Развитие инфокоммуникационной отрасли
По результатам мониторинга, проводимого Институтом развития информационного общества по заказу Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, индекс готовности Республики Тыва к информационному обществу составлял 83 место среди субъектов РФ в период 2010-2011 годы. В 2015 году Республика Тыва заняла 78 позицию среди субъектов Российской Федерации по индексу готовности к информационному обществу.
Уровень развития ИКТ-инфраструктуры характеризуется состоянием основных ее сегментов – фиксированной телефонной связи, мобильной сотовой связи, компьютеров и сетей передачи данных. Отставание по данному показателю во многом обусловлено большими расстояниями, сложным рельефом, малонаселенностью.
В 2012-2015 году были реализованы проекты, которые позволили существенно поднять уровень развития инфраструктуры связи республики. Объем услуг связи за 5 лет увеличился в 1,9 раза.
В 2013-2014 осуществлен самый масштабный в рамках всей Сибири инфраструктурный проект: строительство магистральной ВОЛС «Кызыл-Ак-Довурак-Абакан». Республика «закольцована» оптоволокном протяженностью более 860 км.
В 2015 году реализованы проект по строительству ВОЛС Кызыл-Самагалтай на 109 млн. рублей, федеральный проект "Устранение цифрового неравенства" (проведены работы по строительству ВОЛС в 13 населенных пунктах).
В 2016 году в Республике Тыва внедрена государственная информационная система «Контингент обучающихся»(далее – АИС «Контингент»), а также осуществлена доработка АИС «Находка ЗАГС». В результате выполненных работ был создан уникальный единый реестр образовательных организаций, организована возможность автоматического формирования необходимой статистической отчётности.Данная система интегрирована с АИС «Электронная школа» (school.rtyva.ru), АИС «Дошкольное образование. Дневник.ру» (sadik.rtyva.ru), АИС «Электронный колледж» (spo.rtyva.ru), АИС «Дополнительное образование» (dop.rtyva.ru), а также АИС «Находка ЗАГС».
Появилась возможность подачи электронного заявления на постановку в очередь в детские сады, в общеобразовательные учреждения, а также в средне-специальные учебные заведения. Продолжена информатизация органов ЗАГС.
Осуществлено внедрение системы электронного документооборота "Практика" в органах исполнительной и органах местного самоуправления Республики Тыва.
Основными проблемами развития и эксплуатации инфокоммуникационой отрасли являются:
– наличие труднодоступных населенных пунктов, со сложными географическими особенностями;
– инфраструктурные ограничения в части оформления (согласования) необходимых документов и взаимодействия с сетевыми организациями в рамках заключения договоров на технологическое присоединение к электросетям;
– отсутствие покрытия и неуверенный прием подвижной радиотелефонной связи в удаленных сельских населенных пунктах Республики Тыва.
Основными целями развития инфокоммуникационной отрасли являются:
повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;
формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Основными задачами, требующими решения для достижения целей, являются:
комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация проектов социально-экономического развития;
повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;
формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;
обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в Республике Тыва.
На период до 2030 года продолжится работа по:
– внедрению современных услуг связи в труднодоступных населенных пунктах республики численностью от 500 человек и выше (Монгун-Тайгинский, Тоджинский кожууны);
– информатизация отрасли сельского хозяйства, внедрение проекта "Безопасный город";
– информатизации органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления Республики Тыва;
– внедрению навигационного центра ГЛОНАСС в Республике Тыва.
Целевые индикаторы:
– индекс развития информационного общества Республики Тыва увеличится с 3,6 до 5 ед.
– количество автотранспортных средств учреждений, подключенных к системе ГЛОНАСС, достигнет 100 процентов;
– доля населенных пунктов Республики Тыва с населением свыше 500 человек, имеющих сотовую связь, к 2030 году увеличится до 99,1% процента;
– количество абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения возрастет с 3,37 до 15 единиц.
Цифровая экономика
«Цифровая экономика» – это концепция инновационного развития Республики Тыва на основе внедрения в различные сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способных ускорить развитие территорий и повысить качество жизни граждан.
Основные задачи информационно-коммуникационных технологий:
- совершенствование регионального законодательства;
- развитие инфраструктуры;
- участие в национальных программах и пилотных проектах;
- создание новых цифровых публичных сервисов для граждан и организаций;
- дальнейшее развитие ИКТ в государственном и муниципальном секторе;
- создание условий для использования больших данных и IoT (Интернет вещей) в частном секторе;
- формирование проектных и исследовательских групп в сфере цифровых технологий;
- формирование у граждан культуры информационного общества и компетенций цифровой экономики (прежде всего – у детей и молодёжи);
- создание в Тувинском государственном университете кафедры для подготовки кадров «Цифровой экономики»;
- поддержка технологического среднего и малого предпринимательства через систему конкурсов, грантов, льгот, инкубаторов и акселераторов;
- диалог власти с бизнесом и гражданским обществом;
- привлечение инвестиций в цифровую экономику.
Цифровое здравоохранение:
- использование телемедицинского оборудования в отдалённых населенных пунктах с численностью населения более 300 человек;
- внедрение модуля архивации и передачи изображений (PACS) единой государственной медицинской системы;
- предоставление дистанционного доступа к электронным медицинским картам граждан единой государственной медицинской системы;
- использование возможностей больших данных и искусственного интеллекта единой государственной медицинской системы;
- дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, использования имплантируемых и неинвазивных устройств;
- разработка и использование мобильных приложений профилактики заболеваний и здорового образа жизни;
- обеспечение широкополосным доступом лечебно-профилактических учреждений к сети «Интернет».
Цифровое образование:
- внедрение системы компетенций, отражающих цифровую реальность деятельности граждан и экономики в образовательных организациях;
- увеличение числа профильных классов по информатике, увеличение выпускников школ, сдающих экзамены по информатике и выпускников университетов и колледжей по направлению ИКТ как минимум в 3,5 раза;
- развитие системы непрерывного образования в сфере ИКТ, в том числе государственных служащих, безработных и граждан пожилого возраста;
- обеспечение 100% потребности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в дистанционном школьном образовании;
- создание электронной школы с дистанционным получением образования (15% от всех выпускников);
- создание системы дистанционной аттестации и повышения квалификации школьных учителей (с охватом 25% учителей республики);
- подключение всех школ к единой информационной системе в сфере образования;
- внедрение электронной системы допуска в образовательные организации.
- обеспечение условий для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций (робототехника, программирование);
- обеспечение широкополосным доступом образовательные учреждения и другие общественно значимые объекты к сети «Интернет».
Цифровое жилищно-коммунальное хозяйство:
- внедрение технологии информационного моделирования зданий и сооружений (BIM-технология);
- использование IoT для мониторинга, анализа и прогнозирования поломок внутридомовой инфраструктуры;
- установка приборов дистанционного учета потребления тепло-, энерго- и водных ресурсов;
- внедрение информационных систем управления умными домами и микрорайонами, развитие регионального сегмента ГИС ЖКХ;
- электронный документооборот, связанный со строительством, эксплуатацией и арендой недвижимости, электронные сделки аренды и купли-продажи недвижимости;
- разработка мобильного приложения анализа качества и стоимости жилого фонда в различных районах и домах городов республики.
Транспортный сектор:
- внедрение и использование информационной транспортной системы;
- реализация пилотного проекта использования системы управления парковочным пространством с применением IoT;
- внедрение системы мониторинга параметров транспортных потоков, внедрение динамических дорожных табло и «умных» светофоров;
- система телеобзора дорожного движения в городах и системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД;
- размещение электронных табло на остановках общественного транспорта;
- внедрение единых проездных электронных документов и систем мобильной оплаты проезда в общественном транспорте;
- внедрение системы фотофиксации нарушений ПДД и дистанционного весового контроля грузового транспорта;
- обеспечение покрытия федеральной автомобильной дороги сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, необходимой для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий.
Общественная безопасность:
- замена импортного оборудования и электронной компонентной базы российскими аналогами;
- внедрение и обеспечение национальных стандартов в области информационной безопасности;
- увеличение доли отечественного программного обеспечения, закупаемого органами государственной власти и местного самоуправления;
- развитие систем видеонаблюдения за объектами социальной сферы и публичных пространств;
- развитие системы оповещения об опасностях природного и техногенного характера;
- автоматизированный мониторинг социальных сетей на предмет происшествий;
- внедрение систем территориального анализа статистики правонарушений, пожаров, несчастных случаев и ДТП.
В сфере экологии:
- внедрение системы комплексного, оперативного и автоматического мониторинга состояния окружающей среды;
- создание онлайн-карты и мобильных приложений состояния окружающей среды;
- подключение объектов сбора, транспортировки, сортировки, перегрузки и полигонов мусора к автоматизированным системам мониторинга и контроля;
- внедрение ГИС в управление заповедными природными территориями;
- космический мониторинг природных пожаров.
Цифровое правительство:
- увеличение доли жителей, получающих государственные и муниципальные услуги в электронной форме, до более чем 72%;
- рост числа региональных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме до 200;
- автоматизация контрольно-надзорной деятельности, в том числе с использованием IoT;
- внедрение механизма ГЧП в развитие цифрового правительства;
- расширение возможностей электронной идентификации граждан;
- запуск пилотного проекта партиципаторного бюджетирования (участие граждан в распределении бюджетных средств) на базе свободного голосования граждан;
- переход к использованию единого национального реестра населения;
- переход федеральных, региональных и муниципальных органов власти на электронный документооборот для юридически значимого обмена электронными документами (90 % всего документооборота);
- укрепление материально-технической базы Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- внедрение принципа безбумажного взаимодействия в МФЦ Республики Тыва с федеральными органами исполнительной власти, региональными органами и муниципалитетами;
- усовершенствование центра обработки данных Республики Тыва (далее - ЦОД) в целях обеспечения устойчивости, безопасности и экономической эффективности их функционирования.
Участие граждан
- создание специального регионального портала для обсуждения предложений и голосования по важнейшим вопросам жизни региона, в том числе с возможностью внесения предложений в стратегию развития региона и муниципальных образований;
- учёт при планировании строительства мнения граждан прилегающих домов, высказанного в электронном виде;
- создание групп жителей многоквартирных домов и микрорайонов в социальных сетях;
- использование мобильных приложений, с помощью которых граждане могут сообщать о проблемах в населённых пунктах.
Цифровая инфраструктура:
- создание регионального ситуационного центра, интеграция всех информационных систем;
- создание в сети Интернет региональной панели (dashboard);
- привлечение в регион инвесторов, специализирующихся на создании киберфизических систем (умных фонарей, датчиков и пр.), запуск пилотных проектов для умных городов;
- увеличение охвата услугами связи до 99,5% от жителей Республики Тыва в режиме реального времени; строительство сотовых сетей пятого поколения (5G);
- сокращение количества домовладений, для которых недоступны услуги широкополосного Интернета, до менее 5 000;
- развитие телекоммуникационной инфраструктуры со строительством внутризоновых ВОЛС Хову-Аксы, Тээли, Хандагайты. Myгyp-Аксы, Тоора-Хем, Кунгуртуг;
- использование смартфонов граждан для сбора информации в единой геоинформационной системе для анализа больших данных.
Цифровая культура:
- использование возможностей ИКТ для привлечения туристов и повышения качества индустрии гостеприимства;
- развитие Интернета места в центре городов, парках, а также в период массовых мероприятий;
- оцифровка музейных и архивных фондов, с возможностью дистанционного доступа к культурным ценностям Республики Тыва;
- привлечение компаний креативного кластера к реализации проектов цифровой экономики;
- создание единой системы информации о времени и месте проведения культурных мероприятий;
- внедрение электронных билетов в учреждения культуры;
- развитие киберспорта, проведение соревнований между поколениями и между образовательными организациями;
- обеспечение использования Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей.
Ожидаемые результаты развития цифровой экономики:
- доля домохозяйств, в которых есть широкополосный доступ к сети Интернет (100 мбит/с) — 98%;
- доля региональных государственных и муниципальных услуг, предоставленных органами власти в электронном виде, от общего количества предоставленных услуг — 85%;
- доля форм отчетности организаций, предоставляемых однократно только в электронном виде, от общего количества — 100%;
- количество выпускников высшего и среднего профессионального, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне – 5 тыс. чел.
- количество выпускников высшего образования — профессионалов в сфере ИТ – 500 чел.;
- увеличение в два раза доли в ВРП инновационного сектора и цифровой экономики;
- увеличение доли занятых в сфере информационных технологий – в 2,5 раза;
- увеличение темпа роста отрасли информационных технологий к темпу роста валового регионального продукта Республики Тыва – в 5 раз.
Этапы реализации цифровой экономики:
2019 год – отбор приоритетных и пилотных проектов, разработка дорожных карт и формирование проектных команд; формирование нормативной правовой базы внедрения цифровых технологий в различные сферы деятельности, поиск партнёров и заключение соглашений; формирование бюджета на 2019-2021 годы с учётом необходимости финансирования проектов;
2020—2021 годы – реализация пилотных проектов с быстрым и высоким финансовым результатом; формирование специализированной инфраструктуры на территории республики;
2021—2025 годы – реализация приоритетных проектов, предусмотренных национальной программой развития цифровой экономики;
2025—2030 годы – комплексная реализация всех направлений концепции «Цифровая экономика», тиражирование пилотных проектов на все муниципальные образования, актуализация концепции с учётом лучшего мирового и российского опыта.