Из истории развития организации производства
Конспект лекций
Томск
Содержание
1...... Введение.. 5
1.1. Рекомендуемая литература.. 5
1.2. Предмет и задачи дисциплины.. 5
1.3. Из истории развития организации производства.. 7
2...... Предприятие (фирма) и его среда.. 13
2.1. Фирма в рыночной экономике. 13
2.1.1. Аспекты рассмотрения фирмы. 13
2.1.2. Фирма, как юридическое лицо. 14
2.1.3. Фирма, как система. 15
2.1.4. Фирма, как производственно-технологическая система. 17
2.1.5. Фирма, как система контрактов. 19
2.2. Среда деятельности фирмы. 22
2.2.1. Общее определение. 22
2.2.2. Внутренняя среда фирмы. 22
2.2.3. Внешняя среда фирмы.. 25
2.2.3.1. Микросреда фирмы. 25
2.2.3.2. Макросреда фирмы. 27
2.2.3.3. Характеристики внешней среды фирмы. 28
3...... Структура фирмы. 29
3.1. Сущность и значение структуры фирмы. 29
3.2. Организационная структура фирмы. 30
3.2.1. Виды организационных структур фирмы. 32
3.2.2. Типы организационных структур управления. 33
3.2.2.1. Линейная (бюрократическая) организационная структура управления. 33
3.2.2.2. Функциональная организационная структура управления. 34
3.2.2.3. Линейно-функциональная организационная структура управления. 35
3.2.2.4. Линейно-штабная организационная структура управления. 35
3.2.2.5. Дивизиональные организационные структуры управления. 36
3.2.2.6. Матричная структура (проектная организация) 37
3.3. Производственная структура фирмы. 38
3.3.1. Факторы производственной структуры. 38
3.3.2. Типы специализации производственных подразделений. 40
4...... Организация инновационных процессов на фирме. 42
4.1. Научно-технические инновации: содержание и виды инновации.. 42
4.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ.. 48
4.3. Современные формы организации инновационной деятельности.. 50
4.3.1. Малые инновационные фирмы.. 50
4.3.2. Инжиниринговые компании. 52
4.3.3. Внедренческие организации. 53
4.3.4. Технопарковые структуры организации инновационной деятельности. 53
4.3.4.1. Инкубатор бизнеса. 53
4.3.4.2. Технопарк. 56
4.3.4.3. Технополис. 57
4.3.4.4. Регион науки и технологий. 57
4.4. Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе. 59
4.4.1. Формы крупных промышленных корпораций. 59
4.4.1.1. Концерн. 59
4.4.1.2. Финансово-промышленные группы.. 61
4.4.1.3. Глобальные корпорации. 62
4.4.2. Кооперативные формы проведения инновационной деятельности. 63
4.4.2.1. Консорциум.. 63
4.4.2.2. Стратегический альянс. 65
4.4.2.3. Сетевые союзы.. 67
4.4.2.4. Неофициальные или договорные союзы.. 68
4.4.2.5. Союзы на основе долевых инвестиций. 68
4.5. Стратегия промышленных предприятий в сфере исследований и разработок: виды и определяющие факторы. 69
4.5.1. Основные виды инновационной стратегии. 72
4.5.2. Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации. 76
4.6. СХЕМА ОТБОРА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 78
4.7. КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА.. 78
4.7.1. Научно - исследовательская подготовка производства. 81
4.7.2. Конструкторская подготовка производства. 82
4.7.3. Технологическая подготовка производства. 85
5...... Организация производственных процессов и подразделений фирмы. 88
5.1. Производственный процесс: его структура и принципы организации. 88
5.1.1. Структура производственного процесса. 88
5.1.2. Принципы рациональной организации производственных процессов. 91
5.2. Производственный цикл: состав, структура и длительность. Пути сокращения длительности производственного цикла.. 96
5.3. Способы организации производственного процесса во времени, их характеристики и условия применения 101
5.3.1. Последовательный многооперационный цикл. 103
5.3.2. Параллельный многооперационный цикл. 104
5.3.3. Параллельно-последовательный многооперационный цикл. 105
5.4. Типы производства и их организационно-экономическая характеристика. Особенности организации производственных процессов в различных типах производства.. 108
5.5. Организация производственных подразделений фирмы.. 112
5.6. Поточное производство: организационно-экономическая характеристика.. 116
5.7. Виды поточных линий, порядок расчёта основных параметров поточных линий.. 118
5.7.1. Организация однопредметных непрерывно-поточных линий. 118
5.7.2. Организация однопредметных прерывно-поточных линий. 119
5.7.3. Организация многопредметных поточных линий. 131
5.8. Организация и эффективность гибких автоматизированных производственных систем.. 131
6...... Структура и функции процесса управления.. 139
6.1. Менеджмент. Понятие, сущность, виды и основные категории. 139
6.2. Принципы и организационная структура менеджмента.. 142
6.2.1. Принципы менеджмента. 142
6.2.2. Организационная структура менеджмента. 145
6.3. Функции управления и связующие процессы. 148
6.3.1. Планирование. 149
6.3.2. Организация. 151
6.3.3. Мотивация. 152
6.3.3.1. Простая модель мотивации. 152
6.3.3.2. Иерархия потребностей Маслоу. 154
6.3.3.3. Процессуальные теории. 155
6.3.4. Контроль. 156
6.3.5. Связующие процессы – принятие решений и коммуникации. 161
6.4. Оперативное управление. 165
7...... Управление инвестициями на предприятии.. 167
7.1. Инвестиции, их сущность и виды.. 167
7.1.1. Классификация инвестиционных проектов. 168
7.1.2. Характеристика стадий инвестиционного проекта. 171
7.1.3. Назначение бизнес-плана в инвестиционном процессе. 173
7.2. Методы оценки экономической эффективности инвестиций.. 173
7.2.1. Статические методы.. 175
7.2.2. Дисконтирование. 177
7.2.3. Динамические методы.. 180
Введение
1.1. Рекомендуемая литература
Наименование | Шифр |
1. Организация производства и управление предприятием: Учебник / под ред. Туровца О.Г. - М: ИНФРА-М, 2002 | У9(2) Я7 О-64 |
2. Организация и планирование радиотехнического производства. Управление предприятием радиопромышленности.: Учебник для радиотехнических специальностей вузов / под ред. А.И Кноля, Г.М.Лапшина. – М.: Высшая школа, 1987. | У9 2 (30) О-64 |
1.2.Предмет и задачи дисциплины
Дисциплина «Организация и планирование производства» (ОиПП) (Производственный менеджмент), , является обязательной компонентой обще профессиональной подготовки специалистов практически по всем техническим и экономическим направлениям высшего профессионального образования как в России, так и за рубежом. В настоящее время нет такой сферы бизнеса, области профессиональной деятельности, где бы не требовались знания и умения, составляющие содержание данной дисциплины.
Производственный менеджмент, или производственный (операционный) менеджмент, - это наука, изучающая управление процессом производства продукции или предоставления услуг в широком межотраслевом разрезе. В рамках этой науки выделены общие признаки управления производством и оказанием услуг, характерные не для какой-либо отдельной отрасли, а для всей сферы производства. Такие виды производственной и управленческой деятельности, как принятие решений, прогнозирование, выбор размещения завода или офиса, проектирование изделий и услуг, распределение ресурсов, планирование, гарантии качества и др., являются основными в любой бизнес-организации.
Объектом изучения дисциплины ОиПП является предприятие (фирма). Размер предприятия, его организационно-правовая форма и отраслевая принадлежность имеют важное значение. Поэтому при изучении данной дисциплины выделяется то общее, что характерно для всех без исключения предприятий, и то частное, что определяет специфику определенных предприятий.
Предметом изучения производственного менеджмента являются принципы и методы управления производственной (операционной) деятельностью предприятия. Для предприятий отраслей сферы материального производства принято их основную деятельность определять как производственную, для предприятий отраслей сферы услуг — как операционную. Соответствующие разделы менеджмента в мировой теории и практике принято называть производственный и операционный менеджмент.
В последние годы в связи с развитием логистического менеджмента и интегрированного управления цепью поставок (integrated supply chain management, ISCM), под операционной деятельностью предприятия, независимо от сферы его деятельности (производство или сервис), стали понимать глубоко интегрированные процессы снабжения, производства (товара или услуги) и сбыта.
Целью дисциплины ОиПП является овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в области принятия управленческих решений, связанных с производственной (операционной) деятельностью предприятий.
Задачами дисциплины ОиПП являются:
- изучение теоретических основ управления производственной
(операционной) деятельностью предприятий производственной
сферы и сферы услуг;
- освоение методов принятия стратегических, тактических и
оперативных решений в сфере управления производственной (операционной) деятельностью предприятий;
- овладение методами анализа и синтеза в сфере управления
производственной (операционной) деятельностью предприятий;
- получение навыков использования широкого спектра методов и средств принятия решений в области производственного (операционного) менеджмента, в том числе на базе современных информационных технологий.
Изучение дисциплины базируется на положениях экономической статистики, экономико-математического моделирования, микроэкономики, отраслевой экономики, экономики предприятия, технологии отраслевого производства, основ менеджмента, организации предпринимательской деятельности. Знания, полученные в результате изучения дисциплины, являются основой менеджмента цепи поставок, бизнес-логистики, реинжиниринга бизнес-процессов, бизнес-администрирования и международного бизнеса.
Фирма в рыночной экономике.
Аспекты рассмотрения фирмы.
Предприятие (фирма) – это организация, координирующая совместную деятельность людей с целью удовлетворения общественных потребностей.
Термин «организация» образован от французского слова «organisation» и означает устройство, сочетание кого-либо или чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата.
Категория «организация»многозначна. В широком смысле это свойство систем, в узком – действие, направленное на создание чего-либо (например, организация собственного «дела»). В то же время организацией можно назвать группу людей, объединившихся ради достижения общих целей. Это могут быть общественно-политические и спортивные организации, организации любителей русской словесности и т. д. Если же целью, объединившей людей, является бизнес, то их совместное «дело» можно назвать бизнес-организацией. Такого рода организации могут быть предприятия, фирмы, корпорации, товарищества, акционерные общества и т.п. независимо от их формы собственности.
Фирма является одним из основных институтов современной экономики и играет особую роль в жизни общества. Она является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и местом приложения сил большинства трудоспособного населения. В ней соединяются для производства благ трудовые, материальные, информационные и финансовые ресурсы.
В целом фирма представляет собой сложное явление и может рассматриваться с различных точек зрения и прежде всего как:
- юридическое лицо;
- целостная система;
- производственно-технологическая система;
- система контрактов.
[Содержание]
Фирма, как юридическое лицо
Фирма как юридическое лицо - это коммерческая организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде, должна иметь самостоятельный баланс и расчётный счёт в банке.
Фирмы могут иметь различную организационно-правовую форму и в соответствии с этим могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и государственных и муниципальных унитарных предприятий. Из этого следует, что унитарные предприятия являются лишь частным случаем фирм, но в общем случае понятие «предприятие» не эквивалентно понятию «фирма», так как в соответствии со ст. 132 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГКРФ) предприятие - это всего лишь имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности и не имеющий прав и других атрибутов юридического лица. Такое законодательно установленное содержание понятия «предприятие» является очень узким и явно не соответствует объекту рассмотрения изучаемой дисциплины, поэтому в дальнейшем изложении как более адекватное этому объекту будет использоваться понятие «фирма».
Организационно-правовые формы предприятия определяются ГКРФ, ч.2 гл.4.
Комментарии:
1) коммерческая организация – организация, создаваемая с целью получения прибыли;
2) три формы имущественных отношений:
- обладание имуществом (собственность)
- хозяйственное ведение (не собственность, но фирма распоряжается имуществом от имени собственника)
- оперативное управление (собственник нанимает управленческий штат для управления имуществом без права распоряжения)
3) фирма закрепленным за ней имуществом отвечает перед собственником или обществом;
4) приобретение и осуществление прав (не только имущественных);
5) фирма является полноправным юр. лицом и несет юр. ответственность в суде, т.е. фирма – объект юрисдикции;
6) нормы финансовых взаимоотношений строятся на уровне баланса, денежные отношения осуществляются через коммерческие банки (ЦБ фирмами не занимается).
[Содержание]
Фирма, как система
Я руками на ощупь узнаю всегда,
Лишь слегка прикоснувшись, твою красоту.
Твоё имя сквозь шелест мне скажет листва.
Я в тебе обрету своей жизни звезду.
Прошепчи...Позови...И я тут же приду
Сквозь границы и время, пространство прорвав!
Принесу и отдам чувств своих наготу,
Попрошу их принять, на колени упав.
Годы, люди, созвездья, судьба, гороскоп -
Это тени, что тают при свете любви,
Обновляющей все, как всемирный потоп!
Ты поверь...Ты реши...Прошепчи...Позови...
С точки зрения своих наиболее общих свойств фирма является системой, которой присущи следующие фундаментальные для данного класса систем атрибуты.
Во первых, фирма как система (греч. systema - целое, составленное из частей) состоит из закономерно обусловленной совокупности компонентов, которые обобщенно можно разделить на две категории:
1) работники, представляющие собой социальные компоненты фирмы и в целом определяемые как персонал фирмы;
2) средства производства, т. е. все то, что используют работники для воздействия на предметы производства с целью их преобразования в продукты производства. В состав средств производства входят:
- технические средства, здания и сооружения;
- земля и другие природные факторы;
- нематериальные и финансовые активы.
Очень важным является то обстоятельство, что конкретный состав указанных компонентов для каждой фирмы является не случайным, а закономерно обусловлен теми функциями, которые должна выполнять данная фирма.
Во-вторых, фирма как система является единым целым. Это значит, что связи между её компонентами являются более сильными, чем связи этих компонентов с другими окружающими данную фирму объектами. Кроме того, эти связи также имеют не случайный, а закономерно обусловленный задачами фирмы характер.
В-третьих, фирма в отличие от естественных систем не возникает сама по себе, а является искусственной системой, которая сознательно и целенаправленно создаётся человеком для выполнения определённых производственно-хозяйственных задач. Вследствие этого она вступает в противоречие с окружающей средой. Отсюда следуют экологические факторы существования фирмы.
В-четвёртых, фирма является открытой системой. Это значит, что фирма существует лишь в условиях постоянного взаимодействия с определённой внешней средой, из которой она через свои проницаемые границы получает материальные, трудовые, энергетические, информационные и финансовые ресурсы и в которую поставляет свою продукцию.
В-пятых, фирма является целеактивной системой, т.е. в отличие от других систем, которые лишь пассивно реагируют на воздействия внешней среды, фирма активно действует в направлении достижения своих собственных целей. Это значит, что фирма имеет внутренний механизм постановки и реализации собственных целей и следовательно, имеет собственную автономно действующую систему управления.
В-шестых, фирма является развивающейся системой, т.е. в отличие от систем, которые остаются неизменными, фирма чтобы выжить в постоянно изменяющейся внешней среде и адаптироваться к ней, изменяет свою структуру и функции. Это изменение совершается таким образом, чтобы увеличить объём и/или эффективность деятельности фирмы и, следовательно, реализуется целенаправленно в рамках определённой стратегии развития фирмы.
Среда деятельности фирмы.
Общее определение.
Фирма существует в условиях постоянного взаимодействия с различными системами и факторами, влияющими на направления, результаты и эффективность её деятельности и составляющими её маркетинговую среду.
Среда деятельности фирмы - это совокупность систем и факторов, прямо или косвенно воздействующих на фирму и/или подверженных её воздействию.
В целом среда деятельности фирмы делится на два принципиально различных по условиям контроля со стороны фирмы вида: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя среда фирмы.
Внутренняя среда фирмы - это часть общей среды, которая находится внутри фирмы, контролируется ею и образует потенциал её деятельности.
Эта среда включает пять видов элементов (рис. 2.5)
1. Персонал, который представляет собой ключевой фактор успешной деятельности фирмы и включает демографический и профессиональный состав, уровень квалификации, знания, умения и навыки работников, а также авторитет, известность и имидж ведущих менеджеров и специалистов.
2. Активы, т.е. любые виды средств и атрибутов фирмы, способные приносить ей доход. Они делятся на три вида:
- материальные активы, к которым относятся основные средства и материально-производственные запасы;
- нематериальные активы: патенты, лицензии, технология производства, ноу-хау, авторские права, программные продукты, торговая марка и деловая репутация фирмы (гудвилл);
- финансовые активы: ценные бумаги, дебиторская задолженность и денежные средства.
3. Структура, т.е. совокупность компонентов фирмы и связей между ними. При этом в зависимости от вида отражаемых связей различают:
- административно-хозяйственную структуру, которая отражает вертикальные связи административного подчинения, хозяйственного включения и финансовых взаимоотношений между подразделениями различных иерархических уровней фирмы;
- производственную структуру, отражающую совокупность горизонтальных предметно-технологических отношений между производственными подразделениями;
- структуру системы управления, которая отражает отношения линейных и штабных полномочий и коммуникаций менеджеров и звеньев различных уровней системы управления.
4. Системы, под которыми здесь понимаются официальные взаимосогласованные правила, процедуры и нормы, принятые на фирме при осуществлении определённых видов деятельности. Важнейшими такими системами являются:
- система планирования и бюджетирования;
- система бухгалтерского учёта;
- система оплаты и стимулирования труда;
- информационная система.
5. Культура (организационная, корпоративная) - это совокупность коллективно разделяемых работниками фирмы общих ценностей, убеждений, норм поведения и традиций. Она включает три важнейших элемента:
- набор общих ценностей, определяющих, что является важным, а что нет, и отражающих приоритеты фирмы. («мы ценим творческий подход в работе», «потребитель - король» и т. п.);
- нормы поведения, т.е. неформальные правила, влияющие на решения и действия всех работников формы и указывающие, что хорошо и допустимо, а что нет (этика поведения, кодекс чести, норма «клиент всегда прав», отношение к работе, ответственность на работе, качество работы, чистота рабочего места и т.п.);
- традиции, т.е. символы и ритуалы, создаваемые и почитаемые для сохранения и развития общих ценностей и норм (символика, герои и образцы для подражания, форма одежды, ритуалы приёма в коллектив новичка и проводов на пенсию, проведения юбилейных и наградных мероприятий, стиль общения и т.п.)
В целом элементы внутренней среды фирмы определяют производственную мощность фирмы, её способность производить высококачественную продукцию, уровень издержек и прибыли, сильные и слабые стороны, обеспечивая её производственно-коммерческий потенциал и конкурентоспособность. Они в большей мере, а некоторые из них даже полностью, подконтрольны фирме и могут быть изменены фирмой в желаемом для неё направлении при эффективном менеджменте и наличии необходимых для этого ресурсов.
Внешняя среда фирмы
Внешняя среда фирмы - это система и факторы, которые находятся вне фирмы, прямо или косвенно взаимодействуют с ней и слабо или вообще не подконтрольны ей. Она, в свою очередь, состоит из двух принципиально различных частей: микросреды и макросреды.
Микросреда фирмы.
Микросреда фирмы - это система и факторы, которые непосредственно воздействуют на фирму или подвержены её прямому воздействию. Она включает следующие основные элементы (рис. 2.5).
1. Потребители (покупатели) - это фирмы и физические лица или их группы, готовые приобретать товары и услуги данной фирмы. Они представляют собой важнейшую составляющую микросреды фирмы, так как их наличие и способность находить их определяет само существование фирмы и является условием её выживания и развития. Потребители, решая какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, оказывают огромное влияние на внутреннюю среду фирмы и результаты её деятельности.
2. Поставщики - это фирмы и физические лица, обеспечивающие данную фирму всеми видами ресурсов, необходимыми для осуществления её производственно-коммерческой деятельности. При этом в первую очередь речь идёт о поставщиках материальных ресурсов, используемых непосредственно для производства товаров и услуг. Однако важную роль играют также поставщики оборудования, энергии, финансовых и трудовых ресурсов, которые, с одной стороны, воздействуют на фирму, а с другой, - сами подвержены её воздействию в зависимости от того, является ли она при приобретении этих ресурсов моно -, олиго - или полипсонистом.
3. Конкуренты - это такие фирмы, которые соперничают с данной фирмой за получение предпочтения у покупателей при продаже своей продукции на рынке однотипных товаров. Во многих случаях именно конкуренты определяют, какую продукцию и по какой цене может продать данная фирма. Действия конкурентов непосредственно влияют на рыночное поведение и выживаемость фирмы, пути и способы изменения ею своего потенциала.
4. Посредники - это фирмы или физические лица, помогающие данной фирме в продвижении, распространении и сбыте её товаров. Они обеспечивают, во-первых, физическое перемещение товаров от мест их производства к пунктам продажи или потребления, их накопление и предпродажную подготовку; во-вторых, кредитную поддержку сделок и страхование рисков порчи или пропажи товаров; в-третьих, собственно продажу; в-четвёртых, помощь в поиске покупателей, рекламе, стимулировании сбыта и послепродажном сервисе.
5. Контактные аудитории - это системы и социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности фирмы и могут оказать существенное влияние на её результаты. Сюда относятся:
- аудиторские и консалтинговые фирмы;
- независимые средства массовой информации: пресса, радио, телевидение;
- государственные органы: налоговые, статистики, лицензирования, санитарного, экологического и других видов надзора;
- местные власти;
- общественность: профсоюзы, союзы потребителей, экологические и другие общества.
Все факторы микросреды непосредственно воздействуют на деятельность фирмы, однако сами в большей мере или полностью неподконтрольные фирме из-за активного воздействия на них других общественных факторов и непредсказуемых действий конкурентов. В то же время путём исследования и выявления их характеристик и тенденций изменения фирма может подстраиваться под них и в значительной мере воздействовать на них с помощью инструментов комплекса маркетинга.
Макросреда фирмы.
Макросреда фирмы - это системы и факторы, которые косвенным образом воздействуют на фирму через её микросреду и не подконтрольны ей. Она включает следующие важнейшие группы факторов (рис.2.5).
1. Политехнические (политико-правовые) факторы: внутренняя и внешняя экономическая политика государства; законодательство по хозяйственной деятельности фирм; политехническая стабильность и расстановка политических сил и общественных движений.
2. Экономические факторы: темпы экономического развития, инфляция, безработица, распределение доходов в обществе, покупная способность населения.
3. Социальные факторы, которые делятся на две группы :
- социально-демографические - численность, плотность размещения и половозвратная структура населения и тенденции изменения этих характеристик; миграция и изменение соотношения городского и сельского населения; изменения в численности и структуре семьи, в количестве браков и разводов;
- социокультурные - система принятых в обществе установок, жизненных ценностей и традиций; социальные классы и их характеристики; культура и субкультуры, формируемые на национальной, расовой, религиозной и региональной основе.
4. Технологические факторы: уровень и темпы научно-технического прогресса; уровень государственной поддержки и финансирования науки и научных исследований; степень внедрения новшеств в товары, средства производства и технологии; наукоёмкость продукции и технологических процессов различных отраслей.
5. Природные факторы: состояние и перспективы использования природных ресурсов; степень государственной регламентации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; экологические нормативы и уровень развития системы экологического мониторинга.
Факторы макросреды в большинстве случаев не имеют специфического по отношению к отдельно взятой фирме характера и не воздействуют впрямую на фирму. Они непосредственно воздействуют на факторы микросреды и только через них косвенно влияют на стратегическое положение фирмы. Кроме того, из-за масштабности этих факторов фирма практически не может воздействовать на них и вынуждена принимать их как данность, приспосабливая к ним свою деятельность.
Важной характеристикой микросреды является также наличие существенных взаимосвязей между её факторами, так что изменение одного из них приводит к изменению других. Так, изменение социальных условий приводит к новым политическим решениям, которые, в свою очередь вызывают изменение экономических условий деятельности фирмы. Это требует проводить их анализ не по отдельности, а системно, в комплексе.
Наибольшее влияние на деятельность фирм оказывают четыре вида факторов макросреды: политико-правовые (П), экономические (Э), социальные (С) и технологические (Т), которые объединяются в группу ПЭСТ -факторов и по отношению к которым проводят комплексный ПЭСТ- анализ.
Структура фирмы.
Малые инновационные фирмы
· венчурные фирмы, создаваемые изобретателями на собственные средства и ссуды т.н. “венчурного” капитала для промышленного освоения и коммерциализации новшеств
· фирмы “спин-офф” (отпрыски) - создаваемые путем выделения научно-технического коллектива из состава промышленного предприятия.
Факторы, обуславливающих важную роль малых инновационных организаций в области нововведений:
Ø мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;
Ø характер мотивации, обусловленный причинами, как внеэкономического плана, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его автору состояться в качестве предпринимателя;
Ø узкая специализация их научных поисков или разработка небольшого круга технических идей;
Ø низкие накладные расходы (малый управленческий персонал);
Ø готовность к риску.
Начальная стадия
Как правило, их продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца. Их оборот определяется получаемыми ими из государственных или негосударственных источников средствами на НИОКР. Часто в этих организациях один-два штатных сотрудника, остальные сотрудники привлекаются на конкретный заказ. Их затраты – в основном зарплата. Никаких отношений по собственности с ее обладателем они не имеют, хотя организации уже реализуют свою продукцию на отечественном или зарубежном рынке. Для них характерно то, что значительная часть оборота образуется за счет объема продаж проекта или предоставляемых услуг. Так как такой оборот недостаточен для самообеспечения, то организация «подзарабатывает» на коммерции, на «отверточных технологиях», пользуется площадями и оборудованием «материнской структуры». Однако она уже заключает договоры о совместной деятельности, оплачивает коммунальные расходы.
Необходимость развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства:
Инжиниринговые компании
Инжиниринговые компании – юридическое лицо, занимающееся созданием промышленных объектов, проектированием, производством и эксплуатацией машин, организацией производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности.
Инжиниринговые организации - это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством – с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудования, организации производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности. Инжиниринговые организации осуществляют оценку вероятной значимости, коммерческой конъюнктуры и техническое прогнозирование инновационной идеи, новой технологии, полезной модели, изобретения, выполняют доработку и доводят нововведения до промышленной реализации, оказывают услуги и консультации в процессе внедрения объекта разработки, производят пусконаладочные, испытательные работы по поручению промышленных предприятий.
Внедренческие организации
Внедренческие организации содействую развитию инновационного процесса и, как правило, специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, на продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.
Инкубатор бизнеса
Инкубатор бизнеса – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи.
Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.
Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций:
1. поддержка инновационных фирм за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки.
Осязаемая – это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных, информационных, консультационных услуг и пр.
Неосязаемая – это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых организаций к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам;
2. Стратегия коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить эту организацию к действиям в рыночных условиях. За время пребывания организации в инкубаторе, она должна стать успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты;
3. Бизнес-образование, т.е. обучение в свободной обстановке или организация бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета. Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предприни