Результаты научно-технической деятельности (виды НТ продукции)
ОТКРЫТИЯ- установление неизвестных ранее объективных существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, существенно меняющих уровень его познания.
ИЗОБРЕТЕНИЯ- новый технический способ решения задачи в любой сфере народного хозяйства. ПАТЕНТ - документ, удостоверяющий авторство, приоритет, исключительное право использования изобретения.
ЛИЦЕНЗИЯ - разрешение на право использования изобретения
НОУ-ХАУ (Know-How - знать как) - секрет фирмы (технические и конструкторско-технологические секреты производства, имеющие коммерческую ценность, не защищенные патентом, международным и национальным законом).
ИННОВАЦИИ- результат материализации и коммерческого освоения идеи, выдвинутой на стадии научно-исследовательской деятельности.
Если научно-техническая деятельность оценивается количеством открытий, изобретений, их научно-технической значимостью, глубиной проведенных исследований, то инновационная деятельность характеризуется коммерческими показателями - прибыль, экономическая эффективность, конкурентоспособность предприятия.
Нововведения – прикладной вид изобретательства. Эдисон писал о них, что это 95 % пота, и лишь 5 % вдохновения.
Впервые термин “инновация” появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.
В 30-х годах XX века Йозеф Шумпетер впервые использовал понятия “инновация”, подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Шумпетер Й. основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом, а внедрению новшеств в хозяйство государства.
Современные трактовки понятия “инновации”:
¨ Инновация – как объект, внедренный в производство в результате научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
¨ Инновация – как процесс трансформации знаний в товар, процесс коммерциализации знаний.
Исходя из состава нововведений, выделяют ряд наиболее часто встречающихсявидов.
1. По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.
С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации включают инновации-продукты (продуктовые инновации) и инновации-процессы (технологические инновации).
Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).
Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет:
- совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;
- увеличения объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей;
- возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.
Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае, инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором случае - объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.
Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).
Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:
- они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;
- они имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;
- их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;
- при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;
- они вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.
2. По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.
Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.
Улучшающие (приростные) нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.
Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (например, разработка нового поколения товара). К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка, на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.
3. По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются на:
* замещающие - предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций;
* отменяющие -исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен;
* возвратные -подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения;
* открывающие -создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников;
* ретровведения - воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы.
4. По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные инновации; успешные и неуспешные инновации.
5. По особенностям инновационного процесса выделяют инновации внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.
6. В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).
7. По объему применения инновации бывают точечные, системные и стратегические.