Индустриальное общество – техногенная цивилизация
– Индустриальное общество – тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Расширение сферы жизнедеятельности человека, возникновение промышленного производства, перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Провозглашается ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
– Стремительное развитие техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
– Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Общественный прогресс – поступательное развитие общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
– Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. На смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья.
– Господствующий тип социальной связи основан на экономическом принуждении к труду. Социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора – заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей — личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.
– Социальные отношения принимают форму товарно-денежного обмена. Для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей – социальных партнеров. Посредниками в отношениях людей становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей.
– Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.
Вопросы: 1. Какое определение можно дать индустриальному обществу?
2. Чем вызвано стремительное развитие индустриального общества?
3. Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества - как прогресс («стрела времени»)?
4. Почему некоторые исследователи называют данный период развития общества «техногенной цивилизацией»?
5. Как изменяется место человека в системе общественного производства?
6. Какова роль науки на данном этапе?
7. Охарактеризуйте качество жизни человека в индустриальном обществе.
8. Охарактеризуйте взаимоотношения человека и природы на данном отрезке исторического пути.
9. Что такое «секуляризация общественного сознания»? Какие последствия имеет этот процесс для человека?
10. Охарактеризуйте экономические отношения между людьми в индустриальном обществе.
11. Проанализируйте эти взаимоотношения: что вам кажется справедливым, а что - нет?
12. К каким последствиям приводит разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности?
13. Какую высшую ценность дарует индустриальное общество человеку?
14. Можно ли отождествлять цивилизованный капитализм с обогащением любой ценой?
15. Опишите изменения, которые происходили в бытовых условиях человека индустриального общества.
16. Какие политические тенденции наблюдаются на данном отрезке времени?
17. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.
Современное общество
– Техногенная цивилизация со временем разрушает как окружающую среду, так и телесное и психическое здоровье самого человека, наносит непоправимый ущерб биологическому разнообразию нашей планеты. Угроза разрушения механизмов поддержания экологического равновесия в природе, т. е. об утрате ее естественной способности к самоочищению и самовоспроизводству. Под вопросом биологическое выживание всего человечества. Современному человечеству угрожает экологический кризис.
– В современной промышленности предпочтение отдают ресурсо- и энергосберегающим технологиям, а также наукоемким технологиям молекулярного уровня. Осознание необходимости разумного ограничения потребления (продуктов питания, топлива и т. д.). В промышленно развитых странах спрос на малое породил целую индустрию малых форм. Человек постиндустриального общества осознает высочайшую ценность природы как универсального дома всего человечества. Дальнейшие стратегии цивилизационного развития направлены не на покорение природы, переделку общества и создание нового человека, а на совместное гармоничное развитие природы и культуры – генно-культурную коэволюцию.
– Развитие информационных технологий, позволяющих удлинить социальные связи до общепланетарных масштабов. Общение по компьютеру, обогащая человека информационно, но приводит к его эмоциональному обеднению, притуплению чувства социальной ответственности. Виртуальное общение не способно в должной мере развить в человеке моральные качества, терпимость, сострадание, забота о ближнем. Ценностью постиндустриального общества является живое человеческое общение, осознание несводимости человека к его разуму, интеллекту.
– Перспективы мирового сообщества: 1) распространение идеалов и принципов промышленно развитых стран; 2) создание многополярного мира – гармоничного сочетания культур и традиций разных народов во всеобщем культурном генофонде человечества.
– В период цивилизационных трансформаций каждое конкретное общество представляет собой сочетание различных исторических типов обществ, индивидуальное «сплетение» характеристик традиционного, индустриального, а подчас и постиндустриального общества. Частичная реставрациея отживших социальных структур, признанием прошлого более ценным, чем настоящее, – явление архаизации.
– Разумная опора на традицию не только не мешает, но, напротив, помогает строительству нового общества.
Характерные черты общества современной России:
1) Проблема «отцов и детей» – глубокая социально-психологическая проблема в отношении ценностей и жизненных смыслов иного типа цивилизации. Востребованные рыночной экономикой социально-психологические черты (индивидуализм, конкурентоспособность, неравенство) плохо совместимы с социальными привычками традиционного общества (коллективизм, взаимопомощь, социальная справедливость, равенство), на которых воспитано старшее поколение современных российских граждан.
2) Огромная разница в уровне доходов и в жизненных установках различных слоев и социальных групп. В наиболее обеспеченных слоях современного российского общества явно проглядывают черты «общества потребления» и этики гедонизма (наслаждения жизнью), резко контрастирующие с установками как традиционного, так и индустриального общества. Чрезмерное расхождение социальных привычек и уровня доходов различных слоев в современной России чревато опасностью нарастания социальной напряженности в обществе.
3) «Цена реформ» – успех крупных социальных преобразований зависит от того, в какой мере удалось соотнести объективные задачи реформ с субъективными возможностями людей в кратчайшие сроки круто изменить свой образ жизни, социальные привычки, принять новые цивилизационные ценности и жизненные смыслы.
Вопросы:1. Охарактеризуйте контуры современного общества.
2. Сформулируйте тезисы на тему: «Информационное общество: «за» и «против».
3. Г. Спенсер считает, что с появлением компьютера человек утрачивает представление о себе как о единственном разумном существе, так же как с открытием Коперника и Галилея он перестал осознавать себя центром Вселенной, а с появлением теории Дарвина пошатнулся миф о человеке как о венце божественного творения. Согласны ли вы с этим утверждением? Свою точку зрения обоснуйте.
Дополнительный материал
Информационное общество
Представьте себе город будущего. Парки, озера, клумбы, кристально чистый воздух. Индивидуальные машины находятся за городом. Под улицами размещены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды коммуникаций. Отпала надобность в деловых поездках. Вся необходимая информация поступает на домашний экран. Денежные расчеты осуществляются с помощью банковских карточек. Когда эти карточки используются для оплаты, машины автоматически переводят любую сумму с одного банковского счета на другой. Люди носят при себе специальные радиоустройства, через которые автоматически вызываются полиция и скорая помощь. Дома снабжены сигнальными системами на случай пожара. Преступность канула в прошлое, уличных ограблений не происходит, тем более что люди не носят при себе наличность. Произошли большие изменения и в политической жизни. Активный обмен информацией, учет множества мнений привели к формированию единой политической платформы для всех партий и социальных групп. Наступила эпоха невиданной демократии - такую картину будущего рисует американский социолог Дж. Мартин.
Решающее значение в переходе к такому обществу и в самой его жизнедеятельности приобретают информационные процессы, новые способы получения, хранения, распространения информации.
Информация (от лат. разъяснение, изложение) - это некоторые сведения, совокупность каких-либо данных. Ученые под информацией понимают не только слово или математический знак, а любой сигнал - шум прибоя, гудок локомотива, шелест листьев; даже пауза, безмолвие оцениваются ими как информация. Потребность выразить и запомнить информацию привела к возникновению речи, письменности, изобразительного искусства, книгопечатания, телеграфа, радио, телевидения. Наконец, были изобретены ЭВМ, предназначенные специально для автоматической обработки информации. Они помогают «справиться с информационным взрывом»-явлением, возрастающим по восходящей линии. Например, объем всех научных публикаций за один 1985 г. превысил все то, что было издано в период между эпохой Возрождения и 1976 г., т. е. за 500 лет.
В индустриально развитых странах люди уже сейчас подвергаются потоку информации, в два с лишним раза превосходящему нормативную способность человека к ее усвоению. Современная компьютерная техника позволяет производить вычисления, различные логические операции со скоростью, во много раз превышающей возможности человеческого мозга и с гораздо меньшими затратами. В 1952 г. 1 млн операций занимал 10 минут и стоил 300 долл. В 1986 г. для этого требовалось полсекунды и 0,06 долл. Сейчас еще меньше. Все это позволяет говорить о том, что мир находится у истоков «компьютерной революции», которая изменит весь современный цивилизационный уклад и приведет к созданию «информационного общества».
Канадский ученый Мак-Люэн разработал трехступенчатую модель всемирной истории: первая ступень - племенной индивид - «человек слушающий», у которого преобладает устная речь в качестве средства коммуникации. Вторая ступень - эпоха типографского или индустриального индивида, начавшаяся с XV в. - победа печатного слова над устным. Это был «человек смотрящий». Третья ступень — торжество электронной коммуникации.
Символическим актом «рождения» информационной эры явился запуск искусственного спутника Земли, ставшего технологическим катализатором формирования подлинной глобальной связи - нервной системы планетарной цивилизации. Неотъемлемыми приметами нового общества стали коммуникационный спутник, кабельное телевидение и персональный компьютер.
Идея доминирующей роли электронной техники и информатики развивалась с конца 1960-х гг. С начала 1980-х закрепился термин «информационное общество». В немалой степени этому способствовал бум информатики и коммерческая реклама, изображающая компьютер как своего рода пароль в будущее.
Известные западные социологи (Д. Белл, Масуда и др.) считают, что информационное общество представляет собой обобщенное понятие, охватывающее все стороны жизни.
В технической сфере мы наблюдаем широкое внедрение информационных технологий в производственную, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и быт.
В экономической сфере информация превратилась в товар, в социальной сфере она становится главным фактором изменения качества жизни, в политической - предполагается свободный доступ к разнообразной информации, призванной обеспечить на этой основе широкий обмен мнениями, в культурной сфере обмен информацией поможет формированию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потребностям нового общества. Таким образом, информационное общество - это общество, в котором информация и уровень ее использования обуславливают экономическое развитие и социальные изменения. В таком обществе уровень жизни, характер труда, отдыха, системы образования, рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации и знаний.
Например, «информационный взрыв» открывает возможности для более гибкой системы организации труда, создаются «расписания по индивидуальному выбору». Скользящие графики работы в 1980 г. были у 38% процентов «синих воротничков» в ФРГ, у 27 - в США. В результате производительность труда выросла, а дисциплина улучшилась. Увеличился объем ночной работы, особенно в сфере услуг: 15-25% занятых в этой сфере в США работают в ночную смену. Супермаркеты и банки функционируют круглосуточно.
Рождающаяся система производства позволяет создать мелкие трудовые коллективы на основе электронной техники. Уже сейчас многие фирмы разрешают своим служащим работу на дому. Завод перестал быть основной моделью производства. Да и сами заводы заметно меняются.
Продукция новейших предприятий не является больше массовой. Используется меньше сырья, энергии, делаются попытки поднять на небывалый уровень дизайн. Трудящиеся уже не прикованы к ритму «конвейеров». Уровень шумов снизился до минимума. На рабочих местах машина соседствует с зеленью и цветами. Конечно, таких предприятий сейчас немного, но за ними будущее.
Информационное общество дает простор громадному разнообразию источников энергии - водной, солнечной, геотермальной, приливной, производимой из биомассы, термоядерной.
В современных школах компьютеры уже берут на себя функции сбора и обобщения информации об успеваемости, компьютерные программы используются для обучения языкам, игре на музыкальных инструментах. Американцы разрабатывают систему, с помощью которой студенты, располагающие личными компьютерами, будут подключаться к университетской компьютерной сети. Это поистине революция в образовании.
Информационная техника открывает достаточно возможностей для демократии, она позволяет производить электронные плебисциты и опросы мнений, телеконференции с правительством. Телекоммуникационная кабельная сеть обеспечит двустороннюю связь между гражданином и политическим деятелем, которая позволит учитывать мнения большинства людей при принятии важных политических решений.
Но информационное общество имеет проблемы. «Над городом летает электронная страж-птица. Она призвана решить одну из сложных проблем, стоящих перед человечеством - исключить преступность из жизни общества. Едва злоумышленник отважится погубить жертву, как «умная птица», в которую введено самообучающее устройство, поражает потенциал преступника электрическим зарядом», - так начинает свой рассказ знаменитый американский писатель-фантаст Р. Шекли. Но что получается: птица оказалась не в состоянии разобраться в реальных противоречиях бытия. Она обрушивает свои кары на мясника, охотников, парализует нормальную жизнь города. Финал рассказа «Страж-птица» носит характер предостережения людям. Для уничтожения страж-птицы сконструированы самоуправляющие механизмы-ястребы.
Автоматы порождают новые автоматы, а проблема устранения преступности остается нерешенной. НТП часто приносит человечеству много неожиданностей и не все они, к сожалению, приятные.
Тотальная автоматизация и роботизация информационного общества невиданно обостряет и без того серьезную проблему безработицы. В 1988 г. в США половина автомобилей была собрана с помощью автоматов. В 1990 г. роботы ликвидировали около 1 млн рабочих мест. По подсчетам французского правительства ЭВМ к концу текущего столетия приведут к сокращению численности промышленных рабочих на 40%, а конторских служащих и ИТР-на 1/3.
В Японии уже в начале 1980-х годов появились первые полностью автоматизированные предприятия. Среди безработных с каждым годом увеличивается число квалифицированных специалистов: опытных инженеров, конторских работников, бухгалтеров. Как отмечено в докладе ученых - членов Римского клуба, «армия «стальных воротничков» (роботов) вытесняет синеворотничковых и беловоротничковых работников».
Микроэлектроника оказывает возрастающее влияние на международное разделение труда в глобальном масштабе. Следствие этого - расширение пропасти между богатыми и бедными странами: с сокращением доли живого труда в стоимости промышленных изделий уменьшается притягательность развивающихся стран как поставщиков дешевой рабочей силы. По этой причине крупнейшие государства мира все меньше вкладывают свои капиталы в экономику развивающихся стран.
Еще более остро стоит проблема электроники и войны. Известный английский физик Барнаби подсчитал, что расходы на исследования и разработку в области вооружений достигают 50 млрд долл. в год, т. е. 10% всех расходов человечества. Ими занято 400 тыс. ученых и инженеров высшей квалификации. Наиболее опасными Барнаби считает успехи в области военной электроники, усиливающие угрозу мировой атомной войны. К ним относится прежде всего повышение точности и надежности стратегических ракет.
Компьютеризация, как выяснилось, несет в себе определенную угрозу для свободы личности. Ныне около половины американцев работают в крупных корпорациях, которые собирают детальную информацию об образовании, семье, привычках служащих. Компьютеры изменили количество и качество информации. Они сделали возможным получение автоматически регистрируемых данных о частной жизни практически любого гражданина США.
Сложным оказалось взаимодействие человека и техники. В иллюстрации к одной из книг о социальном влиянии информатики художник остроумно выразил представление о будущем человека в век электроники: на рисунке изображен человек, который думает и изъясняется цифровым кодом, подобно вычислительной машине. Здесь отразились бытующие в век кибернетики опасения людей, что личность может стать придатком вычислительной машины. Она как бы превращается в простого оператора, действия которого доведены до автоматизма. Мыслительные функции человека уходят на второй план.
Более сложной оказалась связь между информированностью населения и глубиной демократии. Огромная роль средств массовой информации в жизни общества породила две тенденции: с одной стороны, все чаще возникают мощные коллективные психозы - шовинистический угар, воодушевление, паника, с другой стороны, от избытка информации наблюдается массовая апатия и аполитичность.