Основы инвестиционной деятельности организации
Для поддержания конкурентоспособности организации и ее доли рынка сбыта, ей постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Для проведения реконструкции старого и покупки нового оборудования организации необходимо вложение денег, которое ей чаще всего недоступно по причине отсутствия свободных денежных средств. Для привлечения необходимых средств организация должна проводить соответствующую инвестиционную политику.
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любой организации. При большом выборе видов инвестиций организация сталкивается с задачей выбора инвестиционного решения. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.
Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство организации ясно представляет себе в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность изменения положения организации на рынке, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и др.
Инвестиции — это долгосрочные вложения капитала в различные сферы деятельности организации с целью его сохранения и увеличения.
Различают реальные (капиталообразующие) инвестиции — вложение в создание новых, реконструкцию или техническое перевооружение существующих организаций, производств и финансовые (портфельные) вложения в покупку акций и ценных бумаг государства, других организаций, инвестиционных фондов. В первом случае организация-инвестор, вкладывающая средства, увеличивает свой производственный капитал — основные производственные средства и необходимые для их функционирования оборотные средства. Во втором случае инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды — доход на ценные бумаги. Вложения денежных средств в создание производств при этом осуществляют другие организации, выпустившие акции для привлечения финансовых средств на осуществление их инвестиционных проектов.
Другими формами инвестирования являются: приобретение земельных участков, имущественных прав (оцениваемых денежным эквивалентом), лицензий на передачу прав промышленной собственности, секретов производства, патентов на изобретения, свидетельств на новые технологии, полезные модели и промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства, права землепользования и т. п.
Инвестиции, вкладываемые в создание новых и воспроизводство действующих основных средств без вложений в потребные оборотные средства, имеют форму капитальных вложений. Капитальные вложения составляют преобладающую часть всех средств, обеспечивающих простое и расширенное воспроизводство основных средств. К ним относятся все капитальные затраты на прирост и возмещение износа основных средств, включая затраты на капитальный ремонт и модернизацию.
Все источники инвестиций подразделяются на собственные (внутренние) и внешние.
К собственным источникам инвестиций относятся:
- собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий, и т. п.;
- иные виды активов (основные средства, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок и т. п.);
-привлеченные средства в результате выпуска организацией и продажи акций;
- средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;
- благотворительные и другие аналогичные взносы.
К внешним источникам инвестиций относятся:
- ассигнования из государственного, региональных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
- иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных организаций, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, организаций различных форм собственности и частных лиц;
- различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях), кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других организаций, векселя и другие средства.
Суть инвестирования с точки зрения инвестора заключаются в следующем. Для принятия решения о долгосрочном вложении капитала необходимо располагать информацией, в той или иной степени подтверждающей два основных предположения:
- вложенные средства должны быть полностью возмещены;
- прибыль, полученная в результате данной операции, должна быть достаточно велика, чтобы компенсировать временный отказ от использования средств, а также риск, возникающий в силу неопределённости конечного результата.
К критическим моментам в процессе оценки единичного проекта или составления бюджета капиталовложений относятся:
а) прогнозирование объёмов продаж с учётом возможного спроса на товары;
б) оценка притока денежных средств по годам;
в) оценка доступности требуемых источников финансирования;
г) оценка приемлемого значения стоимости капитала, используемого, в том числе, и в качестве ставки дисконтирования.
В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любая коммерческая организация имеет ограниченную величину свободных финансовых ресурсов, доступных для инвестирования. Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимоисключающих проектов, то есть возникает необходимость сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-либо формализованных критериях. Весьма существенен фактор риска, поскольку инвестиционная деятельность, во-первых, всегда связана с иммобилизацией финансовых ресурсов организации и, во-вторых, обычно осуществляется в условиях неопределённости, степень которой можно значительно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе.
Ошибочный прогноз в отношении целесообразности приобретения того или иного объёма активов может вызвать неприятные последствия двух типов:
- ошибка в инвестировании в сторону занижения приведёт к неполучению возможного дохода;
- излишнее инвестирование чревато неполной загрузкой мощностей.
Часто проекты связаны между собой таким образом, что принятие нового проекта способствует росту доходов по одному или нескольким другим проектам. Выявление этих отношений подразумевает ранжирование - приоритетность рассмотрения проектов в комплексе, а не изолированно.
Таким образом, смысл общей оценки инвестиционного проекта заключается в представлении всей информации в таком виде, который позволит лицу, принимающему решение, сделать заключение о целесообразности (или нецелесообразности) осуществления инвестиций. И особую роль здесь играет коммерческая (финансово-экономическая) оценка инвестиционного проекта. Проблема принятия решения об инвестициях состоит в оценке плана предполагаемого развития событий с точки зрения того, насколько содержание плана и вероятные последствия его осуществления соответствуют ожидаемому результату.
В случае, если объем инвестиций оказывается существенным для данной организации с точки зрения влияния на его текущее и перспективное финансовое состояние, принятию соответствующих управленческих решений должна предшествовать стадия планирования или проектирования, то есть стадия предынвестиционных исследований, завершающаяся разработкой инвестиционного проекта.
Инвестиционным проектом называется план или программа мероприятий, связанных с осуществлением капитальных вложений и их последующим возмещением и получением прибыли.
Задача разработки инвестиционного проекта - подготовка информации, необходимой для обоснованного принятия решения относительно осуществления инвестиций. Для этой цели инвестиционный проект рассматривается во временной развертке, причем анализируемый период (горизонт исследования) разбивается на несколько промежутков - интервалов планирования.
Для каждого шага (интервала планирования) составляются бюджеты - сметы поступлений и платежей, отражающих результаты всех операций, выполнявшихся в этом временном промежутке. Сальдо такого бюджета - разность между поступлениями и платежами - есть денежный поток инвестиционного проекта на данном интервале планирования.
Если все составляющие инвестиционного проекта будут выражены в денежной оценке, мы получим ряд значений денежных потоков, описывающих процесс осуществления инвестиционного проекта.
В укрупненной структуре денежный поток инвестиционного проекта состоит из следующих основных элементов:
- инвестиционные затраты;
- объем продаж;
- производственные затраты;
- налоги.
На начальной стадии осуществления проекта (инвестиционного периода) денежные потоки, как правило, оказываются отрицательными. Это отражает отток ресурсов, происходящий в связи с созданием условий для последующей деятельности (например, приобретением внеоборотных активов и формированием чистого оборотного капитала). После завершения инвестиционного и начала операционного периода, связанного с началом эксплуатации внеоборотных активов, величина денежного потока, как правило, становится положительной.
Дополнительная выручка от реализации товаров и услуг, как и дополнительные производственные затраты, возникшие в ходе осуществления проекта, могут быть как положительными, так и отрицательными величинами. В первом случае это может быть связано, например, с закрытием убыточного производства, когда снижение выручки перекрывается экономией затрат. Во втором случае моделируется снижение затрат в результате их экономии в ходе, например, модернизации оборудования.
Технически задача инвестиционного анализа заключается в определении того, какова будет сумма денежных потоков нарастающим итогом на конец установленного горизонта исследования.
В инвестиционном анализе большую роль играют понятия прибыли и денежного потока, а также связанное с ними понятие амортизации. Необходимо особо отметить, что в теории инвестиционного анализа понятие "прибыль" (впрочем, как и многие другие экономические понятия) не совпадает с его бухгалтерской и фискальной трактовкой. В инвестиционной деятельности факту получения прибыли предшествует возмещение первоначальных капиталовложений, чему соответствует понятие "амортизация". В случае вложения средств во внеоборотные активы эту функцию выполняют амортизационные отчисления.
Таким образом, обоснование выполнения главных требований, предъявляемых к проекту в сфере реальных инвестиций, строится на расчете сумм амортизационных отчислений и прибыли в пределах установленного горизонта исследования. Эта сумма, в самом общем случае, составит суммарный денежный поток операционного периода.
Оценка предстоящих затрат и результатов осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается с учетом:
- продолжительности создания и эксплуатации объекта;
- нормативного срока службы основного технологического оборудования;
- достижения заданных характеристик прибыли;
- требований инвестора.
Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета. Шагом расчета могут быть: месяц, квартал полугодие или год.
Затраты, осуществляемые участниками, подразделяются на первоначальные (капиталообразующие инвестиции), текущие и ликвидационные, которые осуществляются соответственно на стадиях строительной, функционирования и ликвидации.
Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены. Базисные цены (Цб ) - это цены, сложившиеся на определенный момент времени (tб), они не меняются в течение всего расчетного периода. Базисные цены применяются на стадии первоначальных исследований инвестиционных возможностей.
Кроме того, для оценки результативности инвестиционного проекта используют прогнозные и расчетные цены. Прогнозная цена(Цt ) товара в конце t-го шага расчета определяется по формуле:
Цt = Цб *It ,(8.104)
где It - индекс изменения цены на продукцию (ресурс) в конце t-го шага расчета по отношению к начальному моменту расчета.
Для того, чтобы устранить влияние разного уровня инфляции определяются расчетные цены путем введения дефлирующего множителя, соответствующего индексу общей инфляции.
При разработке и оценке нескольких вариантов инвестиционного проекта необходимо учитывать влияние изменения объемов продаж на рыночную цену продукции и цены потребляемых ресурсов. Соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде. Для этого используется норма дисконта Е, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Для удобства расчетов используют коэффициент дисконтирования at, определяемый при постоянной Е как:
, (8.105)
где t - номер шага расчета (t= 0, 1, 2,...,T);
Т - горизонт расчета.
Приведение цен к базисному периоду времени производится путем умножения затрат и результатов на at.
Для уточнения нормы дисконта используют следующее соотношение:
, (8.106)
где r – ставка рефинансирования Центрального Банка;
i– темп инфляции на текущий год;
P – поправка на риск, %:
Риск считается низким (3-5%) при вложении в интенсификацию на базе освоенной техники, средним (8-10%) – для увеличения объема продаж существующих товаров, высоким (13-15%) – при вложении в производство и продвижение на рынок нового товара и очень высоким (18-20%) – при вложении в исследования и инновации.