцией которая могла реально разрешить проблемы предприятия, а иногда и отрасли.
Отдача капиталовложений часто была невелика, а в масштабах экономики страны вела к разорению отраслей хозяйства.
Техническое отставание в невоенных отраслях, неопределённость в вопросе какие отрасли развивать? В какие исследования и научные разработки вкладывать деньги? Следовательно, невозможно планировать научно-исследовательскую и опытно конструкторскую работу (НИИОКР).
Крупные рискипри принятии решений и планировании экономического развития страны, решения принимаются централизованно, а иногда единолично членами узкого состава Политбюро ЦК КПСС. Без учета данных науки и реалий.
В период 1954 -1960 годов, когда страной руководил Н. С. Хрущёв.
Огромные ресурсы были сосредоточены на воплощении этого проекта освоения целинных и залежных земель, за 1954—1961 гг. целина поглотила 20 % всех вложений СССР в сельское хозяйство.
Из-за этого аграрное развитие традиционных российских районов земледелия осталось без изменений и застопорилось. На целину отправляли все производимые в стране тракторы и комбайны, мобилизовали студентов на время летних каникул, отправляли в сезонные командировки механизаторов.
Однако желаемой стабильности, вопреки усилиям, добиться не удалось, в неурожайные годы на целине не могли собрать даже посевной фонд, в результате нарушения экологического равновесия и эрозии почв в 1962—1963 гг. настоящей бедой стали пыльные бури.
Освоение целины вступило в стадию кризиса, эффективность её возделывания упала на 65 %. В центральной части России обезлюдели целые деревни, особенно в Нечерноземье, что привело к новым проблемам развития сельского хозяйства указанного региона.
Уравниловка в оплате труда, отсутствие конкуренции на рынке труда снижало мотивацию работников.
Удержание на плаву и процветание неэффективных предприятий, продукция которых не имеет спроса, не находит своего потребителя, не имеет сбыта, затоваривает склады, но таким предприятиям разорение не грозило, ввиду отсутствия конкуренции, господства административно-командной, плановой экономики.
Смешанная форма экономики
В различных регионах мира, странах исторически сложились различные модели смешанной экономики, эти особенности зависят от сочетания различных факторов:
· уровня и характера материально-технической базы
· исторических и геополитических условий формирования общественного устройства
· национальных и социокультурных особенностей страны
· влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.
Смешанная, или гибридная экономика, включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на орудия и средства производства.
Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их самостоятельность ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.
В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право собственности, или оперативного управления средствами производства, свободного перемещения товаров, осуществления сделки по купле-продаже, найма и увольнения работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.
Равенство всех форм собственности. Государство арбитр в экономических спорах.Исторически сложились несколько вариантов моделей смешанной экономики.
Американская модель— это либерально - рыночная экономическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
характерные черты этой модели:
· особая роль предпринимательства и доминирующая роль частного сектора в экономике и обществе
· относительно низкая доля государства в перераспределении ВВП
· высокая трудовая этика населения, стремление к успеху
· отсутствие бюрократических и статусных преград экономического развития и экономической деятельности.
В современный период времени в американской модели происходят изменения связанные с переходом к диверсифицированному и мелкосерийному производству, с повышением наукоёмкости всей экономики, в принципиально новой роли информационной инфраструктуры, об особой роли сферы услуг, где сосредоточены такие важнейшие отрасли постиндустриальной экономики, как наука, образование и здравоохранение. Эволюции собственности, где всё более доминирующую роль играет корпоративная собственность - наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможности использования новейших управленческих методов и совершенствования трудовых отношений.
Немецкая (Германская) модель — это модель органического единства рынка и государства. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
В германской экономической модели государство создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите).
Они состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой.
Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:
· индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции
· социальное равенство- рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве
· стимулирование технологических и организационных инноваций
· проведение структурной политики;
· защита и поощрение конкуренции.
Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
Шведская модель - социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы.
Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Характерные черты:
· политика полной занятости населения
· выравнивания доходов населения за счет налоговой модели
высокий удельный вес государственного сектора экономики, фактора стабильности
· перераспределение бюджетных средств в пользу многочисленных социальных программ
· доступность социальных гарантий всем слоям населения (образование, здравоохранение)
· влияние профсоюзов на все сферы общественно-экономической жизни страны
Таким образом, можно сделать вывод о тенденциях современного развития западных стран взявших курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе "смешанной системы хозяйства".