ВОПРОС 3 (№1). Градации качества и дефекты товаров.

Градация качества - товары, относящиеся к разным классам и сортам, одинаковые по назначению и применению, но различные по качеству.

Градация, класс, сорт - категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение (ГОСТ РИСО 9000-2001).. Товары разных градаций качества, за исключением опасных могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов.

Товары:-стандартные; - нестандартные; - брак.

Стандартным - признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - не стандартная или брак.

К нестандартным относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критически опасным.

Брак - товар с выявленными устранимыми или не устранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Разновидность брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относиться к ликвидным, а с критическим - к неликвидным. В результате выявления соответствия или не соот-ветствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества:

-1 класс. К первой градации относятся товары пригодные к использованию по назначению. Данная градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких либо ограничений; 2ой класс. Вторая градация - товары, условно пригодные для использования по назначе

нию. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или

брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по сни

женным ценам или отправлены на переработку либо на корм скоту; Зий класс. Третья градация - опасные товары, не пригодные для использования по на

значению. К данной градации относятся неликвидные отходы, которые не подлежат реализа

ции, а так же для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утили

зированы с соблюдением определенных правил. В оптовой и розничной торговле преобладают

потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градации должны своевре

менно выявляться при приемочной и текущей оценке качества и не допускается к реализации.

Сортамент - это товары одого наименования и назначения, но разных сортов. Бывает природным и товарным. Например: спирт «экстра», высший, первый и второй, у круп рогатого скота - породы, у растит продуктов - сорта (яблоки «семеринка», «грушовка»)

ДЕФЕКТЫ ТОВАРОВ. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ДИАГНОСТИКА

Несоответствие - невыполнение требований (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Одной из разновидностей несоответствий являются дефекты. Дефекты товаров - это отсутствие одной или несколько характеристик качества товара. Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения наносимого вреда, между обнаружения. По степени значимости различают критические, значительные и малозначительные.

1) критические дефекты - несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред здоровью, имуществу или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению.

значительные дефекты - несоответствия, влияющие на использование по назначению,

но не влияющие на безопасность для потребителя и окружающей среды (например, заложить

яблоки на зиму, но они имеют пятна - их нельзя закладывать).

малозначительные дефекты - несоответствия, которые не оказывают существенного

влияния на потребительские свойства товара, в первую очередь на назначение, надежность,

безопасность (например, отклонения от формы или окраса. Хлеб не очень приподнятый или не

румяный).

В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на:

явные - для которых предусмотрены методы и средства обнаружения (например, бом-

баж, мокрый хлеб);

скрытые - которые нельзя выявить органами зрения, для которых не предусмотрены ни методы, ни средства обнаружения (например, обувь);

В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делятся на: -устранимые - дефекты, после устранения, которых товар может быть использован по назначению;

-неустранимые - дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять;

В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяются на: - технологические - дефекты, вызванные недостатками при проектировании или раз-работке продукции, сырья несоблюдением или несовершенством производственных процессов;

предреализационные - дефекты, возникшие в результате транспортировки, хранения, подготовке к продаже или реализации товаров (например, порча при хранении, деформация);

послереализационные - дефекты, возникшие при хранении, эксплуатации, использова-нии товара потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть: - нарушение потребителем привил эксплуатации, хранения, транспортировки или потребления; -проявление скрытых технологических или пред реализационных дефектов.

Наши рекомендации