Решающее значение среди данных компонентов принадлежит государству.
Государство – политическая целостность, закрепленная на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.
Так же признаками государства являются:
1. суверенитет, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как независимая власть;
2. монополия на легальное вооружение;
3. исключительное право на издание законов.
В истории социальной философии в понимании природы и функции государства сложились две наиболее характерные точки зрения:
1. классовая, в рамках которой государство трактуется как механизм господства и угнетения одного класса другим (марксизм);
2. функциональная, рассматривающая государство как необходимый механизм регуляции и координации усилий, распределения благ и ресурсов (концепция общественного договора, Т.Парсонс, Г.Алмонд).
Так как государства существенно отличаются друг от друга, то для отражения особенностей их устройства и функционирования в социальной философии используется понятие формы государства.
Под формой государства понимается единство трех основных компонентов:
1. формы правления, т.е. способы организации и порядка образования верховной государственной власти – монархия и республика.
Вмонархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — всевластие главы государства; конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.
2. формы государственного устройства, т.е. территориально-организационной структуры государства – унитарные, федеративные и конфедеративные государства
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
3. политические режимы, т.е. совокупности приемов и методов осуществления и сохранения власти – тоталитарные, авторитарные и либерально-демократические.
Тоталитарный политический режим имеет следующие характеристики:
· централизованное управление экономикой;
· систему контроля за поведением граждан, вплоть до быта и семьи;
· диктатура одной партии;
· диктат официальной идеологии в сфере духовной жизни и принудительное навязывание идеологии всем членам общества;
· сосредоточение всех СМК в партийных и государственных структурах.
Авторитарный политический режим:
· самовластие;
· приоритет личной власти с аналогичными средствами правления;
· не имеет прописанных в конституции механизмов преемственности власти.
Либерально-демократический режим:
· соблюдение прав человека, закрепленных законодательно;
· парламентаризм;
· институт голосования;
· многопартийная система;
· легитимная (законная) позиция власти по отношению к оппозиции;
· оппозиция, лояльная к закону.
Гражданское общество
Однако общественная система не исчерпывается государством. К. Поппер в работе «Открытое общество и его враги» пишет, что государство и власть предпочитает решать глобальные проблемы, но не любит решать частные, от решения которых зависит благополучие всех граждан. В этом Поппер видит черты «закрытого общества», для которого интересы государства всегда предпочтительнее интересов граждан. Преодолеть такую тенденцию позволяет гражданское общество. Известный исследователь гражданского общества Алекс де Токвиль (1805-1859) писал об отличии государства от гражданского общества, видя различие в том, что человек-гражданин готов отдать государственной власти свой избирательный голос, свои деньги на благотворительность, на общее дело помощи нуждающимся, не дожидаясь, когда это сделает государство.
Активность гражданского общества стимулирует, по мнению Токвиля, наука и техника. Они требуют от граждан самодеятельности (первостепенный признак гражданского общества), гражданских добровольных объединений, которые будут решать собственные потребности, не обращаясь к государству. По мнению Токвиля, гражданское общество реализуется через общение равных с равными, общение не с политическим государством, а друг с другом в реальном времени и пространстве. Т.о. гражданское общество организовано по горизонтали, оно координируется горизонтальными связями и отношениями. В государстве все связи иерархичны и вертикальны.
Глубже понять феномен гражданского общества позволит анализ его структуры:
· в экономической структуре – мелкий частный бизнес, акционерные общества и другие производства, созданные гражданами по собственной инициативе на личные средства;
· в социальной структуре – семья, органы самоуправления по месту работы, учебы; политические партии, общественные организации и негосударственные институты, защищающие права граждан и потребителей;
· в духовной – церковь, свободные ассоциации предпринимателей, организации по защите прав и свобод граждан, массмедиа, добровольные научные и творческие союзы, которые способствуют реализации свободы слова.
Все названные структуры гражданского общества позволяют гражданину вести диалог с государством, но не один на один, а в составе соответствующего социального института. Именно в этом – критерий развитости гражданского общества.
Таким образом, если содержание государства оставляет реализация общественных интересов средствами конституции, власти, права, принуждения, то содержание гражданского общества – реализация повседневных интересов граждан средствами убеждения, правовых и моральных норм, традиций и искусств. Основы гражданского общества формирует свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации, оказывающие помощь гражданам по защите его прав и свобод.