Особенности социального управления.
Механизм социального управления, по своей сущности, есть совокупность отношений различных социальных общностей (общества в целом, наций, классов, коллективов) непосредственно или опосредованно, через своих представителей, взаимодействующих в процессе деятельности по реализации общих и особых интересов.
Содержание механизма социального управления: - субъект; - объект; - управляющее воздействие; - цель управляющего воздействия; - законы социального управления; - принципы социального управления; - формы и методы социального управления; - стиль управленческой деятельности; - процедуры получения и использования информации; - коммуникации; - процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений, их результат.
39.Управление социальным развитием на предприятии
Основные понятия управления социальным развитием: социальное развитие, социальная деятельность, социальная среда. Состав, задачи и функции структурных подразделений службы социального развития предприятия. Особенности структуры службы социального развития. Квалификационные требования к работникам социальной службы.
Основные понятия управления социальным развитием: социальное развитие, социальная деятельность, социальная среда.
Развитие социальной сферы - непременный объект управления организацией и вместе с тем составная часть системы управления ее персоналом.
Социальное развитие организацииозначает изменение к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников.
Социальная деятельность организации - это деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий использования и воспроизводства человеческого капитала.
Социальные среда- это социальные условия,оказывающая влияние на функционирование организации.
Развитие социальной среды организации выражается как в форме объективных процессов - в связях между людьми по поводу их жизненных условий, труда, быта и досуга, так и в субъективном, осознаваемом виде - в явлениях психологической атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках.
Социальная деятельность организацииможет быть реализована в двух аспектах. Прежде всего, это адекватное реагирование на внешние социальные условия (или факторы внешней социальной среды), к которым относятся:
• конъюнктура рынка труда;
• характер и интенсивность профсоюзного движения;
• социальная политика государства (система государственного обеспечения, правового регулирования и т.п.);
• общие мировые тенденции.
Другой аспект социальной деятельности организации — это внутренние социальные условия самой организации:
• использование рабочей силы (условия организации труда, профессиональной квалификации);
• воспроизводство рабочей силы (условия жизни, быта, досуга, условия изменения профессиональной компетентности, ротация кадров и т.п.).
Состав, задачи и функции структурных подразделений службы социального развития предприятия.
Функции управления социальным развитием выполняют структурные подразделения службы управления персоналом.
Функционирование служб в значительной мере зависит от условий характера социально-экономической среды и особенностей самой организации:
• c одной стороны, имеются внешние факторы (среда):
• отраслевая принадлежность;
• география и экология территории, на которой расположена организация;
• специфика товарного рынка;
• особенности рынка труда;
• стратегия, политика и оперативные меры федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
• характер активности гражданских сообществ;
• с другой стороны, имеются внутренние факторы (сама организация):
• ее организационно-правовая форма;
• размер;
• количественная и качественная характеристика персонала;
• организационная структура и стиль менеджмента;
• стратегия и тактика управления;
• характер и степень ответственности руководства.
Миссия социальной службы - управление социальными процессами в организации с целью обеспечения условий формирования гуманизации труда и качества трудовой жизни с использованием адекватных форм, методов, приемов, способов и правил на основе преимущественно научного подхода.
Особенности структуры службы социального развития.
В зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо самим руководством организации, либо заместителем руководителя (руководителя по персоналу) по социальному развитию со специально уполномоченными подразделениями:
1) социально-психологическая служба, в функции которой входят:
• регулирование производственных, социальных, межличностных отношений в организации;
• урегулирование конфликтов, возникающих в процессе: производственных взаимодействий между отдельными работниками или подразделениями; отношений персонала и администрации; личностных взаимоотношений;
• формирование условий комфортной социально-психологической атмосферы в коллективе;
• организация корпоративных мероприятий для коллектива работников (и, возможно, их семей);
• обеспечение социально-психологической основы корпоративного управления, или подготовка ответственных должностных лиц организации к взаимодействию с представителями партнеров, клиентов, собственников, органов власти и т.д.;
• социологические, психологические и маркетинговые исследования персонала организации и рынка труда;
2) служба безопасности трудовой деятельности, выполняющая следующие функции:
• совершенствование условий труда (техническое и эргономичное оснащение рабочих мест; сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ; преодоление отрицательных последствий монотонности труда за счет меняющегося ритма работы, производственной гимнастики, рационального использования регламентированных перерывов в течение рабочего дня для отдыха и питания; комфорт социально-бытовых помещений);
• обеспечение мероприятий по охране труда (комплекс организационных, технических, санитарно-гигиенических, охранных мероприятий и средств, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предотвращение угрозы здоровью и самой жизни работников);
3) служба социальной защиты, обеспечивающая систему мероприятий, направленных на соблюдение норм действующего в стране трудового законодательства, прав и социальных гарантий сотрудников;
4) служба обеспечения функционирования и развития социальной инфраструктуры, которая предназначена в первую очередь для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей работников организации и членов их семей и предполагает осуществление социальных услуг на базе социальной инфраструктуры организации, которая может включать в себя:
• обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) вместе с сетями энерго- , газо- , и теплоснабжения, канализации, телефонной связи, радиовещания и т.п.;
• медицинские и лечебно-профилактические учреждения - больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.;
• объекты образования и культуры - школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.;
• объекты торговли и общественного питания - магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов;
• объекты бытового обслуживания - парикмахерские, ремонтные мастерские, пункты проката;
• спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;
• коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.
Квалификационные требования к работникам социальной службы.
Работники,отвечающие за социальное развитие организации, должны обладать гуманитарными и этическими знаниями, знаниями законодательства, социальных технологий, умением и навыками выбирать подобающую обстоятельствам манеру поведения с соответствующим дипломатичным и психологическим тактом, ориентироваться на коллегиальность и согласования с заинтересованными сторонами при выборе решения.
От специалистов социальной службы требуются:
o выполнение трудового законодательства;
o соблюдение социальных норм - установленных обществом, государством, отдельной организацией правил, приемов, образцов поведения, принципов деятельности, соответствующих общепринятым ценностям и нравственным идеалам;
o поддержка минимальных социальных стандартов.