Особенности социального управления.

Механизм социального управления, по своей сущности, есть совокупность отношений различных социальных общностей (общества в целом, наций, классов, коллективов) непосредственно или опосредованно, через своих представителей, взаимодействующих в процессе деятельности по реализации общих и особых интересов.

Содержание механизма социального управления: - субъект; - объект; - управляющее воздействие; - цель управляющего воздействия; - законы социального управления; - принципы социального управления; - формы и методы социального управления; - стиль управленческой деятельности; - процедуры получения и использования информации; - коммуникации; - процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений, их результат.

39.Управление социальным развитием на предприятии

Основные понятия управления социальным развитием: социальное развитие, социальная деятельность, социальная среда. Состав, задачи и функции структурных подразделений службы социального развития предприятия. Особенности структуры службы социального развития. Квалификационные требования к работникам социальной службы.

Основные понятия управления социальным развитием: социальное развитие, социальная деятельность, социальная среда.

Развитие социальной сферы - непременный объект управле­ния организацией и вместе с тем составная часть системы управления ее персоналом.

Социальное развитие организацииозначает измене­ние к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых пере­мен в условиях труда, быта и досуга работников.

Социальная деятельность организации - это деятельность, на­правленная на развитие и совершенствование условий использова­ния и воспроизводства человеческого капитала.

Социальные среда- это социальные условия,оказывающая влияние на функционирование организации.

Развитие социальной среды организации выражается как в форме объективных процессов - в связях между людьми по поводу их жизненных условий, труда, быта и досуга, так и в субъективном, осознаваемом виде - в явлениях психо­логической атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках.

Соци­альная деятельность организацииможет быть реализована в двух ас­пектах. Прежде всего, это адекватное реагирование на внешние со­циальные условия (или факторы внешней социальной среды), к кото­рым относятся:

• конъюнктура рынка труда;

• характер и интенсивность профсоюзного движения;

• социальная политика государства (система государственного обеспечения, правового регулирования и т.п.);

• общие мировые тенденции.

Другой аспект социальной деятельности организации — это внутренние социальные условия самой организации:

• использование рабочей силы (условия организации труда, про­фессиональной квалификации);

• воспроизводство рабочей силы (условия жизни, быта, досуга, условия изменения профессиональной компетентности, ротация кадров и т.п.).

Состав, задачи и функции структурных подразделений службы социального развития предприятия.

Функции управления социальным развитием выполняют структурные подразделения службы управления персо­налом.

Функционирование служб в значительной мере зависит от усло­вий характера социально-экономической среды и особенностей са­мой организации:

• c одной стороны, имеются внешние факторы (среда):

• отраслевая принадлежность;

• география и экология территории, на которой расположена организация;

• специфика товарного рынка;

• особенности рынка труда;

• стратегия, политика и оперативные меры федеральных, региональных и муниципальных органов власти;

• характер активности гражданских сообществ;

• с другой стороны, имеются внутренние факторы (сама органи­зация):

• ее организационно-правовая форма;

• размер;

• количественная и качественная характеристика персонала;

• организационная структура и стиль менеджмента;

• стратегия и тактика управления;

• характер и степень ответственности руководства.

Миссия социальной службы - управление социальными процессами в организации с целью обеспечения условий формирования гума­низации труда и качества трудовой жизни с использованием адек­ватных форм, методов, приемов, способов и правил на основе пре­имущественно научного подхода.

Особенности структуры службы социального развития.

В зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо самим руководством организации, либо заместителем руководителя (руководителя по персоналу) по социальному развитию со специально уполномоченными подразделениями:

1) социально-психологическая служба, в функции которой входят:

• регулирование производственных, социальных, межличност­ных отношений в организации;

• урегулирование конфликтов, возникающих в процессе: производственных взаимодействий между отдельными ра­ботниками или подразделениями; отношений персонала и администрации; личностных взаимоотношений;

• формирование условий комфортной социально-психологи­ческой атмосферы в коллективе;

• организация корпоративных мероприятий для коллектива ра­ботников (и, возможно, их семей);

• обеспечение социально-психологической основы корпора­тивного управления, или подготовка ответственных должно­стных лиц организации к взаимодействию с представителя­ми партнеров, клиентов, собственников, органов власти и т.д.;

• социологические, психологические и маркетинговые исследования персонала организации и рынка труда;

2) служба безопасности трудовой деятельности, выполняющая сле­дующие функции:

• совершенствование условий труда (техническое и эргономич­ное оснащение рабочих мест; сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ; преодоление отрицательных последствий монотонности труда за счет меняющегося ритма работы, про­изводственной гимнастики, рационального использования регламентированных перерывов в течение рабочего дня для отдыха и питания; комфорт социально-бытовых помещений);

• обеспечение мероприятий по охране труда (комплекс органи­зационных, технических, санитарно-гигиенических, охран­ных мероприятий и средств, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предотвращение угро­зы здоровью и самой жизни работников);

3) служба социальной защиты, обеспечивающая систему меропри­ятий, направленных на соблюдение норм действующего в стра­не трудового законодательства, прав и социальных гарантий со­трудников;

4) служба обеспечения функционирования и развития социальной ин­фраструктуры, которая предназначена в первую очередь для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллекту­альных потребностей работников организации и членов их се­мей и предполагает осуществление социальных услуг на базе со­циальной инфраструктуры организации, которая может вклю­чать в себя:

• обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачеч­ные и пр.) вместе с сетями энерго- , газо- , и теплоснабжения, канализации, телефонной связи, радиовещания и т.п.;

• медицинские и лечебно-профилактические учреждения - больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.;

• объекты образования и культуры - школы, детские дошколь­ные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, биб­лиотеки, выставочные залы и т.п.;

• объекты торговли и общественного питания - магазины, сто­ловые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов;

• объекты бытового обслуживания - парикмахерские, ремонт­ные мастерские, пункты проката;

• спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприя­тий;

• коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товари­щества.

Квалификационные требования к работникам социальной службы.

Работники,отвечающие за социальное развитие организации, должны обладать гуманитарными и этическими знаниями, знаниями законодательства, социальных технологий, умением и навыками выбирать подобающую обстоятельствам манеру поведения с соответствующим дипломатичным и психологическим тактом, ориентироваться на коллегиальность и согласования с заинтересованными сторонами при выборе решения.

От специалистов социальной службы требуются:

o выполнение трудового законодательства;

o соблюдение социальных норм - установленных обществом, го­сударством, отдельной организацией правил, приемов, образцов поведения, принципов деятельности, соответствующих обще­принятым ценностям и нравственным идеалам;

o поддержка минимальных социальных стандартов.

Наши рекомендации