Свойства организационных систем
Свойства элементов (подсистем) определяют место последних во внутренней организации системы и реализуются в их функциях. Это проявляется в определенном влиянии на другие элементы, или объекты, находящиеся вне системы и способные это влияние воспринимать, преобразовывать и изменяться в соответствии с ним.
Во-вторых, система имеет границы, отделяющие ее от окружающей среды. Эти границы могут быть «прозрачными», допускающими проникновение в систему внешних влияний, и «непрозрачными», наглухо отделяющими ее от всего остального мира. Системы, осуществляющие свободный двусторонний обмен энергией, веществом, информацией со средой, получили название открытых; в противном случае говорится о закрытых системах, функционирующих относительно не зависимо от среды.
Если в систему вообще не поступают ресурсы извне, она имеет тенденцию к затуханию (энтропии) и прекращает свое существование (например, часы, если их не завести, останавливаются).
Открытые системы, самостоятельно черпающие необходимые для себя ресурсы из внешней среды, и преобразующие их для удовлетворения своих потребностей, в принципе неиссякаемы. В то же время, недостаточно, или наоборот, чрезмерно активный обмен со средой может систему разрушить (по причине нехватки ресурсов или неспособности их ассимилировать ввиду избыточного количества и разнообразия). Поэтому система должна находиться в состоянии внутреннего равновесия и баланса со средой. Это обеспечивает ее оптимальное приспособление к ней и успешное развитие.
Открытые системы стремятся к постоянным изменениям за счет специализации, дифференциации, интеграции элементов. Это ведет к усложнению связей, совершенствованию самой системы, позволяет достигать целей многими способами (для закрытых возможен только один), но требует дополнительных ресурсов.
В третьих, каждая система имеет определенную структуру, то есть упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов (иногда в обиходе понятие структура используется как синоним понятию организация).
Упорядоченность придает системе внутреннюю организацию, в рамках которой взаимодействие элементов подчиняется определенным принципам, законам. Системы, где такая организация минимальна, называются неупорядоченными, например, толпа на улице. Структура может в той или иной степени зависеть от особенностей самих элементов (например, взаимоотношения в чисто женском, мужском, детском или смешенном коллективах неодинаковы).
В-четвертых, в каждой системе есть некое явное системообразующее отношение или качество, которое в той или иной степени проявляется во всех остальных, обеспечивает их единство и целостность. Если оно определяется природой системы, то называется внутренними, в противном случае — внешним. В то же время, внутренние отношения могут распространяться и на другие системы (например, через подражание, заимствование опыта). Возможность реализации отношений и свойств системы исключительно на данной основе (субстрате) делает ее уникальной. В социальных системах кроме явного системообразующего отношения могут существовать неявные.
В-пятых, каждая система обладает определенными качествами. Многокачественность системы является следствием бесконечности связей и отношений, существующих на различных ее уровнях. Качества проявляются в отношении к другим объектам, причем, неодинаково. Например, один и тот же человек в роли руководителя может кричать на подчиненных и лебезить перед своим непосредственным начальником. Качества системы в определенной степени воздействуют на качество вошедших в них элементов, преобразуют их. Способность достигать этого характеризует силу системы.
В-шестых, системе присуща эмерджентность, то есть появление качественно новых свойств, отсутствующих у ее элементов, или не характерных для них. Таким образом, свойства целого не равны сумме свойств частей, хотя и зависят от них, а объединенные в систему элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые.
12.Понятие и структура социальной организации
Люди давно осознали силу и преимущество организованных групп перед неорганизованными, поняли, что совместная организованная деятельность позволяет добиваться лучшего результата. Поэтому в современном обществе значительное количество социальных групп существует в виде организаций.
Понятие «организация» употребляется в нескольких значениях.
Первое значение отражает степень упорядоченности системы («организованность»).
Второе значение характеризует процесс налаживания связей в ходе совместной деятельности («организовывание»).
Третье значение относится к социальной группе, созданной искусственно, имеющей определенную цель деятельности и реализующей определенную социальную функцию. Мы будем рассматривать именно это явление.
Социальная организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей.
Социальные организации, по большей части, спроектированы — учреждены с определенными целями, и располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.
В доиндустриальном мире большинство потребностей человека — добывание пищи, воспитание детей, работа и досуг — удовлетворялись в семьях, в среде близких родственников и соседей.
В современных обществах все мы гораздо более взаимозависимы, чем когда-либо раньше. Многие наши потребности удовлетворяются теми людьми, которых мы никогда не встретим в жизни. В этих обстоятельствах требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, каковую и выполняют социальные организации.
Социальная организация — большая, формальная вторичная социальная группа, которая характеризуется:
1. определенной социальной структурой,
2. коллективной тождественностью (идентичностью),
3. имеет точный список членов,
4. программу деятельности и
5. процедуру перемещения (или замещения) членов.
1. Социальная структура — совокупность людей, имеющих сходные черты, и отношений, возникающих между ними в ходе взаимодействия. Включенность индивидов в социальную структуру предполагает, что они имеют как минимум одну общую черту (свойство) и связаны не иначе, как посредством взаимодействия.
Социальная структура организации раскрывается через взаимодействие формальной и неформальной структур. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию американский социолог Элтон Мэйо (1880—1949), проводивший в 20—30-е годы знаменитые Хоторнские эксперименты. В ходе экспериментов он обнаружил, что в любой компании или на заводе помимо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (неформальная организация).
В формальной организации есть:
1) единая цель (производство продукции или оказание услуг);
2) система власти, или управление, которое требует подчинения нижестоящих вышестоящим;
3) распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, постоянно между собой взаимодействующих.
Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и взаимоотношений между ними. Ненавидя одних и дружески относясь к другим, люди на работе формируют малые группы, кружки, компании, которые борются между собой или сотрудничают. Так возникает новая структура — неформальная организация.
Неформальная структура может соответствовать формальной, а может не соответствовать или даже противоречить ей.
В первом случае, при совпадении деловых и межличностных отношений, возрастает сплоченность организации, повышается эффективность ее деятельности.
При рассогласовании официальной и неофициальной структур социальная группа оказывается разобщенной, и эффективность решения стоящих перед ней задач существенно снижается.
Неформальные группы формируются в сфере неофициального общения, межличностных контактов на основе общих интересов, взглядов, убеждений, в них складываются отношения взаимной симпатии, личной привязанности, дружбы, жесткая стратификация отсутствует, а различия в положении членов если и существуют, то в основном определяются личностными качествами индивидов.
Формальная структура организации – ее штатное расписание:
2. Коллективная идентичность — название, признанное всеми членами социальной организации и обществом.
В названии может содержаться информация о целях социальной организации, ее расположении, правилах приема персонала.
3. Точный список членов организации.
Социальная организация позволяет идентифицировать ее членов на принадлежащих и не принадлежащих к ней.
4. Программа деятельности может формулироваться очень точно или только в самых общих чертах. Но в любом случае существует определение цели деятельности и способы ее достижения. Главная общая цель социальной организации называется ее миссией и должна состоять в удовлетворении общественно значимой потребности.
5. Процедура перемещения членов организации включает правила приема новых членов и передвижения старых с одной позиции на другую.
На внешнюю угрозу организация отвечает усилением внутренней сплоченности. Наиболее полное совпадение формальных и неформальных структур присуще коллективу — высшей форме групповой организации.
Коллектив — это организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Вторым важнейшим признаком коллектива, характеризующим взаимоотношения его членов, является опосредование межличностных отношений содержанием общественно полезной и личностно значимой совместной деятельности. Коллектив является единым целым, качественно не сводимым к сумме входящих в него индивидов. Это единство характеризуется таким свойством, как сплоченность.
Социальные организации подразделяют на небюрократические и бюрократические.
Небюрократическими социальными организациями являются, например, давно существующие добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи.
Простейшим видом небюрократических неформальных организаций являются добровольные ассоциации.
Им свойственны три основные черты:
1) она образована для защиты общих интересов ее членов;
2) членство является добровольным — оно не предусматривает предъявления требований к определенным людям и его не присваивают от рождения; лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольной ассоциации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность лидеров;
3) организация этого типа не связана с местными или государственными органами.
За последние сто лет число и разнообразие групп взаимопомощи значительно возросло. Появились ассоциации домовладельцев, анонимных алкоголиков, группы реабилитации наркоманов и сотни других. Организации взаимопомощи образуют люди, находящиеся в одинаковом положении, и собирающиеся вместе, чтобы оказать друг другу помощь в реализации общих интересов или чтобы справиться с общими проблемами. Такие организации являются, как правило, неиерархическими; в них отсутствуют фиксированные должности. Членство в этих организациях зачастую непостоянное; члены организации могут посетить одно или несколько собраний, а затем покинуть организацию.
13Типология социальных организаций
Социологи, изучающие организации, классифицируют их самым различным признакам.
Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:
деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить политические, социальные, культурные, другие потребности (политические партии, профсоюзы, и т.д.);
промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.);
ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).
Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные др.
Главный элемент социального менеджмента — это цель. Социальные цели имеют комплексный характер. Их реализация находится под воздействием различных объективных и субъективных факторов. Социальные факторы оказывают неодинаковое воздействие на отдельные управленческие группы. Все компоненты, входящие в общую структуру социальных факторов, взаимосвязаны и образуют сложную динамическую, взаимообусловливающую и взаимокомпенсирующую систему, имеющую иерархический характер, внешнюю и внутреннюю структуру.
К внешней структуре относятся социально-психологические явления, такие как морально-психологический климат, особенности стиля руководства, формы собственности, ролевая структура, структура управления и т.д.
К внутренней структуре относятся соответственно личностные характеристики, такие как мотивы, установки, потребности, интересы и т.д.
Такое деление достаточно условно и используется для простоты изложения, это позволяет структурировать всю совокупность социальных факторов.
Чтобы установить воздействие отдельных факторов в социальном управлении необходимо соблюдать последовательность:
1) определение целей;
2) анализ основных факторов при разрешении социальных проблем;
3) разработка и увязка всех мероприятий в единую программу, с указанием их значимости и времени реализации, по решению социальных проблем управления;
4) определение источников финансовых ресурсов для достижения поставленных целей при решении социальных проблем управления;
5) четкое определение ответственности и системы контроля за реализацией мероприятий по решению социальных проблем управления.
В процессе формирования целей большое значение имеет учет социально-экономических последствий управленческих групп в хозяйственных системах, их поведение и взаимодействие, взаимоотношение «верхов» и «низов» в процессе решения социальных проблем. Социальное управление изучается с помощью теории социально-управленческого механизма. В социальном менеджменте он служит мостом, который позволяет перейти от общей экономико-социальной теории познания социальных процессов управления производством к реальным ситуациям экономического производства.
Социальный механизм управления представляет собой совокупность средств и инструментов, выполняющих двигательную роль соответствующих сфер. Структура социального механизма управления производством отражает настроение управленческих групп, обладающих способностью к саморегуляторской активности и находящихся в объективно заданных условиях, ограничивающих их «субъективный потенциал».
Двойственный характер этого механизма порожден устройством общества и наличием в нем двух структур: формальной и неформальной. Формальная структура отношений управленческих групп строится на основе нормативно-правовых актов, а неформальная структура общества на интересах, симпатиях.
Субъекты социального механизма управления производством подразделяются на три укрупненные группы: руководители общей компетенции — группы районного уровня и руководители предприятий;технологи — специалисты двух уровней; организаторы — линейные группы нижнего уровня, а также исполнители управленческих функций на общественных началах.
Система управления обществом в государстве состоит из реальных иерархий и уровней управления, а также специфических отношений между субъектами различных государственных институтов. Она отражает результат деятельности субъекта власти на основе созданного им механизма управления, где формы и способы их соединения в целом не случайны.
Элементы этого механизма — функциональные звенья и органы управления, методы и системы управления и отношения между ними в зависимости от полномочий занимаемых должностей.
Система управления обществом строится на основании иерархического принципа управления и имеет следующие уровни:
»макроструктуру;
»мезоструктуру;
»мини-структуру.
Макроструктура — это административно-территориальное деление страны, республики, области, края, района и поселения. Мезоструктура— структура государственных органов управления. Мини-структура — низшие звенья и органы системы управления и отношения между ними.
В хозяйственных системах к макроэкономической структуре относятся народные хозяйства и отрасли; к мезо-структуре — органы управления отраслью; мини-структуре — структура предприятия.
Из всего многообразия должностей в системе рассматриваем три:
≈руководителей высшего уровня;
≈первых заместителей;
≈заместителей в административной представительской контрольной подсистеме.
Системы управления обществом государства подразделяются на три подсистемы: административную (исполнительную), представительскую и контрольную.
Административная подсистема управления создана государственными органами управления и выполняет следующие функции: управления производством, распределением, потреблением, учетом, а также такими системами, как оборона и безопасность страны и правоохранительные органы.
Представительский (законодательный) код подсистемы образован Государственной Думой.
Контрольнаяподсистема сформирована государственными органами, в функции которых входят законо- и правоохранительная деятельность (префектурами, народными и арбитражными судами), а также министерствами и ведомствами, осуществляющими надзор за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологических станций Минздрава, Охотинспекции и т.д.
Связи между органами управления делятся на субординационные и координационные.
Субординационные связи формируют мини-структуру в пределах подсистем управления и представляют собой отношения прямого подчинения (приказ — выполнение).
Координационные связи интегрируют различные подсистемы системы управления.
Эти связи и отношения объединяют функциональные и коллегиальныеорганы управления (например, коллегия министерства).
Такое деление связей относительное, в практической жизни все связи и отношения тесно переплетаются: так, министру в принципе подчинены его заместители, однако, и министр и его заместители — члены коллегии министерства, отношения в которой в значительной степени коллегиальные и координационные.
Каждая подсистема общества, социальный институт пронизаны организационными отношениями, которые выступают важным регулирующим фактором активности, усиленной деятельности, которая поддается планированию, координации, коррекции, контролю. Организованность самого субъекта управления определяется внешними воздействиями и процессами самоорганизации.
Организационные отношения, которыми пронизано все общество и его отдельные подсистемы, имеют двойной характер:
Первое - отношения в процессе управления, когда цели уже поставлены, определены задачи и методы их решения, но предстоит расставить людей по рабочим местам, рационально определить их функции, права и полномочия, ответственность, обеспеченность ресурсами, осуществить контроль за принятыми решениями и т.п.
Второе - общество как совокупность социальных подсистем, каждая из которых имеет свою внутреннюю структуру, отличается характером упорядоченности, уровнем согласованности, субординации, а потому и относительной самостоятельностью.
Различают две формы и два типа организаций — формальные инеформальные.
Формальные основаны на административных принципах, определении рабочих мест, функциональных обязанностей, прав и полномочий. Такая организация обычно называется скалярной и выполняет функции ориентирования, нормирования и внешнего контроля, интеграции рабочих мест и работников для достижения институциональных целей.
Специфика организации управления на уровне района заключается в структурной автономизации управления от общегосударственного административного и контрольных институтов, что особенно четко проявляется в административных районах.
Для управления предприятиями и организациями, размещенными на конкретных территориях, необходима иерархия органов административной подсистемы и, чтобы координировать территориальные и отраслевые (административные аспекты функционирования государства) создаются и другие подсистемы управления (представительские и контрольные).
Персональные изменения в системе управления не могут в принципе ее изменить и стабилизировать, необходимы преобразование самой подсистемы управления.
Преобразование подсистем управления — разделение или слияние хозяйственных систем, создание новых форм координации. Эти изменения отражают изменение приоритетов государства, но в целом преобразования подсистем управления к системам управления нейтральны.
Формирование организационной структуры социального механизма управления должно отвечать следующим требованиям.
1. Изучение установленных границ компетенции (роли) различных профессионально-должностных групп в производственной сфере. Эта задача — отправная точка при изучении поля служебной деятельности каждой профессионально-должностной группы. Ее решение позволяет, во-первых, определить особенности управленческой роли групп, во-вторых, оценить, в какой мере регулирующие нормативные документы могут служить руководством при постоянно меняющихся производственных условиях. На выходе решения этой задачи должна быть классификация установленных группообразующих обязанностей, выявление среди них наиболее трудных и важных, сопряженных с большой ответственностью, а также обязанностей средней и небольшой важности, требующих среднего и небольшого объема ответственности.
2. Выявление реального поля служебной деятельности и его сравнение с установленным. Решение этой задачи предполагает выявление групп работников со сходными структурами выполняемых работ и установление соответствия (несоответствия) реальной деятельности групп их нормативной роли.
3. Выявление групп работников, различающихся реальным объемом распорядительных полномочий в отношении разных производственных ресурсов. Разные группы работников обладают разным объемом распорядительных полномочий относительно подчиненных (имеют разное количество исполнителей их распоряжений), производственных помещений, техники, оборудования и пр.
4. Определение реальной степени опекаемости профессионально-должностных групп вышестоящими руководителями. Иерархия управления предполагает определенную сопод-чиненность управленческих звеньев. Каждая управленческая группа (кроме исполнителей самого нижнего уровня и самых верхних эшелонов управления) имеет над собой определенную управленческую надстройку и в то же время служит управляющей по отношению к нижестоящим звеньям.
На выходе должна быть классификация работников, различающихся управленческой надстройкой и степенью опекаемости, т.е. числом таких лиц и организаций (нормальное, чрезмерное, недостаточное).
5. Выявление групп работников, различающихся комплексом взаимодейственных характеристик профессионально-должностного положения: объемом распорядительных полномочий и степенью опекаемости вышестоящими группами. Эта классификация нужна, чтобы понять реальную картину взаимодействий разных групп работников, оценить ее расхождение с нормативной моделью, а также для того, чтобы установить зависимость между этими критериями и степенью самостоятельности работников в исполнении ими своих служебных обязанностей.
6. Установление степени самостоятельности работников разных профессионально-должностных групп в выборе ими линии поведения, направленного на выполнение своих обязанностей. При решении этой задачи могут выявиться два типа работников: ориентированные на самостоятельные действия и на помощь извне, пассивное ожидание решения проблем другими группами работников.
7. Выявление естественных границ между группами работников по комплексу критериев профессионально-должностного положения и их сравнение с установленными. Полученная классификация по характеру обязанностей, ответственности, распорядительным полномочиям и самостоятельности будет характеризовать искомые реальные субъекты управления. Их оценка с нормативных позиций позволит измерить их расхождение с установленными.
8. Оценка реальных субъектов управления с точки зрения хозяйственной целесообразности разделения труда с учетом происходящей перестройки. Социальный смысл этой задачи состоит в установлении соотношения между сложившейся реальной практикой управления, характером, видами взаимодействия разных групп и целесообразностью — цели производственного, экономического и социального развития предприятий.
9. Выявление социальных регуляторов выполнения трудовых обязанностей через сложившуюся систему социальных ценностей, установок, стереотипов, штампов. Производственную деятельность разных профессионально-должностных групп, кроме нормативных документов, определяет групповой норматив служебных обязанностей, т.е. субъективные представления самих работников о том, какие обязанности и в каком объеме входят (не входят) в их служебную компетенцию.
10. Оценка реального материального положения разных профессионально-должностных групп работников. Следует определить, в какой мере реальная дифференциация по материальному положению групп соответствует их официальной и реальной дифференциации по профессионально-должностному положению.
Определенное значение при формировании управленческих групп имеет их численность. Принято считать, что люди быстрее сплачиваются в коллективе при нижнем пределе в 10—15 человек. В небольшом коллективе среди его членов уменьшаются возможности выбора психологически наиболее совместимых людей, а большие распадаются на отдельные группы, что снижает цельность, сплоченность коллектива.
Другой важный социально-психологический момент формирования управленческих групп — возрастная структура работников. Практика показывает, что коллектив должен быть разновозрастным, т.е. включать как опытных работников с большим стажем работы, так и молодежь. Это позволит в большей степени использовать знания и умения кадровых работников и удовлетворять их естественную социальную потребность в передаче жизненного и профессионального опыта, а молодежи обеспечивает условия для более успешной адаптации к коллективному труду и овладения профессией.
Управленческие группы социального механизма управления обычно объединяют людей разного возраста и черт характера, разной профессиональной подготовки и должностного положения, различных умений и способностей. Это требует от руководства индивидуального подхода к подчиненным. Развитие таких качеств руководителя, как психологическая интуиция и психологический такт, поможет лучше ориентироваться во взаимоотношениях людей и руководить коллективом.
Психологическая интуиция есть способность понимать психологию людей, их характерные особенности и эмоциональный настрой, качества характера и мотивы поведения. Развивает психологическую интуицию внимательность к людям и склонность к анализу поведения тех или иных работников. Способность мысленно поставить себя в положение другого человека, видеть ситуацию его глазами, делает руководителя более объективным и дает возможность понять скрытые мотивы поступков людей. Это позволяет лучше ориентироваться в конфликтных ситуациях и выбирать оптимальные формы воздействия в сложившейся ситуации.
Психологический такт руководителя проявляется в выборе нужной формы общения, обеспечивающей наибольшую эффективность взаимодействия и наибольшую психологическую приемлемость в гибкости предъявляемых требований.
Дефект в работе может быть результатом случайной ошибки и опытного, добросовестного работника. Воздействие со стороны руководителя в этой ситуации различно. Иногда конфликтные ситуации во взаимоотношениях людей возникают только из-за неправильно выбранного тона разговора и формы воздействия руководителя, не учитывающего разнообразия условий и индивидуальных особенностей людей.
Причины конфликтной ситуации:
›недостатки в организации труда;
›несовершенство оплаты труда;
›неудовлетворительные условия труда;
›нарушение трудового законодательства;
›неудовлетворительный стиль руководства;
›низкий уровень культуры и т.д.
Производственные конфликты снижают работоспособность, ухудшают психологический климат в коллективе, увеличивают текучесть кадров.
Один из компонентов социального механизма управления —неформальная структура взаимодействия управленческих групп. Содержание неформального взаимодействия управленческих групп не фиксируется в нормативной организационной документации. Это взаимодействие управленческих групп формируется на основе общности интересов, сходства характеров, взаимопонимания, личных симпатий.
Руководитель должен знать структуру своего коллектива, выявлять неформального лидера, а для этого необходимо знать интересы отдельных людей, мотивы их поведения, источники конфликтов, уметь предвидеть реакцию работников в наиболее типичных ситуациях.
В управленческих группах, где формальная и неформальная структуры совпадают, наблюдается сплоченность, хороший психологический климат, высокая производительность и общественная активность.
Неформальные взаимодействия — составная часть общей системы управленческих взаимодействий, без них обойтись невозможно. Неформальные управленческие взаимодействия образуют целостную функциональную подсистему общей системы взаимодействий. Поэтому управленческие группы — участники взаимодействий — вырабатывают ряд механизмов формализации неформальных управленческих взаимодействий, что должно осуществить их переход на формальную основу и тем самым снять психологический барьер.
В ходе этих взаимодействий происходит обмен ресурсами (ресурсообменные отношения), статусами (отношения оперативного управления), а также «бумагами» — планами, лимитами, приказами, деньгами (хозяйственные отношения).
14.Принципы построения социальных организаций
Общие принципы таких организаций:
1) общая организационная цель деятельности;
2) устойчивые нормативные (формальные) связи между членами организации, установленные правила, порядок взаимодействий, сложившаяся организационная структура;
3) взаимодействие с внешней средой;
4) использование организационных ресурсов для достижения целей.
Организационная структура характеризуется разделением труда, специализированными подразделениями, иерархией должностей и порядком использования ресурсов.
К числу ресурсов формальной организации относятся труд, оборудование, денежные средства, земля, капитал и человеческий ресурс.
Организация все в большей мере понимается не только как система функций, нормативов, но и как сфера межгруппового и межличностного взаимодействия.
Определяющий фактор связан с ростом роли и значения социального ресурса в системе организационных отношений, который становится главным.
Неформальная организационная структура при определенных условиях может потеснить формальную. Начало пониманию неформальных организаций было положено под руководством Мейо в рамках хотторнского эксперимента на одном из предприятий США, где впервые были выявлены возможности малой группы, резерв человеческого фактора, творческих возможностей человека, что во многом противоречило господствующей тогда классической теории Тейлора.
Знание и понимание человека, возможностей его поведения в организации — важнейший элемент современной управленческой и организационной культуры, суть менеджеральной революции. Поэтому в науке разрабатываются технологии построения сильных социальных организаций с учетом их формальных и неформальных структур.