Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной отрасли
Пусть рыночная цена Р1 определяется взаимодействием рыночного спроса (D1) и рыночного предложения (S1). Структура издержек типичной фирмы в краткосрочном периоде имеет вид кривых SATC1 и SMC1
Механизм формирования долгосрочного равновесия
При этих условиях оптимальный объем выпуска фирмы в краткосрочном периоде составит q1 единиц. Производство данного объема обеспечивает фирме положительную экономическую прибыль, поскольку рыночная цена (Р1) превышает средние краткосрочные издержки фирмы (SAТC1).
Основные условия долгосрочного равновесия
§ Действующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде максимизирует свою прибыль, производя оптимальный объем продукции, при котором MR=SMC, или поскольку рыночная цена тождественна предельному доходу, P=SMC.
§ Не существует побудительных мотивов вхождения в отрасль для других фирм. Рыночные силы спроса и предложения настолько сильны, что фирмы неспособны извлекать больше чем это необходимо, чтобы удержать их в отрасли. т.е. экономическая прибыль равна нулю. Это означает, что P=SATC.
§ Фирмы отрасли не могут в долгосрочном периоде снижать совокупные средние издержки и получать прибыль за счет расширения масштабов производства. Это означает, что для получения нормальной прибыли типичная фирма должна производить объем продукции, соответствующий минимуму средних долгосрочных совокупных издержек, т.е. Р=SATC=LATC.
В условиях долгосрочного равновесия потребители платят минимально экономически возможную цену, т.е. цену, требующуюся для покрытия всех производственных издержек.
В долгосрочном периоде все ресурсы фирмы являются переменными. Фирма может нанять новое оборудование, арендовать новые цеха, изменить состав управленческого персонала, использовать новую технологию производства.
Отсутствие в долгосрочном периоде постоянных ресурсов ведет к тому, что исчезает разница между постоянными и переменными издержками. Анализ долгосрочной деятельности фирмы проводится через рассмотрение динамикидолгосрочных средних издержек (LAТC). А основной целью фирмы в области издержек можно считать организацию производства "нужного масштаба", обеспечивающего заданный объем продукции с минимальными средними издержками.
Долгосрочные средние издержки
Для построения долгосрочных средних издержек предположим, что фирма может организовать производство трех размеров: малое, среднее и большое, каждому из которых соответствует своя кривая краткосрочных средних издержек (соответственно SATC1, SATC2, SATC3), как это изображено на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Кривая долгосрочных средних издержек
Выбор того или иного проекта будет зависеть от оценки прогнозируемого рыночного спроса на продукцию фирмы и от того, какие мощности необходимы для его обеспечения.
Если прогнозируемый спрос соответствует Q1, то фирма предпочтет создание малого производства, поскольку ее средние издержки в этом случае будут значительно ниже, чем на более крупных предприятиях. Как видно на рис. 3.1,
ATC1(Q1)2(Q1),
и соответственно
ATC1(Q1)3(Q1).
Если спрос ожидается равным Q2, то наиболее предпочтительным будет проект 2 (среднее предприятие), обеспечивающий более низкие издержки, или
ATC2(Q2)1(Q2),
и
ATC2(Q2)3(Q3).
Аналогичным образом, при оценке спроса в Q3, фирма выберет предприятие крупных размеров.
Объединение участков трех кривых краткосрочных издержек, обеспечивающих оптимальные размеры производства для каждого объема выпуска, показывает нам кривую долгосрочных средних издержек фирмы. На рис. 3.1 она представлена сплошной линией.
Кривая долгосрочных средних издержекпоказывает минимальные издержки на единицу продукции, производимой при каждом возможном объеме производства.
Если число возможных размеров (Q1, Q2,...Qn) приближается к бесконечности (n → ∞), то кривая долгосрочных средних издержек становится более ровной, как это представлено на рис.3.2.
Рис. 3.2. Кривая долгосрочных средних издержек при неограниченном количестве возможных размеров предприятия
В этом случае все точки кривой LATC являются наименьшими средними издержками при данном объеме производства, при условии, что фирма имеет достаточно времени, чтобы изменить все необходимые ресурсы
Анализируя эффективность конкурентного рынка, выделяют:
1) эффективность производства (производство продукта при наименьших расходах);
2) эффективность распределения факторов (между отраслями и отдельными производителями для максимизации удовлетворения потребностей);
Эффективность производства конкурентного рынка реализуется, поскольку цена устанавливается на уровне минимальных средних расходов, а это означает, что потребители получают необходимые им товары по наименьшим из всех возможных цен.
Эффективность распределения факторов видна из того, что конкурентная фирма использует факторы только до того уровня, при котором цена равна предельным расходам, а это означает, что факторы распределены эффективно.
Но рынок совершенной конкуренции имеет и недостатки:
1) конкурентная фирма производит только то, что у неё покупают. Фирма не станет производить общественные блага, за которые не будет иметь возможности получить возмещение от потребителя. Поэтому рыночный механизм в современной экономике дополняется государственным регулированием;
2) ориентация конкурентной фирмы на максимизацию прибыли часто приводит к конфликту между текущими и перспективными целями (эффект Робин Гуда).
Однако даже с упомянутыми недостатками рынок совершенной конкуренции является эффективнейшей моделью рынка.
Билет 19
Монополия – тип рыночной структуры, при которой на рынке действует только один продавец, реализующий товар, не имеющий близких заменителей, и при котором появление в отрасли других продавцов заблокировано.
Характеристики рынка:
- Один продавец и множество мелких покупателей
- Однородный уникальный товар, не имеющий близких заменителей.
- Значительные барьеры для входа в отрасль.
- Информированность и мобильность продавцов и покупателей( совершенное знание всех параметров рынка, функции спроса и функции издержек)
Виды монополий.
Закрытая монополия -защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Естественная монополия– отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами. (Газпром – обслуживает весь рынок целиком, поэтому LATC достигает минимума)
Открытая монополия– монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. (пример с первым магазином в деревне)
Чистая монополия– существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. (электроэнергия)
Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.
Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:
а) одна фирма и много покупателей
б) отсутствие товаров-заменителей(нет совершенных заменителей продукта монополиста);
в) отсутствие свободы входа на рынок(в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе.
г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар,а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;
д) совершенная информированность.
Монопсония –возникает если на рынке один покупатель сталкивается с множеством продавцов (пример: локальный рынок труда, гос. Закупки.)
Двусторонняя монополия – Обе стороны и продавец и покупатель обладают рыночной властью. Цена и количество будут находиться в диапазоне между предложением покупателя и продавца, конечный результат сделки зависит от информированности каждой из сторон. (прим. Закупка типов вооружения государством, если техн. возможност. обладает только одна фирма.)
Условия существования монополий:
Монополия может существовать только если вход на рынок другим фирмам заблокирован или не выгоден.
Барьеры – обязательное условие существования монополии. Если сторонним фирмам или заблокирован, или не выгоден.
Факторы, способствующие формированию заградительных барьеров для входа в отрасль, являются источниками существования монополий:
Такие как:
-Исключительные права предоставленные производителю на ведение определенной деятельности или применение определенного способа производства (юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.)
- Контроль над производственными ресурсами.
-Значительный эффект роста экономии от масштаба. –приводит к существованию на рынке одной фирмы, которая обеспечит наиболее низкие долгосрочные издержки
-Нечестная конкуренция (сговоры и т.д.)
-Высокие первоначальные и ликвидационные затраты.
-предпочтения потребителей.
Барьеры:
Лицензии, патенты, юридические ограничения, покровительство гос-ва.
Реклама — Фирмы уже находящиеся на рынке могут сделать тяжелым появление новых конкурентов за счет высоких затрат на рекламу, которые новые компании вряд ли смогут оплатить.
Управление ресурсами — Если компания контролирует необходимый ресурс для конкретной индустрии, то другие компании не могут выйти на этот рынок.
Преимущества, не зависящие от масштаба компании — Владение технологией, ноу-хау, преимущественный доступ к материалам, преимущественное географическое положение, кривая обучения.
Лояльность покупателей — Крупные компании на рынке могут иметь лояльных покупателей выпускаемого продукта. Наличие имеющихся сильных брендов может стать серьезным барьером входа.
Государственное регулирование экономики — Может затруднить вход на рынок или сделать невозможным. В крайнем случае государство может сделать конкуренцию незаконной и установить государственную монополию. Требования лицензий и разрешений также могут повысить объем необходимых инвестиций для входа на рынок.
Интеллектуальная собственность — Вход на рынок требует доступа к такой же технологии производства или know-how, что и у монополиста. Патенты дают компаниям легальное право запретить другим компаниям производство продукта на определенный период и таким образом ограничить выход на рынок.
Инвестиции — особенно заметно в сферах с эффектом масштаба и/или естественных монополиях
Сетевой эффект — Когда товар или услуга имеет стоимость, зависящую от количества клиентов, у конкурентов возникают проблемы, поскольку уже работающая компания имеет большую базу клиентов.
Ограничительная торговая практика, как например авиатранспортные договоренности, не дающие возможности новым авиалиниям получить места для посадки в некоторых аэропортах.
Невозвратные затраты — Невозвратные затраты не могут быть получены при уходе с рынка. Из-за этого они повышают риск входа на рынок.
Монопольное ценообразование:
Монополист способен оказывать влияние на цену своей продукции, но его влияние не абсолютно. Он может регулировать цену, лишь изменяя объем предложения. P=P(Q)
Цена на его продукцию будет являться функцией от его объема предложения.
Максимизация прибыли и минимизация убытков:
Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис. 28.1).
Рис. 28.1.Монопольная цена, выпуск и экономическая прибыль в коротком периоде
Монополист не является ценополучателем , для него предельный доход будет всегда меньше цены, MR(Q) < P (Q). Кривая предельного дохода всегда расположена ниже линии цены товара ( кривой спроса).
Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС.
В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.
Максимизация прибыли в долгом периоде показана на рис. 28.3.
Рис. 28.3.Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде
Здесь монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = LRM
Справа минимизация убытков.
Билет 20.
В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.
Максимизация прибыли в долгом периоде показана на рис. 28.3.
Рис. 28.3.Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде
Когда фирма-монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде.
Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.
В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.
На длительном периоде монополист пытающийся увеличить прибыль может:
- покинуть рынок и найти иной способ использования ресурсов, который обеспечивал бы ему положительную или нормальную прибыль.
-изменить производственные мощности монополии, так как долгосрочные средние издержки фирмы могут снижаться при увеличении объема выпуска
- поднять уровень спроса на свою продукцию.