Эффект дохода и эффект замещения.
Данный эффекты следует различать, но действуют они одновременно.
F1Е – эффект замещения – это такое изменение структуры спроса, которая связана с изменением цены одного из товаров без учета эффекта дохода.
Е F2 – эффект дохода (связан с перемещением с одного бюджетного ограничения на другое) – такое изменение структуры спроса, которая связана с изменением цены одного из товаров без учета действия эффекта замещения.
Эластичность измеряет степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой переменной на 1 %.
Эластичность спроса по цене показывает процентное изменение величины спроса при однопроцентном изменении цены товара.
EDP=(∆ D\ D)\ (∆P\P)= %ΔQD/ %ΔP
Эластичность спроса величина отрицательная. Величину эластичности показывают в виде коэффициента, который может изменяться в разных интервалах.
EDP= 1: единичная эластичность (спрос изменился в той же степени, что и цена).
EDP> 1: эластичный спрос (более сильное изменение спроса, чем изменение цены).
EDP< 1: неэластичный спрос (спрос меняется в меньшей степени, чем цена).
Производитель предпочитает работать с товарами, спрос на которые неэластичен (продукты питания, табак и т.п.). эластичность спроса на графике регистрируют разным углом наклона кривой. Рис.7
Эластичность спроса по цене определяет заменяемость данного товара.
Рыночный спрос получается путем суммирования индивидуальных спросов.
На рыночный спрос оказывают влияние те же факторы, что и на индивидуальный. При этом важное значение имеет эластичность, прежде всего по цене.
Излишек потребителя.
Важное значение в анализе спроса имеет то, как сам потребитель оценивает свою ситуацию на рынке от потребления определенного количества продукта.
1. основной эффект состоит в самом потреблении.
2. дополнительный эффект: потребитель при потреблении любого количества товара экономит средства. Предыдущие единицы он был готов купить по более высокой цене. При покупке 9 ед. из 10, он экономит определенные средства, т.к. готов был отдать за эти единицы большую Р.
10 ед. он приобрел за столько, за сколько готов был заплатить. Экономия (излишек) - разница между тем, сколько он готов заплатить за данный Q и тем, сколько реально заплатил.
Разные потребители занимают разные положения на кривой D. Те, кто в т.Е готовы заплатить за товар величину, равную рыночной Р, они ничего не экономят. Те, кто ниже т.Е, не готовы заплатить за данный товар такую цену. Те, кто выше т.Е, готовы заплатить сумму большую Р, следовательно, каждый из них экономит какое-то количество средств.
Излишек – разница между тем, что он готов заплатить, и тем, что он заплатил.
Излишек потребителя – понятие субъективное, и что- то определенное о нем сказать может лишь сам потребитель.
Групповые экстерналии.
В некоторых случаях спрос отдельного потребителя зависит от спроса других покупателей, купивших данный товар. В данном случае говорят о групповых экстерналиях:
- позитивная групповая экстерналия (эффект соседа): количество товара, требуемое типичным покупателем, будет расти по мере роста числа других покупателей этого товара.
- негативная групповая экстерналия (эффект сноба): покупатель уменьшает потребление, когда другие покупатели его увеличивают. Данный эффект имеет место в случае ограничения количества товара или если покупатель – индивидуалист и не будет покупать как все.
3. Теория производства фирмы
Производственная функция. Изокванты. Карта изоквант. Краткосрочный и долгосрочные периоды в анализе производства. Производство с одним переменным ресурсом. Средний и предельный продукты и их взаимосвязь. Закон убывающей производительности. Производство с двумя переменными ресурсами. Предельная норма технологического замещения. Отдача от масштаба.
Производство – деятельность по использованию экономических ресурсов с целью получения наибольшего результата, эффекта (производство блага с наименьшими затратами). Выделяют 4 вида ресурсов:
- земля (природные ресурсы) – все, что дано природой.
- трудовые ресурсы – на рынке труда продается рабочая сила, способности физические, умственные и духовные.
- капитал реальный, а не денежный (фиктивный). Реальный капитал находит в деньгах свое выражение.
- предпринимательская способность – определенные характеристики части рабочей силы: такая рабочая сила способна организовать эффективное взаимодействие всех остальных ресурсов.
Также иногда выделяют знание или информацию.
Между факторами, используемые в производстве, и выпуском продукции существует связь, описываемая производственной функцией. Производственная функция определяет объем выпуска, который может обеспечить фирма при каждой возможной комбинации ресурсов .
Q=f(F1? F2,…,Fn) Q=f(L,K)
Один и тот же объем может быть обеспечен разными комбинациями ресурсов.
Одной из форм выражения производственной функции является изокванта. Берем определенное производство с неизменной технологией и показываем, что один и тот же объем может быть произведен разными комбинациями ресурсов.
Отдельная изокванта показывает все возможные комбинации двух факторов, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции. Она внешне похожа на кривую безразличия, но показывает определенную величину. Набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции при соответствующем наборе ресурсов называется картой изоквант.
Периоды, в которых находится фирма:
- краткосрочный (некоторые из факторов и ресурсов фирмы зафиксированы, некоторые могут меняться по мере изменения объема)
- долгосрочный (все факторы становятся переменными).
В некоторых случаях фирма может находиться в кратчайшем периоде – не может никак отреагировать на рыночную ситуацию изменением объема.