Классификация грузов по способам перевозки, по размерам ,по условиям хранения.
Все грузы по способу перевозки разделяются на штучные, навалочные, наливные и грузы, перевозимые в укрупненных единицах.
К штучным грузам относится широкое наименование грузов в ящиках, мешках, бочках, тюках и т. д. К ним также относятся автомобильная и строительная техника, металлоконструкции, технической оснащение и прочие грузы, перевозимые отдельными местами. Особенностью этих грузов является то, что на грузовом судне одновременно может перевозиться как однородный груз, например вино в бочках, так и множество других партий разнородного груза, например медикаменты, одежда, бытовые товары и т. д. Когда линейные размеры одного места штучного груза более 9 метров, оно относится к категории длинномеров, а когда вес составляет более 3 тонн, оно относится к разряду тяжеловесов.
Навалочные грузы перевозятся без тары - навалом. Они состоят из большого числа однородных частиц, например сахар, или частиц груза разного размеры - каменный уголь, щебень и пр. Для их перевозки используют целое грузовое судно или отдельные трюмы.
Укрупненные грузовые единицы - это контейнеры, трейлеры, флоты, роллтрейлеры, пакеты и так далее. Укрупнение грузовых мест позволяет механизировать процесс обработки груза и увеличить целесообразность работы торгового флота.
Наливные грузы в себя включают сырую нефть, нефтепродукты, растительные масла, спирт, химические материалы и сжиженный природный газ.
По условиям перевозки грузы, делятся:
- обычные, перевозящиеся универсальным подвижным составом;
- специальные, перевозящиеся специализированным подвижным составом;
- специфические (перевозящиеся специальным подвижным составом), т. е. грузы, которые могут менять свое физическое состояние в процессе перевозки. К ним относятся скоропортящиеся грузы (требующие ускоренных сроков доставки при соблюдении необходимых тепловых режимов), густеющие, застывающие и спекающиеся (бетон, битум, асфальт и др.), смерзающиеся (влажный песок, руда, уголь, кокс и др.), испаряющиеся (легкоиспаряющиеся жидкости, сухой лед), антисанитарные и живность.
По условиям хранения:
- не требующие защиты от окружающей среды;
- требующие защиты от окружающей среды.
По степени использования грузоподъемности подвижного состава:
- 1-го класса - грузы, при перевозках которых коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава равен 1,0;
- 2-го класса -- коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,71 до 0,99;
- 3-го класса - коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,51 до 0,70;
- 4-го класса - коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,41 до 0,50.
По степени опасности грузы подразделяются:
- малоопасные (стройматериалы и разные промышленные и продовольственные товары);
- пылящие и горячие (цемент, мука, известь, минеральные удобрения, асфальт, битум и др.);
- опасные по своим размерам (крупногабаритные грузы, у которых некоторые части или детали выступают за основные габариты автотранспортных средств);
- опасные.
Таблица 1. Классификация грузов по приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ
Наименование грузов | Краткая характеристика грузов | |
Тарно-упаковочные и штучные | Грузы в мешках, кулях, пакетах, кипах, ящиках, коробках, решетках, сетках, связках, а также грузы без упаковки массой одного места до 250 кг, за исключением металлов, лесоматериалов; катно-боч-ковые грузы [в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага на катушках) массой одного места до 500 кг] | |
Тяжеловесные | Грузы в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.) массой одного места более 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов; катно-бочковые грузы массой одного места более 500 кг | |
Металлы и металлические изделия | Металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке (тонколистовой металл в пачках и др.), независимо от массы одного места, за исключением тяжеловесных станций, машин и станков, относящихся к тяжеловесным грузам | |
Лесоматериалы | Лесоматериалы круглые всех пород любого диаметра, шпалы, брусья, дрова, пиломатериалы всех размеров, изделия из дерева - детали домов, фанера ит. д. | |
Огнеупорные | Все виды изделий из огнеупорных материалов - шамотные, динасовые и другие, предназначенные для кладки металлургических и нагревательных печей | |
Навалочные | Различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (насыпью, навалом), - уголь, песок, гравий, галька, кокс, руда и др. | |
Мясные | Мясо мороженое, охлажденное в тушах, полутушах и четвертинах | |
Хлебобулочные изделия | Хлеб печеный всякий, булочные и мелкие штучные изделия, уложенные в специальные лотки | |
Овощные россыпью | Картофель, свекла, морковь, арбузы, редька и т. п. | |
Зерновые россыпью | Все виды зерновых культур (пшеница, рожь, ячмень, овес и др.) | |
Наливные | Бестарные жидкие грузы, перевозимые в цистернах или других устройствах, размещаемых в кузове автомобиля | |
К опасным грузамсогласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении перегрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей или животных.
В соответствии с указанным ГОСТ опасные грузы разбиваются на девять классов:
1 - взрывчатые вещества (ВВ);
2 - газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ) и вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
7 - радиоактивные материалы (РМ);
8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
9 - прочие опасные вещества.
В документах опасные грузы классифицируются, основываясь на ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).
ДОПОГ разработан с целью унификации правил перевозки опасных грузов в международном сообщении
Дисциплина «Информационные технологии на транспорте»