Воздействие туризма на национальную экономику
Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как "видимая" и "невидимая" торговля, "видимый" и "невидимый" экспорт и импорт.
Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.
Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.
Экспорт продукции, товаров и услуг (включая потребление продукции, товаров и услуг в стране пребывания иностранными туристами) обеспечивает доход страны. Расход страны заключается в оплате импорта продукции, товаров и услуг из других стран (включая потребление продукции, товаров и услуг гражданами страны во время их пребывания за рубежом).
Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и невидимого) и полной стоимостью импорта (явного и неявного) называется платежным балансом. Платежный баланс может быть отрицательным (дефицит) и положительным. В случае большого дефицита происходит утечка денежных ресурсов страны, поэтому не только малые страны, но и такие промышленно развитые государства, как США, Англия и Германия, стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.
Все международные операции страны отражаются в платежном балансе. Туристские потоки и связанные с ними поступления валюты или утечка иностранной валюты также отражаются в платежном балансе страны. Так, если резидент страны путешествует за рубежом, то он там и тратит валюту; это отражается отрицательно на балансе его страны и положительно на балансе принимающей страны. По направлению движения валюты можно определить, что для страны, отправляющей своего резидента за рубеж, расходы туриста являются импортом, а для принимающей страны экспортом, который как бы несравним с импортом и экспортом товаров. Все это отражается на счете "Туризм". Если счет положительный, то это означает, что расходы приехавших в страну туристов превышают расходы туристов, выезжающих из страны, и положительно влияют на ее платежный баланс. Однако здесь не учитываются тарифы международных транспортных перевозок и вторичное воздействие расходов туристов в стране.
ВТО провела классификацию стран по положению туризма в их платежном балансе, т. е. по поступлениям от международного туризма и платежам резидентов страны для осуществления путешествий. Поступления и расходы, связанные с потоком капиталов, затраты на импорт товаров и услуг, предназначенных для потребления туристами, и платежи от инвестиций и работы за рубежом были исключены из баланса. Баланс текущего туристского счета отражает экономическую ситуацию страны и может характеризовать ее как с положительным, так и с отрицательным балансом.
Текущий туристский баланс, как правило, положителен в странах Средиземноморья. Это Франция, Италия, Испания, Кипр, Мальта, а также Австрия и Швейцария. Из развивающихся стран к ним можно отнести, например, Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна и др.
Отрицательный текущий туристский баланс в основном присущ индустриальным странам с высоким уровнем жизни, например скандинавским странам, Германии, Канаде и нефтедобывающим странам Персидского залива.
В большинстве развивающихся стран ситуация почти безнадежна. Эти страны имеют отрицательный туристский баланс из-за того, что они не обладают необходимой инфраструктурой для привлечения туристов из других стран и часто обязаны импортировать многие продукты, потребительские товары и оборудование для инфраструктуры. Кроме того, они платят из валютных выручек от туризма проценты за взятые за рубежом кредиты, а также заработную плату иностранному персоналу, который помогает управлять фирмами. Часть денег уходит в виде репатриированной прибыли транснациональным корпорациям и др. Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т. е. от текущего платежного баланса и баланса движения капиталов. В результате разных комбинаций этих составляющих суммарный баланс может быть как положительным, так и отрицательным. В свою очередь туризм может оказать влияние на движение капиталов, и, следовательно, последние также должны тщательно анализироваться для точного определения воздействия туризма на платежный баланс, да и на всю экономику.
Оценить точно влияние туризма на платежный баланс очень сложно. В последнее время ведется разработка единого международного счета туризма на базе сбора всей финансовой статистики о международном туризме.
Однако не все деньги, потраченные иностранными туристами в стране пребывания, могут автоматически улучшить ее платежный баланс. Мировой практике известен ряд расходов, которые несет принимающая туристов сторона. В первую очередь это расходуемые предметы и товары, привычные для иностранного туриста, но не производимые или не потребляемые в стране пребывания, начиная от строительных и отделочных материалов гостиниц, гостиничного и ресторанного оборудования, мебели, спортивного инвентаря и заканчивая пищевыми продуктами, напитками и сувенирами. Увеличение приема иностранных туристов создает дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру: водо- и электроснабжение, канализацию, уборку мусора, дороги, транспорт, связь, службу безопасности.
Выявляется необходимость расширения и развития аэропортов, вокзалов, морских или речных портов, гостиниц, дорог и т.д., для чего необходимо инвестировать огромные средства. В странах, развивающих индустрию туризма, это делается, как правило, за счет иностранных инвесторов.
Привлечение же зарубежных инвесторов приводит к необходимости возвращения части полученных ими доходов в страну инвестора. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных сезонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания. Для государства важно так сбалансировать доходы, получаемые от въездного туризма, с расходами на него (включая возврат валюты стране-инвестору, долгосрочные расходы на строительство и благоустройство гостиниц, дорог, аэропортов, средств связи, подготовку персонала для создания комфортных условий пребывания иностранным туристам), чтобы в конечном итоге обеспечить устойчивый положительный платежный баланс страны по статье "Туризм".
Конференцией ООН по туризму и путешествиям (с учетом рекомендаций ВТО) была разработана и принята Методика учета доходов и расходов страны по международному туризму. Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в актив платежного баланса по статье "Туризм" включаются следующие доходы:
o от продажи товаров и туристских услуг въездным и внутренним туристам;
o экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий;
o продажи прочих услуг (подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны
зарубежным партнерам);
o транспортных расходов въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране
пребывания;
o инвестиций иностранного капитала в индустрию отечественного туризма;
o кредитов, предоставленных другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития
туризма.
В пассив платежного баланса по статье "Туризм" включают следующие расходы:
o на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания;
o импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных туристов, в том числе на прямой и
косвенный импорт;
o йриобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и
специалистов, занятых в сфере туризма);
o перевозки выездных туристов зарубежными транспортными компаниями;
o зарубежные инвестиции на развитие туризма в других странах;
o долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложенные в развитие
отечественного туризма.
Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала статистические материалы по развитию туризма в государствах Европы, США, Канаде, Японии и др. (табл. 4.2 4.4).
Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов. Здесь очень важно рассматривать разные аспекты экономики, которые испытывают на себе воздействие расходов туристов.
Расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора.
Так как местные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, любые сдвиги расходов туристов в туристской местности приведут к изменениям на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Мультипликатор туризма это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей (например, производства, занятости, дохода и т.д.), к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе.
Существует некий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства применяется мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.
Из рис. 4.1 видно, что расходы в первую очередь идут на предприятия, непосредственно обслуживающие туристов. Далее эти деньги тратят фирмы. Часть денег уходит из экономического оборота на оплату импорта товаров и напитков, которые туристы потребляют на месте пребывания, или на оплату услуг, предлагаемых туристскими предприятиями, находящимися за пределами данной местности. Деньги, потраченные туристами на эти виды продуктов и услуг, в дальнейшем не играют роли в генерировании экономической деятельности. Поэтому количество де-нег, активно циркулирующих в местной экономике, сокращается на эту сумму. Оставшиеся деньги используются на покупку местных товаров и услуг, оплату труда, покрытие налогов и разных поборов. В каждом цикле расходования некоторая часть денег оседает у местных жителей в виде доходов,(заработная плата, прибыль и т.д.). Определенная часть этих денег накапливается и прекращает свой оборот в экономике. Доход, который не накапливается, тратится на импорт и уходит в виде налогов в бюджет государства. Таким образом, доходы сокращаются, и в каждом цикле происходит утечка капитала из рассматриваемой системы. Доходы расходуются в большем объеме в результате дальнейшего генерирования экономической деятельности за счет расходов туристов.
Однако надо отличать мультипликатор от акселератора: первый это отношение новых инвестиций к увеличению производства и доходов, а второй отношение дополнительного потребления к росту производства и доходов.
При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.
Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе производства не все купли-продажи связаны с текущим производством (например, некоторые продажи совершаются из складских запасов произведенной продукции).
Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.
Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.
Туризм это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.
Существующие модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике.
Ограничение, связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию, и недостающие продукты и услуги импортируются, а поэтому размер мультипликатора сокращается.
Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены динамические модели. Ограниченность модели заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны, и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что дополнительные расходы туристов оказывают такое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается производство, предполагается, что товары будут покупаться в таких же пропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику.
Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот.
В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме и доходов от него получены следующие значения мультипликатора продаж: для Доминиканской Республики 1,2, Бермудских островов 1,1, восточного Карибского бассейна 1,07, Антигуа 0,88, Багамских островов 0,78, Каймановых островов 0,65 и т.д.
Подробный анализ мультипликаторов производится в целях анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.
Итак, туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и таким образом проникают в экономику страны пребывания. Это проникновение можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного проникающего воздействия. Прямое воздействие это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах других секторов местной экономики (например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др.). Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Однако оно не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.
Во время прямого и косвенного расходования у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Этот дополнительный доход местные жители могут расходовать на покупку отечественных товаров и услуг, создавая тем самым новый виток экономической активности.
Туризм, однако, может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристской продукции и услуг требует переброски ресурсов из других сфер экономики, где потребность в них также высока (например, при перемещении трудовых ресурсов в туристскую сферу из сельских местностей происходит сокращение работников в производстве сельскохозяйственной продукции и создается сверхнапряжение в городской местности из-за дополнительных мест в больницах, школах и т.д.). Поэтому для составления полной картины надо учитывать и определять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.
Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Этот инфляционный риск особенно велик в развивающихся странах из-за неэластичности предложения и невозможности импортировать качественные продукты по причине низкого курса местной валюты по отношению к твердым валютам. Инфляцию можно приостановить с помощью уменьшения спроса со стороны иностранных и местных потребителей или увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.
Экономическая эффективность туризма означает получение экономического эффекта (или, другими словами, выигрыша) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы.
Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь максимальной выгоды. Развитие туризма может оказать существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты: будут появляться новые рабочие места, улучшится инфраструктура, то есть будут строиться новые отели, дороги, парки, магазины и т.д.
Экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития. Для того чтобы получить максимальную выгоду от развития туризма, государству необходимо разработать туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Туристская политика государства это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на работу сферы туризма для осуществления конкретных целей развития социально-экономического комплекса.
Стратегия, на которой базируется государственная туристская политика, заключается в разработке концепции развития и составления целевых программ по развитию туризма как на уровне федерации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации.
Для реализации целевых программ по развитию туризма требуются большие финансовые ресурсы. Помимо этого, государство осуществляет регулирование туристской деятельности путем:
o создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере
туристской индустрии;
o содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
o прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ
развития туризма.
Политика государства по отношению к туризму основывается на стратегии и тактике. Под стратегией понимается общее направление и способ использования средств для достижения конкретной цели. Для достижения целей в конкретных условиях применяется туристская тактика, т. е. конкретные меры и приемы. Задача туристской тактики есть выбор оптимального решения в данной хозяйственной ситуации.
Экономический эффект от развития туризма многоуровневый. В результате туристской деятельности образуется бюджетный эффект результат пополнения бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений.
Говоря о понятии эффективности развития туризма, необходимо помнить не только о прибыли и доходе, которые получит государство, но и о затратах, которые их обеспечили. Основой оценки эффективности является соотношение затрат и результатов. Источниками затрат могут быть реконструкции памятников архитектуры, финансируемые за счет государственного бюджета, затраты, связанные с коммерческой деятельностью предприятий, обслуживающих туристов.
Высокий эффект экономика туристской дестинации, населенные пункты дестинации и страна в целом получат от въездного туризма. Здесь интегрируются интересы туристов, которые удовлетворяют свои познавательные и другие потребности, местных региональных и федеральных бюджетов, так как увеличиваются налоговые поступления, и интересы населения, чей культурный уровень и занятость повышаются.
Туризм это вид деятельности, непосредственно влияющий на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы региона. Эффективность от туристской деятельности определяется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих туристский продукт.
Эффективность от туристской деятельности определяется либо количеством туристов-посетителей в регионе, либо объемом деятельности (среднегодовая занятость коечной базы в днях, товарооборот на одно место в предприятиях общественного питания, доход от экскурсий и других культурных мероприятий, валютный обмен на одного туриста и др.) коммерческих структур, производящих специфический туристский продукт. Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем как о явлении, связанном только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя.
Эффективность управления туризмом рассматривается в двух направлениях: экономическом и социальном.
Основными и наиболее простыми являются расчеты частоты поездок и интенсивность путешествия, что в какой-то мере позволит сделать вывод об эффективности внедрения предлагаемых мероприятий и развития туризма как подотрасли экономики в целом в дестинации.
Частота поездок показывает, сколько путешествий предпринимает человек в среднем за определенный период времени:
Чп = Кп / Пв (1)
где Чп частота поездок; Кп количество поездок; Пв период времени.
Определение показателя интенсивности путешествий принимает во внимание не отдельного
человека, а все население региона:
Ип = Кт / Чн * 100 (2)
где Ип интенсивность путешествий (%); Кт количество туристов; Чн численность населения.
Данная информация позволит вести статистический учет и формировать базу для дальнейшего прогнозирования.
Многие исследователи отмечают, что в связи с тем, что туристский бизнес относится к высокорентабельной коммерческой деятельности, основными оценочными показателями принято считать прямые экономические. Социальные показатели фактически не относятся к критериальным. На самом деле, кроме прямого экономического эффекта существуют косвенный и социальный экономические эффекты. Косвенный экономический эффект связан с повышением рентабельности сопутствующих (сопряженных) с туризмом отраслей (торговли, общественного питания, транспорта и т.д.), а также с дополнительными налоговыми поступлениями в местные и государственные бюджеты.
Социальный эффект во многих случаях не рассчитывается и либо носит декларативный характер, либо выступает в форме ограничений, например экологических. Если экономический эффект можно выразить количественно, то систему показателей социального плана измерить очень сложно и практически невозможно.
Развитие рекреационно-туристского комплекса, обеспечивающего создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов и расширение материально-технического потенциала курортно-туристских предприятий, является одним из приоритетных направлений развития де-стинации.
Тем не менее в качестве некоей общей концепции социально-экономической оценки развития туризма для крупного туристского центра или региона можно принять модель, предлагаемую Ю. И. Блохиным.
С точки зрения экономики города и региона в целом туризм можно условно рассматривать как одну из ее отраслей. В этом случае сравнительную оценку эффективности различных вариантов развития туризма следует проводить с учетом влияния этой отрасли на функционирование других отраслей. Однако, так как на сегодняшний день методы и формы полного учета косвенного экономического эффекта нуждаются в уточнении, то в первом приближении, абстрагируясь от указанного влияния других отраслей, можно в качестве критерия оптимальности принять прибыль, получаемую социально-экономической сферой города (региона) от туристской деятельности.
В общем случае указанный критерий ASr может быть представлен в следующем виде:
ASr=Sl+(l-a)S2-Sr, (3)
где S1 доходы, получаемые от въездного туризма; а коэффициент передачи; S2 доходы, получаемые от выездного туризма; Sr расходы, которые несет экономика города на развитие туристской деятельности.
Можно отметить следующие особенности предложенного под-кода.
Указанная прибыль АSr представляет собой ту часть прибыли, получаемой отраслью, которая поступает в распоряжение города (региона) и расходуется вне самой отрасли (т.е. часть прибыли, затраченная на расширенное воспроизводство отрасли туризма, не учитывается).
Доходы S1 и S2 складываются из налоговых поступлений на турфирмы, а также из дохода предприятий социально-экономической сферы города, связанных с туризмом, и, возможно, из платы за кредиты, предоставляемые городом (регионом) турфирмам.
Поскольку составной частью расходов Sr являются инвестиции города (региона) в инфраструктуру туризма, которые окупается только со временем, прибыль ASr должна быть дисконтирована к началу периода:
AS, = J [S, (t) + (1 - a) S2 (t) - Sr (0] (1 + y)(1"° , (4)
t=\
где у ставка процента.
Таким образом, принимаемые управленческие решения (и в том числе коэффициент передачи а) представляют собой функции времени.
Основные зависимости для расходов и доходов от туризма могут быть выражены следующим образом.
Показатели Su S2, Sr являются функциями въездного (N{) и выездного (N2) потока туристов. Величины Nt и N2 сами представляют собой функции времени и могут быть записаны в следующем виде:
N, = л [a(.t),YTl(t)M)], N2 = j2 [Q2(t),YT2(t)}, (5)
где Qi(t), Q2(t) характеристики социально-экономических условий в стране и городе, влияющие соответственно: на въездные и выездные туристские потоки соответственно; Yt1(t), Yt2(t) характеристики уровня состояния инфраструктуры и сферы услуг соответственно въездного и выездного туризма, а также характеристики рекламной деятельности туристских фирм и города (региона); R1(t), R2(t) функции, определяющие продвижение соответственно: въездного и выездного тур продукта городскими структурами.
В свою очередь величины Yn(t), R^t) являются функциями расходов Cri(t) городской администрации на развитие и поддержание инфраструктуры въездного туризма, а величины Yn(t), Дг(0 функциями расходов Cr2(t) городской администрации на развитие и поддержание инфраструктуры выездного туризма.
Дальнейший ход решения требует поиска зависимостей Si = = SiiNi), S2 = S2(N2) и Sr= Sr(N1,N2), а также определения доходных и расходных составляющих, входящих в выражения для N1 и N2. Одной из форм представления этих доходов может быть представление в виде соответствующих сумм:
(6)
где AS1j составляющая j-го вида доходов, поступающих от въездного туризма в городской бюджет;
AS2J составляющая j-го вида доходов, поступающих от выездного туризма в городской бюджет. Все эти доходы обеспечиваются деятельностью турфирм и компонентами инфраструктуры.
В принципе, для обеспечения деятельности туризма город также должен вкладывать в его развитие определенные средства. Как правило, эти городские расходы носят косвенный характер и не всегда направлены на решение только туристских проблем, а относятся к затратам на улучшение городской инфраструктуры в целом. Действительно, гостиницы, дороги, музеи, новые пешеходные зоны и площади нужны не только туризму. Расходы города можно представить в следующем виде:
(7)
где Ca(N1(t), Nz(t)) расходы, связанные с содержанием специального управленческого аппарата; CH.3(N1(t), N2(t)) расходы, направленные на создание программ развития туризма и разработку необходимых городских законодательных и нормативных актов; Cн.фN1(t), N2(t)) расходы, обусловленные необходимостью создания новых и поддержания на должном уровне существующих компонент инфраструктуры; CR1N1(t), N2(t)) затраты, связанные с продвижением турпродукта, включая рекламу города, при организации въездного туризма; CB.K(N1(t), N2(t)) финансовые потери города, обусловленные вывозом капитала за рубеж и в другие регионы страны при выездном туризме.
Составляющие доходов, входящие в выражение (7), можно представить в развернутом виде (раздельно по приему и отправке туристов).
Прием туристов.
1. Прямые доходы S1H(N1(t)) от въездного туризма в виде различных региональных и федеральных налогов, выплачиваемые турфирмами и другими участниками туристского бизнеса.
2. Доходы .S1o6(N1(t)) от затрат туристов на обслуживание (проживание, питание, транспорт и другие виды услуг).
3. Косвенные доходы Slpa3(Ni(t)) от загрузки гостиниц, баров, казино, ресторанов, развлечений, посещения исторических и культурных центров.
4. Косвенные доходы S1M(Nj(t)) от создания дополнительных рабочих мест.
Отправка туристов.
1. Прямые доходы S2H(N2(t)) от налогообложения туристской деятельности по отправке туристов, выплачиваемого турфирмами и другими участниками бизнеса.
2. Доходы SlTp(N2(t)) от дополнительной загрузки транспортных средств и других объектов сферы услуг, привлекаемых при отправке туристов.
3. Косвенные доходы S2M(N2(t)) от создания дополнительных рабочих мест в системе обслуживания по отправке туристов.
В рассматриваемую систему доходов и расходов следует также включить расходы турфирм, которые они несут при проведении туристских мероприятий.
Государство, естественно, пытается переложить все расходы по туристской деятельности на турфирмы; эти расходы и ряд других поборов могут перейти критическую черту, за которой последует коллапс всей системы туризма.
Одним из условий туристской деятельности должно явиться отчисление части доходов от выездного туризма, система которого достаточно хорошо организована в городе, не требует узконаправленных капитальных затрат и может дать городу (в основном за счет налогообложения) до одного триллиона рублей в год. В данной схеме реализуется известный принцип: "Туризм должен развиваться за счет туризма"; в основном эти средства пойдут на инфраструктуру и рекламу города. Конечно, городская казна при этом будет нести определенные потери до тех пор, пока въездной туризм не "встанет крепко на ноги", и тогда все эти потери будут компенсированы.
Однако система туризма может существовать при определенных условиях налогообложения, арендной платы и других поборов. Повышение этого уровня приведет к разрушению городской системы туризма.
Основными показателями оценки уровня туризма являются въездные (N1) и выездные (N2) туристские потоки, которые определяются зависимостями (5). Вычисление по формуле (4), в которой фигурирует коэффициент передачи а, определяет долю от доходов выездного туризма, выделяемую городом на развитие YT1 и R1 , связанных с въездным туризмом.
Из анализа поставленной задачи можно видеть, что для получения общего решения проблемы требуется выполнить основные частные задачи.
1. Определить состояние и развитие социально-экономических условий в регионе с оценкой структурного состава общества по уровням доходов и определением основных экономических показателей, а также конкретизацией их влияния на различные виды туризма.
2. Выработать требования к основным показателям, характеризующим уровень состояния и развития туризма, и оценки по ним состояния туристской деятельности в регионе по въездному и выездному туризму.
3. Раздельно рассмотреть вопросы продвижения въездного и выездного туризма (в силу существующих принципиальных их различий), а именно:
- въездной туризм обеспечивается в первую очередь рекламой достоинств региона (в основном вне его территории), которую должна обеспечить городская администрация. Отсюда необходимость создания специальной модели подобных мероприятий с рассмотрением долевых затрат на них среди участников организации и реализации туристского бизнеса;
- проведение турпродукта выездного туризма должно возлагаться непосредственно на сами турфирмы, и доля участия городских структур в этом очень мала, т. е. это другая задача, которая требует другой модели.
4. Для завершения постановки задачи разработать обобщенную модель туристской фирмы с учетом зависимости ее деятельности от социально-экономических условий.
5. Ввести методические принципы оценки городских затрат на туристскую деятельность, которые необходимы для замкнутости поставленной задачи.
6. Определить N1 и N2. Расчеты целесообразно проводить путем осреднения результатов, полученных по двум методикам:
- обработка по специальной методике статистических данных по въезду и выезду с последующим построением прогнозных зависимостей;
- построение соответствующих связей вида (6) с последующей оценкой точности полученных усредненных данных.
7. Наполнить построенные модели фактическим содержанием. Это сведется к определению соответствующих компонентов затрат, которые должны производить турфирмы и городская администрация для эффективного функционирования туристских мероприятий.
8. Создать комплекс соответствующих компьютерных программ.
Планирование развития отрасли туризма
Известно, что туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую в сферу своего влияния различные секторы экономики. Вместе с тем до 1990-х гг. многие страны развивали туризм без какого-либо планирования или рассмотрения его на фоне общих процессов экономического развития общества.
Как показывает опыт бесконтрольного, случайного развития туризма, это привело к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, к которым можно отнести деградацию окружающей среды и потерю национальной самобытности, снижающие в свою очередь поток туристов и ведущие к экономическим потерям.
В современном мире, в условиях неконкурентоспособности экономики многих стран на мировом рынке, многие правительства рассматривают туризм как едва ли не единственную возможность своего успешного экономического развития. Отношение к туризму как к инструменту развития общества и экономики базируется на его эффективности в качестве мощного ресурса занятости населения, а также увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных и культурных ресурсов.
Известно также, что уровень экономического развития различных стран и регионов отличается широким разнообразием. Некоторые государства процветают, в то время как другие пытаются сдержать процесс общественного и экономического падения. В последнем случае материальная и духовная среда общества чаще всего находятся в упадке, и туризм (как никогда кстати) становится потенциально привлекательной заменой предприятий производственного и иных сфер бизнеса. По этой причине в настоящее время все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что планирование туризма составляет основу его цивилизованного развития.
Однако, прежде чем начать изучение и анализ принципов планирования туризма, необходимо сначала усвоить, что такое планирование туризма и почему оно необходимо.
Известнейший американский специалист и международный консультант в области планирования туризма Эдвард Инскип определил это понятие как организация будущего для достижения ряда определенных целей и задач.
Впервые о необходимости и важности планирования туризма было заявлено в знаменитой Гаагской декларации по туризму, принятой на Межпарламентской конференции по туризму, проведенной межпарламентской группой Нидерландов совместно с приглашенными ею Межпарламентским союзом (МПС) и Всемирной туристской организацией в апреле 1989 г.