КРИЗИС В МЕТАЛЛУРГИИ. ВЫХОД – НОВЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Узким местом промышленного переворота была металлургия. Спрос на ее продукцию возрастал, однако производство металла сокращалось. Затяжной кризис этой отрасли объяснялся тем, что в процессе выплавки металла использовался древесный уголь, цены на который росли по мере вырубки громадных лесных массивов, импорт же леса обходился дорого. В 1735 г. предпринимателю Дерби удалось, применяя в качестве топлива каменный уголь, получить чистый без примесей металл путем добавления в железную руду негашеной извести.По мере роста спроса на металл это изобретение получало все более широкое применение. Изобретение пудлинговой печи (1784) позволило получить высококачественное железо из чугуна. Новые технологии помогли преодолеть длительный кризис металлургии, избавиться от импорта металла к началу XIX в. Изменения в металлургии привели к развитию каменноугольной промышленности,для которой имелась солидная сырьевая база и новая техника – паровой двигатель.
ФАБРИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В ходе промышленного переворота осуществлялся переход к фабричной форме организации.Использование в прядильном производстве машин с водяным двигателем способствовало внедрениюмашин, которые можно было применять только в специальных производственных помещениях – фабриках. Организация крупного машинного производства в различных отраслях промышленности вызвала резкий рост выпуска продукции. Появилась необходимость в новых видах транспорта.
НОВЫЙ ТРАНСПОРТ – ПАРОХОДЫ, ПАРОВОЗЫ
Промышленный переворот вступил в первой трети XIX в. в заключительную стадию – создание принципиально нового вида транспорта, соответствовавшего индустриальной структуре промышленного производства. Паровой двигатель сначала нашел применение на водном транспорте. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г. Использование новых транспортных средств позволило ускорить обращение товаров, удешевить стоимость их перевозок, способствовало развитию внутреннего и внешнего рынков.
ТОРГОВЛЯ
ПРИНЦИПЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Формировавшийся в Англии в результате промышленного переворота новый индустриальный тип производства обеспечивал выпуск конкурентоспособной продукции; его масштабы намного превосходили возможности внутреннего рынка. Страна превращалась в экономического лидера, производя 1/3 мировой промышленной продукции, давая более половины мирового производства хлопчатобумажных изделий, металла, угля (уступая по численности населения всем капиталистическим государствам). В этих условиях государственная экономическая политика, построенная на принципах протекционизма, сдерживала свободу предпринимательства. В 1823–1827 гг. наиболее радикально настроенные члены правительства приступили к разработке принципов политики свободнойторговли.
Отстаиванию принципов экономического либерализма посвятил свою парламентскую деятельность в 1819–1823 гг. великий английский экономист Давид Рикардо.
ОТМЕНА ХЛЕБНЫХ ЗАКОНОВ
Хлебные законы,обеспечивая крупным землевладельцам увеличение доходов, противоречили интересам всего остального населения. Ограничение ввоза зерна,
o во-первых, тормозило развитие внешней торговли, поскольку на товары, экспортируемые Англией, повышались таможенные пошлины;
o во-вторых, способствовало сохранению высоких цен на хлеб внутри страны, что вызывало повышение цен на другие товары, как сельскохозяйственные, так и промышленные.
Ассоциации против хлебных законов в промышленных центрах и т.д. Критическая ситуация, сложившаяся в стране в 1845 г. – неурожай и, как следствие, голод, – заставила парламент пойти на отмену хлебного законодательства.
ОТКАЗ ОТ ПОЛИТИКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА. Ликвидация Навигационного акта, открывшая английские порты кораблям всех стран. В начале 1850-х были отменены все пошлины на сырье и полуфабрикаты, значительно снижено обложение готовых изделий, что дало возможность Англии добиться от многих стран соответствующего снижения пошлин на собственные товары и заключить на этой основе в 60-е годы торговые соглашения на принципах взаимного благоприятствования. Под давлением входящей в силу промышленной буржуазии, выступавшей в защиту более выгодной для нее свободной торговли, государство было вынуждено пойти на ограничения монопольных прав колониальных торговых компаний. В 1833 г. самая крупная из них – Ост-Индская – лишилась всех торговых привилегий, а в 1858 г. она была ликвидирована.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
· Депозитные акционерные банки
· Расширение полномочий ЦБ. Следующим шагом в организации кредитно-денежной системы стал акт Р. Пилля (1844), определивший правила деятельности центрального банка, за которым закреплялась привилегия эмиссии на всей территории страны.
· Частные акционерные банки
o Столичные банки
o Пригородные банки
o Провинциальные кредитные учреждения. Эти банки получали вклады и сбережения главным образом среднего класса. Именно провинциальные кредитные учреждения сыграли решающую роль в создании фабричной системы в хлопчатобумажной, шерстяной, каменноугольной промышленности; обеспечили во второй половине XIX в. финансовую базу подъема в этих отраслях. В отличие от столичных банков, предоставлявших краткосрочные кредиты под гарантированное обеспечение, провинциальные выдавали долгосрочные ссуды малосостоятельным купцам и промышленникам для основания и расширения предприятий. Они содействовали, таким образом, развитию хозяйственной предприимчивости широких слоев населения.
o Колониальные банки
o Иностранные банки