Феномены, связанные с процессом коммуникаций
1. Обратная связь:
- при наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями.
- двусторонний обмен информации повышает уверенность и эффективность;
- обратная связь повышает правильность и точность восприятия, раскодирования.
2. Шум (помехи). Источники помех:
- язык (вербальный и невербальный);
- различия восприятия, из-за которых может изменяться смысл;
- различие в организационном статусе.
Рис. 6.14 Коммуникационный процесс с обратной связью и шумом
Трудности в развитии коммуникации
1. Искажение сообщений:
- непреднамеренное искажение проходит, как правило, из-за низкой профессиональной пригодности;
- фильтрация, т.е. суммирование обобщение, в ходе которого возможно искажение;
- сознательное искажение;
- несовпадение статусов (стремление формировать только положительную информацию с целью получения одобрения);
- страх перед наказанием и ощущение безопасности дела.
2. Информационные перегрузки – невозможно реагировать на всю информацию, деление на нужную и ненужную, существенную и несущественную, достаточно субъективную.
3. Неудовлетворительная структура информации:
- сложность управления;
- много уровней, много искажений.
Пути улучшения системы коммуникации
1. Управленческое регулирование:
- четкое определение и формулирование задач;
- формирование четкого представления о потребностях информации начальника, себя, своих подчиненных;
- планирование, реализация, контроль совершенствовать в направлении улучшения информационного обмена;
- обсуждение планов, задач, путей их решения.
2. Совершенствование системы обратной связи:
- перемещение людей из одной организации в другую с целью обсуждения;
- опрос работников, в среде которого необходимо выявить: четко ли доведены до них цели их деятельности, информированы ли они; с какими потенциальными и реальными проблемами сталкиваются или могут столкнуться стратегии грядущих перемен; получают ли их руководитель для предложений.
3. Совершенствование системы сбора информации с целью снижается тенденции фильтрации идей или их игнорирование на пути снизу вверх.
4. Создание каналов информационных сообщений в форме степной печати, статей, бюллетеней, радиотелевидения, компьютерных сетей.
5. Внедрение совершенных, информационных технологий (электронная почта, видеоконференции и другие).
Оперативное управление
В условиях производственного менеджмента конечной целью оперативного управления является обеспечение ритмичного выпуска заданной номенклатуры изделий в установленных объемах и сроках при наилучшем использовании производственных ресурсов и наиболее коротких циклах изготовления продукции.
Оперативное управление осуществляется в двух стадиях:
Первая - разработка на основе производственной программы оперативно-календарных планов изготовления и выпуска продукции;
Вторая - непрерывный оперативно-производственный учет, контроль, регулирование выполнения планов посредствам анализа возникающих отклонений от заданий и оперативного их устранения (диспетчирование).
Состав функций оперативного управления:
1) оперативно-календарное планирование процесса изготовления продукции;
2) оперативный учет хода производства, контроль, регулирование производства;
3) разработка календарно-плановых нормативов и выбор системы оперативного управления;
4) объемные расчеты загрузки оборудования и площадей.
Оперативное управление как процесс осуществляется последовательно в два этапа:
Межцеховое планирование и управление, которое заключается
-в разработке рационально построенной производственной программы для цеха на годовых, квартальных и месячных отрезках времени (объемное планирование);
-в установлении взаимосвязанной совокупности сроков начала и окончания производства по всей номенклатуре каждого цеха в плановом периоде (календарное планирование);
-в осуществлении учета, контроля, оперативного регулирования работ между цехами (своевременное движение продукции).
Внутрицеховое управление, которое заключается
-в разработке месячных квартальных производственных заданий для участков и бригад (объемное планирование);
-в построении календарного плана движения каждого предмета либо партии предметов (заготовки, детали, компонент деталей), по участкам; разработка сменно-суточных заданий по участкам; распределение работ по рабочим местам (оперативно-календарное планирование);
-в осуществлении оперативного учета, контроля, оперативного регулирования работ, выполненных внутри цеха, по производству продукции.
Состав функций оперативного управления.
Вид управления | Планирование | Учет, контроль, анализ и регулирование |
Межцеховое | Разработка производственной программы цеха (квартальная, месячная). Разработка календарных планов движения предметов по цехам. | Работа цехов: номенклатуры, количественный выпуск, объем работ, сроки сдачи продукции, запуска продукции. |
Внутрицеховое | Разработка производственных программ для участков, календарных планов движения предметов по участкам, сменно-суточных заданий | Выполнение месячных и сменно-суточных заданий участками. Программ выпуска участков по пятидневкам |
Оперативному учету на межцеховом уровне подлежат номенклатура, количественный выпуск продукции цехами, объем выполненных работ, сроки сдачи продукции.
Оперативному учету на внутрицеховом уровне подлежат выполнение сменно-суточных и месячных заданий участками, производственных программ цехом за сутки пятидневки, обеспеченность производства материалами, заготовками, комплектациями.
Оперативные контроль и регулирование хода производства называются диспетчированием и заключается в выработке плановых заданий.
Оперативно-календарное планирование и диспетчирование ведутся на основе выбранной системы оперативного управления производством и разработки календарно-плановых нормативов.