Принципы и организационная структура менеджмента
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента - это основные руководящие правила и положения, нормы поведения, руководствуясь которым органы управления обеспечивают эффективное развитие организации.
К числу наиболее важных принципов менеджмента относятся:
1. Принцип системности предусматривает необходимость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из взаимодействующих, часто разнокачественных, но с единой целевой ориентацией, элементов.
СИСТЕМА - упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое, обладающая свойствами, отсутствующими у ее элементов.
Примеры систем:
- машина, собранная из деталей и узлов
- живой организм, образуемый совокупностью клеток
- предприятие, объединяющее множество производственных процессов, коллективов людей, различные виды ресурсов, готовую продукцию.
Важнейшее свойство системы любой природы - это эмерджентность: наличие качественно новых свойств, приобретенных системой во взаимосвязи элементов, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.
Практический вывод:
1) необходимо рассматривать организацию как систему во взаимосвязи, единстве всех функциональных сторон, компонентов и частей.
2) нельзя сводить организацию к простой совокупности элементов с изучением каждого в отдельности, т.к. таким образом не познать свойства системы в целом (Индийская притча о слепцах и слоне).
ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ – внезапность, неожиданность (явления). (emergence, emergency).
ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (от англ. emergent — внезапно возникающий), философская концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс, при котором возникновение новых, высших качеств обусловлено идеальными силами. Развита в сочинениях С. Александера и К. Ллойда Моргана (Lloyd Morgan).
2. Принцип иерархической упорядоченности предусматривает наличие отношения соподчиненности между элементами системы и, соответственно, определяет общую закономерность построения многоуровневой и многоступенчатой структуры управления. Согласно этому принципу осуществляется организация управления.
Напомнить уже известную терминологию:
ü организационные структуры управления
ü организационно-правовые формы
3. Принцип целевой направленности предусматривает наличие целидеятельности организации. Целеполагание - обязательное условие любой управленческой деятельности. При создании системы (подсистемы) необходимо:
§ четко определить цель функционирования системы;
§ установить состав элементов для достижения цели;
§ разработать план функционирования системы, позволяющий установить порядок взаимодействия элементов для выполнения функции по достижению цели.
ЦЕЛЬ, идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. В условном смысле (т.е. "при условии") термин «цель» используется в биологии и кибернетике. [Словарь Кирилла и Мефодия].
Рассмотрение этого принципа дает одно из определений понятия "управление", принятое в кибернетике.
Управление – это процесс целенаправленного воздействия на систему для поддержания её в устойчивом состоянии или перевода из одного устойчивого состояния в другое.
Под устойчивым состоянием понимается состояние не разрушения, целостностисистемы.
4. Принцип научной обоснованности и оптимальности менеджмента.Содержание принципа заключается в требованиях:
§ применение научных методов и подходов (комплексность, системность, ситуационный подход);
§ выбор эффективных управленческих решений на основе анализа и рассмотрения множества вариантов (максимум результата при минимуме затрат ресурсов).
ОПТИМАЛЬНЫЙ (от лат. optimus — наилучший), наилучший, наиболее соответствующий определенным условиям и задачам.
В качестве примера можно упомянуть использование в теории принятия решений понятия "оптимальности по Парéто", отражающего идею экономического равновесия. В её основу положен закон Парéто для модели распределения доходов, согласно которому оптимальное состояние системы достигается тогда и только тогда, когда улучшение состояния любого участника может быть улучшено только за счет ущемления интересов хотя бы одного другого участника.
ПАРÉТО (Pareto) Вильфредо (1848-1923), итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии, один из основателей функционализма. Пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая цену. Сформулировал закон распределения доходов (т. н. закон Парéто). Выдвинул концепцию «циркуляции (смены) элит», согласно которой основа общественных процессов — творческая сила и борьба элит за власть.
5. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в менеджменте. Предусматривает рациональное делегирование полномочий при решении задач управления. Определяет оптимальную организационную структуру управления.
Полномочия – ограниченное право распоряжаться ресурсами с целью выполнения определенных задач.
Средством распределения полномочий является делегирование. Оно осуществляется по иерархической структуре "сверху вниз" в порядке прямой подчиненности, т.е. от руководителя ближайшему подчиненному (конечному исполнителю или руководителю следующего, более низкого уровня).
Делегирование полномочий означает:
ü передачу задач и определение ответственности за результаты их выполнения;
ü выделение ресурсов с правом распоряжения и определение ответственности за их использование;
Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за результат. Ответственность возлагается, но не делегируется. Любой работник при приеме на работу принимает на себя определенную ответственность за определенное вознаграждение. Полномочия делегируются должности, но ответственность несет человек, занимающий эту должность.
Чем больше задач передается низшим уровням, тем более децентрализовано управление.
Критерий оптимальности организационной структуры управления состоит в максимизации результатов деятельности организации (фирмы) при минимизации доли затрат ресурсов на управление в общих затратах организации (фирмы).
6.2.2. Организационная структура менеджмента
Рис. 6.2 Структура системы управления
Организационная структура - строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением.
В рамках организационной структуры определяются субъекты и объекты менеджмента, уровни иерархии менеджмента.
Любая организация независимо от своих размеров и решаемых задач, имеют управляемую и управляющую подсистемы, вместе образующие систему управления (рис. 6.2).
Субъекты менеджмента (элементы управляющей подсистемы) - это менеджеры, которые, в зависимости от видов делегированных им полномочий, делятся на две категории:
ü руководители линейного менеджмента: директор, начальник производства, руководитель производственного подразделения среднего и нижнего уровня;
ü руководители функционального менеджмента: заместитель директора, руководитель функционального подразделения и его отделов (бюро, лабораторий, секторов);
Иерархия менеджмента устанавливает отношения подчинения между руководителями разных уровней (рис. 6.3).
В зависимости от уровня управления менеджеры делятся на три группы:
ü высшее руководство (TOP-Management);
ü менеджеры среднего звена (функциональные и дивизиональные руководители)
ü менеджеры нижнего звена (линейные руководители).
Высший уровень (уровень генерала) – самый малочисленный. Это первый руководитель организации, а если организация крупная – его первые заместители.
Среднее звено (уровень офицера) – характеризуется наибольшим разнообразием управленческих должностей. В крупной организации подразделяется, в свою очередь, на два подуровня: верхний средний и низший средний.
Низшее звено (уровень сержанта) – наиболее многочисленный. На производстве наиболее типичная должность – мастер. Это организационный уровень руководства. Другое название - операционный управляющий.
Объекты менеджмента (элементы управляемой подсистемы) – это весь состав взаимосвязанных структурных подразделений любого назначения (цехи, участки, отделы, секторы, лаборатории и т.п.). Это вся совокупность элементарных производственно-хозяйственных систем (ЭПХС), т.е. систем "человек – рабочее место".
Управляющая и управляемая подсистемы связаны между собой информационно. По цепи команд осуществляется управляющее воздействие со стороны субъекта менеджмента на объект. По цепи обратной связи осведомительная информация о состоянии объекта менеджмента доводится до субъекта.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда определяет, соответственно, формирование горизонтальных и вертикальных информационных связей (рис. 6.4).
В фирме горизонтальные связи устанавливаются между менеджерами одного уровня, вертикальные – между менеджерами смежных уровней в соответствии с порядком делегирования полномочий. Горизонтальные связи обеспечивают согласованность действий. Вертикальные связи являются связями подчинения.
На верхнем уровне горизонтальные связи устанавливаются между TOP-менеджерами разных фирм.
Физическое воплощение организационная структура менеджмента находит в схеме управления конкретной фирмой, отражающей её специфические особенности.
Схема управления содержит состав подразделений и должностей их руководителей, порядок вхождения структурных подразделений и характер связей между ними, отражающих распределение и координацию задач, делегирование полномочий.