Сохранение экологического равновесия
Современная экологическая ситуация в Республике Тыва весьма неоднородна как в компонентном, так и территориальном разрезе. По отношению к элементам природной среды выделяются, прежде всего, загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение водных объектов и нарушение земель, связанное с размещение твердых отходов производства и потребления.
В республике в пяти населенных пунктах осуществляется сброс сточных вод с очистных сооружений (г. Кызыл – 4 выпуска, г. Ак-Довурак, г. Шагонар, пгт. Хову-Аксы, Чаа-Холь по 1 выпуску). Уровень износа очистных сооружений, за исключением очистных сооружений правобережного микрорайона г. Кызыла, составляет 85-95%.
По данным Среднесибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по удельному комбинаторному индексу загрязненности воды (далее – УКИЗВ) вода поверхностных водных объектов на территории республики характеризуется как «загрязненная» и «слабо загрязненная» (3 класс, разряд «а» - 2 класс).
При оценке изменений качества поверхностных вод по УКИЗВ за пятилетний период 2012-2016 гг. в последние три года отмечается тенденция улучшения качества воды рек Большой и Малый Енисей, Енисей (г. Кызыл).
Наиболее напряженной в Республике Тыва, и прежде всего в Кызыле, считается ситуация с загрязнением атмосферного воздуха.
Наибольший объем выбросов парниковых газов в республике приходится на объекты энергетики, автомобильный транспорт, сельское хозяйство, печное отопление. На настоящий момент у предприятий и организаций отраслей топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства республики, осуществляющих выбросы парниковых газов в атмосферный воздух, более 80 % оборудования морально и физически изношены, не осуществляется их модернизация.
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва общий объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2016 г. уменьшился по сравнению с 2012 г. на 3% и составил 36 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников – 19,5 тыс. тонн.
Показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2012-2016 гг.
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ – всего, тыс. т | 37,1 | 38,6 | 35,6 | 34,8 | 36,0 |
в том числе: от стационарных источников | 19,6 | 18,9 | 18,8 | 19,7 | 19,5 |
от передвижных источников – всего | 17,5 | 19,7 | 16,7 | 15,1 | 16,5 |
Улавливание и обезвреживание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. т | 22,0 | 15,0 | 19,0 | 13,0 | 13,4 |
Наиболее распространенными загрязняющими атмосферу веществами, отходящими от стационарных источников, являются оксид углерода, диоксид серы, твердые вещества.
Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по Республике Тыва
в 2012-2016 гг. (тонн)
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Твердые вещества | |||||
Газообразные и жидкие вещества - всего | |||||
из них: диоксид серы | |||||
оксиды азота (в пересчете на NO2) | |||||
оксид углерода | |||||
углеводороды (без летучих органических соединений) | |||||
летучие органические соединения |
В целом в республике содержание в атмосферном воздухе углекислого газа и оксида азота с 2014 г. не превышало 0,6-0,9 ПДК.
Острой проблемой остается загрязнение воздушного бассейна столицы Республики Тыва – г. Кызыла, особенно в зимний период. С юга и с севера к долине подступают гряды холмов, и город зажат в сравнительно узкой котловине, вытянутой с востока на запад. Одной из характерных климатических особенностей является образование воздушных инверсий, вследствие чего выбрасываемые загрязняющие вещества оказываются сосредоточенными в приземном слое воздуха. Недостаточная проветриваемость воздушного бассейна города в зимний период весьма затрудняет снос и рассеивание выбросов.
По данным наблюдений Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова в 2016 г. г. Кызыл включен в Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения, в которых среднегодовой комплексный индекс загрязнения атмосферы по пяти примесям (ИЗА-5) превышал 14 (в 2015 г. в список вошли одиннадцать городов, в 2014г. – девятнадцать). К основным факторам неблагоприятного «очень высокого» уровня загрязнения атмосферы г. Кызыла отнесены выбросы канцерогенных бенз(а)пирена и сажи, взвешенных веществ, диоксида азота, оксида углерода; формальдегида (рис. 3), в 2014 г. кратность превышения наибольшей разовой концентрации бенз(а)пирена над ПДК (стандартный индекс загрязнения) достигал очень высокого значения - 51,2.
Рис. 3 Среднегодовые концентрации формальдегида в атмосферном воздухе г. Кызыла с учетом «старых» (1) и изменившихся (2) ПДКс.с. за период 2012-2016 гг.
Анализ данных мониторинга уровней и полей загрязнений снегового покрова г. Кызыл за период 2011-2015 гг. свидетельствует о почти девятикратном росте загрязнения снегового покрова выбросами стационарных объектов тепловой энергетики (ТЭЦ, домовые печи, котельные): усредненное по территории города среднесуточное накопление пыли составило 8,8 мг/м2 в 2011 г., в 2015 г. – 75,6 мг/м2. Тренд загрязнения снегового покрова очерчивался линейной регрессией восходящего типа с расчетным коэффициентом ежегодного прироста суточных накоплений пыли 17.67 мг/м2.
Основной причиной ухудшения экологии г. Кызыла явилась интенсификация индивидуальных застроек в южной, северной зонах и восточной части центральной зоны города, приводящая к росту числа печей и котельных (при том, что технология и объемы сжигания углей на Кызылской ТЭЦ практически не изменились).
Последствия загрязнения атмосферного воздуха создают определенный риск для здоровья населения республики, 36,7% которого проживает в г. Кызыле.
Серьезной проблемой в Республике Тыва является обращение с отходами производства и потребления. Ежегодно на территории Республики Тыва образуется около 3-8 млн. тонн отходов, из которых большую часть составляют жидкие бытовые и промышленные отходы.
Образование и обезвреживание отходов производства и потребления
в 2012-2016 гг.
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2016 г. в % к 2012 г. |
Образование отходов производства и потребления, тыс.т. | - | 128,1 | ||||
Использование и обезвреживание отходов производства и потребления, тыс.т. | - | 1,6 | ||||
в процентах от общего объема образовавшихся отходов | 99,6 | 28,1 | 0,05 | 35,7 | 1,3 | 1,3 |
В 2016 году объем образованных твердых промышленных и бытовых отходов лицами, осуществляющими производственно-хозяйственную деятельность на территории республики, составил 8,3 млн. тонн, что на 28,1% больше объема отходов, образовавшихся в 2012 году. Из общего объема отходов производства и потребления объем использованных и обезвреженных отходов составляет 0,105 млн. тонн (1,6% от общего объема), тогда как в 2012 г. удельный вес обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов составлял 99,6%.
Среднее количество ежегодно образующихся твердых коммунальных отходов от населения на территории Республики Тувы составляет 200 тыс. тонн. По последним данным инвентаризации мест размещения отходов на территории республики отходы производства и потребления размещаются в 118 свалках, не имеющих соответствующих разрешительных документов, в том числе 33 стихийных. При значительных объемах образования отходов и отсутствия их переработки площадь отчуждаемых земель под размещение отходов будет продолжать расти.
Низкая степень использования отходов производства и потребления приводит к тому, что в настоящее время городские и сельские свалки являются основными объектами для захоронения твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва. Они имеются во всех районах, при этом большая часть объектов находится на грани заполнения, большинство объектов эксплуатируется свыше 40 лет. Практически все населенные пункты имеют несанкционированные свалки, которые занимают площадь более 55% от всех выявленных мест захоронения и хранения отходов республики (рис. 4).
Количество перерабатываемых отходов в г. Кызыле за последние годы увеличилось и составляет более 150 т/год. Существующий полигон находится на пределе своей емкости (емкость - 750 тыс. тонн отходов, в настоящее время он заполнен на ¾).
Одним из объектов накопленного экологического ущерба на территории Республики Тыва остается хвостохранилище комбината «Тувакобальт», расположенное в Чеди-Хольском районе. В результате 20 лет работы комбината «Тувакобальт» образовалось 1,7 млн. м3 твердых отходов, содержащих в среднем до 3,3 % токсичного металла – мышьяка. Две карты из пяти, где хранятся эти отходы, рекультивированы, три – открыты и подвержены ветровой эрозии.
Рис. Распределение образованных твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва в 2016г.
По результатам проведенной оценки экологической обстановки на территории Республики Тыва, можно сделать вывод, что текущая ситуация в сфере экологической безопасности экономики и экологии человека в республике характеризуется следующими особенностями:
1. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в регионе, в частности в г. Кызыле;
2. Проблема загрязнённости водных объектов;
3. Образование новых и заполнение существующих мест несанкционированного размещения отходов.
Стратегическими приоритетами экологической политики Республики Тыва являются следующее:
1. Внедрение и использование современных экологически безопасных технологий производства с целью обеспечения устойчивого развития хозяйственной деятельности;
2. Обеспечение экологически допустимых масштабов производственных мощностей объектов топливно-энергетического и горнодобывающего комплексов, а также территориальной концентрации производства на отдельных частях территории республики, прежде всего в республиканском центре. Это позволит поддерживать приемлемый уровень загрязнения атмосферного воздуха стационарными и подвижными источниками выбросов, организовать рациональное использование и охрану водных ресурсов, совершенствовать систему обращения с отходами производства и потребления;
3. Формирование и развитие системы экологической инфраструктуры на уровне как республики в целом, ее отдельных районов и городов, так и в рамках отдельных производственных объектов, оказывающих заметное воздействие на окружающую среду;
4. Разработка и реализация мер по усилению территориальных организационных структур в сфере охраны окружающей среды, расширение экологического контроля и региональной системы мониторинга состояния окружающей среды;
5. Формирование механизма экологической ответственности субъектов хозяйственной деятельности за негативное воздействие на окружающую среду и повышение их заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности. Одним из путей решения данной проблемы является совершенствование порядка взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду, что, с одной стороны, позволит расширить возможности полноценного финансирования природоохранной деятельности и, с другой стороны, обеспечит более эффективное использование платности в сфере управления качеством окружающей среды.
В качестве механизма реализации приоритетных направлений экологической политики республики требуется реализация комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятной экологической ситуации как важнейшего условия обеспечения достойного качества жизни и укрепления здоровья населения Республики Тыва:
- техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт», включающей в себя проведение комплекса природоохранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на восстановление и улучшение территории бывшего комбината «Тувакобальт» (рекультивация хвостохранилищ бывшего комбината «Тувакобальт» позволит изолировать пять карт захоронения промышленных отходов с общим объемом 1,7 млн. куб. м.);
- строительство нового межмуниципального полигона для размещения твердых коммунальных отходов г. Кызыла и пгт. Каа-Хем;
- реализация организационно-технических мероприятий Территориальной схемы обращения с отходами, направленных на формирование региональной системы экологически безопасного и экономически обоснованного обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами;
- внедрение системы раздельного сбора и рециклинга (вторичной переработки) отходов производства и потребления, организация пунктов приема вторичного сырья в муниципальных районах и городских округах республики;
- разработка механизма государственной поддержки, предусматривающего государственные преференции субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим раздельный сбор отходов производства и потребления;
- создание новых особо охраняемых природных территорий – кластерного участка «Шанчы» природного парка «Тыва», площадью 49 тыс. га, комплексного заказника «Буура», особо охраняемой природной территории местного значения в Тере-Хольском кожууне с целью увеличения площади особо охраняемых природных территорий до 20% от общей площади республики;
- организация экологического туризма на особо охраняемых природных территориях федерального и регионально значения, в частности на базе природного заповедника «Убсунурская котловина»и природного парка «Ергаки» с целью экологического просвещения населения и формирования экологической культуры.