Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция.

Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация.

3. Теории опытных (эмпирических) наук. Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биоло­гии, социологии, истории и др. — по глубине проникновения в сущ­ность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса:

· феноменологические и

· нефеноменологические.

· Феноменологические (их называют также эмпирическими) ОПИСЫ­ВАЮТ наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процес­сов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.).

Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколько-нибудь сложные абстрактные объек­ты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют и строят неко­торые идеализации изучаемой области явлений.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РЕШАЮТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗАДАЧУ УПОРЯ­ДОЧИВАНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ОБОБЩЕНИЯ ОТНОСЯЩИХСЯ К НИМ ФАКТОВ.

Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением спе­циальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер.

С феноменологическими тео­риями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систе­матизация и обобщение фактологического эмпирического материала.

Такие теории — вполне закономерное явление в процессе научного познания.

· С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают местно нефеноменологическим (их называют также объяс­няющими).

Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимо­связи, существенные отношения, т.е. их законы.

НО ЭТО УЖЕ НЕ ЭМ­ПИРИЧЕСКИЕ, А ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ ФОРМУЛИРУЮТСЯ НЕ НЕ­ПОСРЕДСТВЕННО НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТНЫХ ДАННЫХ, А ПУТЕМ ОПРЕДЕ­ЛЕННЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С АБСТРАКТНЫМИ, ИДЕАЛИЗИРОВАННЫ­МИ ОБЪЕКТАМИ.

4. Точность предсказаний как основание классификации теорий. Одним из важных критериев, по которому можно классифициро­вать теории, является точность предсказаний.

По этому критерию можно выделить два больших класса теорий:

· К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (напри­мер, многие теории классической механики, классической физики и химии).

· В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов.

Такого рода стохастические (от греч. —догадка) теории встречаются не только в современной физике, но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самих объектов их исследования.

5. Основные особенности любой научной теории. Любая теория (независимо от ее типа) имеет следующие основ­ные особенности:

· Теория — это не отдельно взятые достоверные научные положе­ния, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система.

· Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете явля­ется теорией.

Чтобы превратиться в теорию, знание должно дос­тигнуть в своем развитии определенной степени зрелости.

А имен­но — когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.

· Для теории обязательным является ОБОСНОВАНИЕ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

· Теоретическое знание должно стремиться к ОБЪЯСНЕНИЮ КАК МОЖ­НО БОЛЕЕ ШИРОКОГО КРУГА ЯВЛЕНИЙ, к непрерывному УГЛУБЛЕНИЮ ЗНАНИЙ О НИХ.

· Характер теории определяется СТЕПЕНЬЮ ОБОСНОВАННОСТИ ЕЕ ОПРЕ­ДЕЛЯЮЩЕГО НАЧАЛА, отражающего ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ ЗАКОНОМЕР­НОСТЬ ДАННОГО ПРЕДМЕТА.

· Структура научных теорий содержательно определена системной организацией ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ (АБСТРАКТНЫХ) ОБЪЕКТОВ (теоре­тических конструктов).

· Теория — это не только готовое, ставшее знание, но и ПРОЦЕСС ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ; поэтому она не является «голым результатом», а ДОЛЖНА РАССМАТРИВАТЬСЯ ВМЕСТЕ СО СВОИМ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ.

6. Как рассматривается теория в современной философии науки? В современной философии науки (как западной, так и отечествен-
ной) теория уже не рассматривается как неизменная, «закрытая» статическая система с жесткой структурой, а строятся различные МОДЕЛИ ДИНАМИКИ (роста, изменения, развития) знания.

· В этой связи подчеркивается, что при всей плодотворности формализации и аксиоматизации теоретического знания нельзя не учитывать, что РЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОНСТРУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ОХВАТ НОВОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ В РАМКИ
ФОРМАЛЬНО-ДЕДУКТИВНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВЕРТЫВАНИИ ТЕОРИИ.

· Однако РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ НЕ ЕСТЬ ТОЛЬКО «ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ ВНУТРИ ЕЕ САМОЙ» («ФИЛИАЦИЯ ИДЕЙ»), а АКТИВНАЯ ПЕРЕРАБОТКА МЫСЛЬЮ МНОГО­ОБРАЗНОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СОБСТВЕННОЕ ВНУТРЕННЕЕ СОДЕР­ЖАНИЕ ТЕОРИЙ, КОНКРЕТИЗАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ ЕЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА.

Образ действительного развертывания (развития) теории, данный Ге­гелем«снежный ком», — не утратил своей актуальности и по сей день.

ВОТ ПОЧЕМУ ВАЖНЕЙШИМ МЕТОДОМ ПОСТРОЕНИЯ, РАЗВЕРТЫВАНИЯ И ИЗЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ МЕТОД ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОН­КРЕТНОМУ.

48. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРИЙ В

СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

ПЛАН

1. Методологический урок, преподнесенный науке квантовой физикой.

2. Идеализированный объект и программа исследования.

3. Что такое теоретические законы?

4. «Физическая реальность» А.Эйнштейна.

1. Методологический урок, преподнесенный науке квантовой физикой. В ходе развития науки в связи с новыми фундаментальными от­крытиями (особенно в периоды научных революций) происходят кар­динальные изменения представления о механизме возникновения на­учных теорий.

Как отмечал А. Эйнштейн, важнейший методологи­ческий урок, который преподнесла квантовая физика, состоит в отка­зе от упрощенного понимания возникновения теории как простого ин­дуктивного обобщения опыта.

Наши рекомендации